Главная страница

Эллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеЭллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz
Дата18.11.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаplay_in_deep.pdf
ТипРеферат
#275557
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
http://www.koob.ru двоих детей. Ее муж оказался чутким. Но теперь, когда ей исполнилось 45 лет, она была вынуждена признать, что ее жизнь только внешне отличается от жизни ее матери. Она превратилась в столь же ущербную и холодную и тоже стала нелюбимой матерью. Муж теперь уже не является ее гармоничным дополнением. Она считает его ни на что негодным, замкнутым чудаком. Когда вспомогательное "я" попыталось проникнуть под эту жесткую оболочку протагонистки, поставив под сомнение ее персону интеллектуалки, неспособной испытать материнское чувство, и обратило внимание на ее разочарование и душевную рану, та быстро отогнала пришедшие к ней мысли "Яне должна идти на поводу у своих чувств. Был разыгран семейный ужин в большой помпезной столовой. Дети, уже ставшие почти взрослыми, не пришли домой (как это случается довольно часто. Мужи жена сели напротив друг друга, в атмосфере ощущалась натянутость, даже некоторое смущение. В процессе введения в роль мужа Марион увидела, что он чувствует себя счастливым на работе и только там, в контакте с молодежью, получает удовлетворение. Дома он становится незаметным. Он давно во всем уступает своей жене. Да и с детьми у него вряд ли существует хороший контакт, ибо между ними находится она. В следующем диалоге Марион слышится несколько горьких жалоб. В процессе обмена ролями она все настойчивее говорит себе из роли своего мужа "Я хотел устроить тебе прекрасную жизнь, я действительно тебя любил. Но к тебе было совершенно невозможно подступиться. Это ты сделала меня таким, каким я стал сейчас.
Марион не воспринимала своего мужа в качестве своего позитивного дополнения. Наоборот, она так долго проецировала на него свой анимус, сформировавшийся под влиянием матери (интеллектуальное, прохладное, сдержанное, уклончивое человеческое существо, что он идентифицировался с этой проекцией жена сделала его таким, каким хотела видеть. Поток противоречивых чувству протагонистки по отношению к самой себе становился все сильнее и сильнее. Ситуация, в которой проявилось истинное положение вещей, внезапно привела к потрясающим результатам. Увидев свою жесткость, Марион ее отбросила, дав волю чувствами разрешила себе двигаться она горевала по ушедшему времени, утраченной любви, утраченным возможностям. С одной стороны, она терзалась безнадежностью, с другой - ее не покидала надежда.
Шеринг оказался для нее тоже очень волнующим, ибо она получила много тепла и сочувствия не меньше участия досталось и ее мужу. Протагонистка чувствовала и говорила за них двоих она поняла, что здесь присутствуют два человека, два элемента, два начала. Прежде всего прояснилось, что "никто не может распознать себя и научиться отличать себя от ближнего, имея о нем искаженное представление точно также, не зная себя, нельзя понять другого"(Юнг)
84
В следующей психодраме речь пойдет о формировании нового отношения к самому себе.
Протагонистка мучается неприятным чувством, которое ей хотелось бы понять. Ей
26 лет, ее прежние усилия не оставались без успеха. Она закончила учебу и хочет начать учиться снова. Но именно сейчас, когда она так успешно адаптировалась в окружающем мире, у нее в душе вдруг начался разлад. Первый раз она ощутила его совсем недавно, прогуливаясь по лесу со старым добрым другом, который совершенно неожиданно задал ей вопрос "Скажи, отчего же ты так бежишь" Вопрос друга, который в ее представлении был для нее " матерью и отцом водном лицеи даже "мудрецом, вопрос такого "матриархального анимуса" поверг ее в неописуемый ужас и потребовал от нее переориентации жизненной установки. На вопрос директора, есть ли ей отчего бежать, ей вспомнились детские страхи

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru она села на мешок, представила себя в своей детской кроватке и снова почувствовала, как к ней подступает страх. Ей стало казаться, что она все падает и падает и все вокруг начинает рушиться. Группу потряс детский крик ужаса. Нов то время никто никогда не подходил к ребенку. Она и сейчас находится одна "Я должна была собрать все свои силы, чтобы не умереть. Единственной защитой была моя кроватка.
Протагонистка погрузилась в переживания прошлого, и начался ее монолог. Теперь группа становится всего лишь свидетелем того, что происходит на сцене. Некоторое время спустя женщина встала с "постели. Она имеет представление о символическом значении стульев, которые расставляются в определенном порядке, представляя различные аспекты личности. Она подвинула мешок, символизирующий ее страхи, поближе к стулу, обозначавшему ствол дерева, на котором она сидела в лесу с другом. Сидя на нем, она вновь ощутила себя маленькой и беспомощной. "Там самое безопасное место, где я смогу оставить малышку одну. Затем напротив "ствола дерева" протагонистка поставила стул, обозначавший докторскую степень, которую получила в конце учебы. Это был тот аспект ее личности, который помогал ей преодолевать свои страхи и достичь того положения, которым она гордится. Испытывая приятное чувство удовлетворения, она некоторое время посидела на этом стуле. Но здесь она вспомнила свою жесткость и суровость, помогавшие ей собраться с силами, пробиться через все преграды, когда она хотела чего-то достичь, и благодаря которым она могла на какое-то время не обращать внимания на другие черты своего характера. Она взяла жесткий черный складной стул и поставила его посередине сцены, между двумя полюсами. Немного подумав, она произнесла "Нет, здесь ему не место. На самом деле не так уж он важен. Конечно, он должен быть между ними, но ближе к краю. Она села на этот стул с двояким чувством ей действительно нужно было иметь это качество для достижения тех или иных целей, но вместе стем, обладая им, она считала себя не слишком привлекательной, недостаточно женственной. Сидя на этом стуле, она чувствовала ненависть по отношению к малышке, которая "вечно делает глупости, все время плачет, кричит и дрожит от страха. Если бы ее не было, мне ненужно было бы становиться такой сильной и пробиваться локтями. Вспомогательное "я "Конечно, я слишком мало заботилась о малышке. Я почти забыла, что могут появиться страхи.
Протагонистка: "Да, это так. Но что же мне теперь с ней делать На этом жестком стуле я не могу ничего придумать, я только злюсь на нее.
Протагонистка уселась на пол между стульями, очертив вокруг себя пальцем круг, чтобы получить возможность спокойно подумать. Она взвешивает в уме каждый аспект в отдельности. "Дерево" для нее важнее всего, поэтому она еще раз бережно отодвигает его вправо. Учебой, докторской степенью, возможностью нормального существования она тоже не может поступиться. Все это должно находиться напротив дерева. Разумеется, жесткость не всегда выглядит симпатичной, но ей следует стать таковой, иначе она бы уже давно оказалась на дне. Малышка вызывает у нее жалость.
Протагонистка встала и еще раз внимательно посмотрела на нее. "Тебе необходимо

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru становиться взрослой. Ты должна научиться играть. Пора вылезать из кровати. Пойдем. Она отставила в сторону мешок, принесла маленькое удобное кресло и поставила его вплотную к жесткому складному стулу. "Здесь тебе будет безопасно. Если с тобой что- нибудь случится, он сможет тебе помочь. Через несколько секунд "Наверное, это будет хорошо и для него он больше не выглядит таким свирепыми агрессивным, когда ты выглядываешь у него из-за его спины.
Протагонистка снова села в центр сцены. Она положила голову на колени и задумалась. Постепенно у нее возникло ощущение, что с одной стороны находится пустота. Она повернулась в ту сторону "А что там" Пауза. "Нет, это не дальнейшая учеба. Пауза. "Призвание" Пауза. "Мне хочется, чтобы кто-нибудь появился оттуда и удержал меня. Ноне сейчас. Я могу подождать и посмотреть, что будет.
Протагонистка встала, поставила стул на пустое место и произнесла "Это - мое будущее. Теперь она расслабилась. Без малейшего страха и неприятных ощущений она стала разглядывать получившееся геометрическое построение и переживать его воздействие. В этой психодраме у протагонистки соединились ее нынешнее беспокойство и страхи прошлого, в результате чего
(регрессивно, в детской кровати) произошло вытеснение этого беспокойства. Она переживала и содержание своего бессознательного, и лежащий под ним архетипический страх. В лесу, возле ствола дерева, она нашла защиту у своего старого друга, матери-природы и ощутила в себе наличие духовного начала. Тонкой частью своей психики она прикоснулась к этому духовному отцу. Здесь можно усмотреть мотив инцеста, возникающего между отцом и дочерью, и конъюнкцию (связь) между пока еще слабым женским "я" и духовным отцовским аспектом (его символизировал мудрец, или позитивным анимусом. Усиленная таким образом женская составляющая ее "я" с гордостью смотрит на свои "мужские" достижения и вместе сними видит жесткость анимуса и "мужскую" напористость. В последней сцене защитным фоном оказался матриархальный анимус, которому противопоставляется патриархальный анимус, помощник в интеллектуальной деятельности и покорении окружающего мира.
Протагонитска сама связала воедино свои слабые и сильные стороны и теперь почувствовала себя готовой к встрече с будущими той реальностью, которую оно ей принесет. Получившаяся геометрическая структура характеризуется кругом в центре, который сначала обозначал ядро эго, то есть эго, способное к рефлексии, а затем стал принимать очертания формирующего центрального архетипа - Самости, вызывающего к жизни целительные силы. Он проявился в убежденности протагонистки в том, что аспект ее будущей жизни разовьется "сам. На примере этой психодрамы были рассмотрены разные эмоциональные комплексы. В воображении протагонистки появлялся каждый отдельный аспект личности, сопровождаемый сильными эмоциями. Что касается комплексов, можно сказать, что "они

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru относятся к психической конституции. Что же такое, научно выражаясь, представляет собой "эмоциональный комплекс Это очень живое и эмоционально окрашенное образное выражение определенной психической ситуации, несовместимое с привычными сознательными установками и убеждениями. Этот образ обладает. внутренней целостностью и относительно высокой степенью автономности"
85
Данная психодрама представляет собой один из примеров разных вариантов действия активного воображения, которое может возникать в психодраме некоторым протагонистам удается с ним работать, несмотря на то, что они жалуются на возникающие при этом трудности. Силы, с которыми приходится при этом сталкиваться, оказываются настолько реальными, что начинают воспринимаются автономно, те. активно (выделено мной - В.М.). Протагонист чувствует на себе их существенное воздействие. Наверное, следовало бы рассказать о многих других психодрамах, в которых таким же образом осуществлялись попытки разобраться с различными аспектами личности и исследовать протекание разных интрапсихических процессов. Один из протагонистов распознал в себе многие стороны своей психики, посмотрел на них критически, переструктурировал их и вновь реорганизовал так, что в конце концов вынужден был задать себе вопрос "Как же мне во всем этом распознать свою целостность" Ему пришла в голову идея построить из них башню. На сцене оказалось по крайней мере восемь стульев, кресел, табуретов и складных стульев. Самое удивительное, что построенная башня продолжала твердо стоять, а не обрушилась в следующий же момент, как опасались многие. Так в ритуальном действии слились игра и святая серьезность. Отец, мать, родители Вновь и вновь мы сталкиваемся с проявлениями взаимосвязи и взаимной обусловленности присущих каждому человеку сознательных и бессознательных элементов, наряду с соответствующими психическими составляющими противоположного пола. Так, от отношения женщины к своей "естественной женственности" зависит ее корреляция с мужским аспектом психики. Образы Афродиты, Персефоны, Геры, Селены или Гекаты дополняются мужской энергией или сферой приложения сил. Сегодня, при изменении понятий мужской и женской роли, женщине стало сложнее, чем раньше, воспринимать свою "природную женственность" как единую основу своего эго-ощущения. Некоторым женщинам оказывается совсем непросто признать свою женственность, ибо они соотносят ее сослужением мужчине и вытекающим из него самопожертвованием. Это не только вызывает трудности в отношениях с анимусом, который оказывается ущемленными уязвимым, но и приводит к незащищенности ее материнского самосознания. Каждому человеку прежде всего необходимо свыкнуться с ролью матери или отца. Точно также у каждого из нас сложилось свое представление об образе отца и матери. В процессе различных психодрам становится все более очевидно, что за фигурами конкретных родителей скрывается гораздо больше, чем можно предположить. Образы отца и матери, находящиеся во внутреннем мире человека, рождаются вследствие психического восприятия ив определенной степени вне зависимости от фактического положения вещей. Для любого человека мать и отец являются первыми обладателями мужского и женского начала в этом смысле они оказывают формирующее воздействие на его личность и становятся носителями проекций архетипов отца и матери. С другой стороны, восприятие архетипических структур и их конкретных

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru проявлений в своих родителях взаимосвязано со индивидуальной структурой психики
86
В психодраме конфликт с отцом, матерью или обоими родителями проявляется во многих аспектах ив качестве конкретных и частных случаев, ив качестве коллективных и архетипических проблем. В действительности их невозможно четко разделить, ибо в представлении о каждом конкретном отце заключены и образ отца, и его архетип. Наиболее важное и самое неизгладимое переживание человек получает в детстве, поэтому психика время от времени возвращает его к важнейшим детским переживаниям, даже если они считались давно осмысленными и интегрированными. "Нельзя. освободиться от детства, не уделив ему должного внимания. Это невозможно осуществить только при помощи интеллектуального познания, действенным является только такое мысленное возвращение, которое одновременно приводит к переживанию. Вернувшись таким путем в прошлое, можно обнаружить там все еще живые части своей личности. Но эти элементы пребывают в детской стадии развития и потому являются сильными и непосредственными, - пишет Юнга не Морено, как можно было бы предположить. Протагонист по имени Ульрих заканчивает курс истории искусств, ноне видит подходящих возможностей для своего дальнейшего профессионального роста. Он выбрал эту область лишь потому, чтобы заниматься чем-то иным, чем его отец ( который является судьей. Только ли отсутствие профессиональной перспективы оказывается причиной его неуверенности в себе По мнению протагониста, он еще никогда не чувствовал себя уверенно. Он всегда ощущал нависшую над собой угрозу. Например, когда в детстве он шалил вместе с двумя младшими братьями, каждый раз попадался именно он, принимая на себя всю вину. Судьей был его собственный отец. Мать как бы и не участвовала в разбирательстве, хотя присутствовала почти всегда. Однако ему никогда не удавалось привлечь ее внимание на свою сторону. Его попросили привести примеры, ион вспомнил ужасный случай, произошедший, когда ему исполнилось уже 18 лети он должен был держать экзамены на аттестат зрелости. Ему захотелось одолжить у отца машину, чтобы поехать на концерт, на который иначе не мог добраться, ибо они жили довольно далеко. Сейчас была воспроизведена эта сцена. В действие был введен отец - спокойный объективный, равнодушный человек, проявляющий интерес главным образом только к своей работе. Сцена происходит в кабинете отца на стеллажах ряды книг, большой сосновый письменный стол, такой же стул с высокой спинкой, напоминающий трон. Протагонист стоит перед дверью в кабинет и стучится прежде чем войти к отцу. Вспомогательное "я" чувствует, как он медлит, набираясь смелости постучаться, и весь сжимается, не услышав ответа. "Я страшно боюсь старика. При этом протагонист знает, что отец находится в кабинете. Совершая над собой усилие, он стучит громче второй, потом третий раз. Наконец он слышит "Войдите. Ульрих останавливается у двери. Отец, я знаю, что не должен мешать тебе работать, я лишь хотел тебя попросить кое о чем очень важном для меня. Он просит разрешения взять маленький автомобиль, при этом невнятно объясняет, зачем он ему понадобился. Разумеется, он не получил никакого автомобиля. И теперь, поменявшись с отцом ролями и глядя на себя глазами своего отца,
Ульрих смотрит на свое отражение и видит, как кто-то другой на его месте также, как они тем жетоном просит отца, и уверенно говорит "Нет, этому я бы тоже не дал. В следующей сцене действие происходит уже в настоящее время, когда Ульриху исполнилось 26 лет. Теперь он просит у отца машину только натри часа. Попытка была несколько решительнее, но события развивались почти также, таким же оказался и результат. У протагониста вырвалось восклицание "Все произошло так, как было раньше и как было всегда. У меня те же самые ощущения. Они никогда не изменятся. Вспомогательное "я "Мой отец не видит меня тем, кто я есть в действительности.

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
Ульрих: "Мне бы хотелось, чтобы он наконец меня увидел. Мне очень хочется, чтобы он меня полюбил. В следующей сцене Ульрих встречает родителей в нейтральном месте, свободном от ассоциаций. Он пытается завязать сними разговор, чтобы разрядить обстановку. Но затем начинает понимать, что они совершенно глухи к любым его попыткам. При обмене ролями он замечает, как его родителям не нравится то, что он не может выразить свои чувства. В роли отца протагонист ощущает, что тому становится очень не по себе, когда ему приписывается столько качеств ты сильный, ты неприступный, ты неумолимый, ты, ты, ты. Снова приняв свою роль, протагонист высказывает мысль, которая у него возникла "Что я делаю не так Моим братьям намного проще общаться с родителями. У них тоже нет еще настоящей профессии, они тоже пока неженаты, но тем не менее их принимают такими, какие они есть. В этот момент директор поставил по обе стороны от протагониста двух вспомогательных лиц, исполнителей ролей братьев (они были введены в роли несколько раньше. Ульрих слегка задумался над их неожиданным появлением и произнес "Хорошо, что вы находитесь рядом. Возможно, теперь мы все вместе справимся с ситуацией. Из психодраматического действия стало ясно, что протагонист борется с более могучей силой, чем его родной отец. Ему противостоит отец, точнее, образ отца, созданный с помощью проекций, а также имаго отца. Под давлением этой совокупности образов он утерял способность обрести собственную мужскую идентичность. Очень важным для ее подкрепления оказался тот момент, когда протагонист принял своих братьев, на которых раньше только жаловался. Они олицетворяли положительный, постоянно оживляющий его внутренний мир, несложный теневой аспект. Допустив его существование в качестве некоторой своей внутренней части, Ульрих мог существенно изменить свои отношения с родителями. В роли отца он также пережил аспекты своей тени силу, уверенность в себе и хладнокровие, то есть доселе скрытый личностный потенциал. В эмоциональном конфликте с отцом выявилось много несуразностей, которые не укладывались в привычные рамки сознания или сознательной установки. Это означало, что протагонист натолкнулся на свой отцовский комплекс. Обладающий авторитетом и властью отец (судья) оказался причиной появления у сына комплекса власти и авторитарности, поскольку власть и авторитарность не совмещались с сознательными установками сына. Точно таким же образом любой учитель и шеф, вызывающие ассоциацию с архетипом отца, могут констеллировать комплекс авторитарности. Подобные явления можно заметить, если при остром ощущении наличия комплекса обратить на него более пристальное внимание, и тогда можно обнаружить за ним властную фигуру отца. Или же через переживание отцовского могущества можно натолкнуться на комплекс, который активизировался вследствие неправильного отношения к нему. Очень важно, чтобы архетипические образы и ситуации воспринимались живо и человек был открытым для всего нового, чтобы их восприятие влекло за собой изменения в его сознании. Если отец протагониста, о котором шла речь выше, пользовался успехом и властью, то отец следующего протагониста, наоборот, ничего этого не имел. Поводом для его психодрамы послужила ярость. Как оказалось, причина ярости заключалась в отношении протагониста к отцу.
Зепп был старшим сыном в обедневшей крестьянской семье. Его отец был алкоголиком, мать умерла, когда сыну было всего семь лет. Едва ему исполнилось пятнадцать, он покинул отцовский дом. в жизни он всего добивался сами больше никогда не возвращался в родные места. Теперь на психодраматической сцене Зепп должен был еще раз войти в тот дом, где провел детство (к тому времени этот дом уже разрушился) и еще раз поговорить с отцом (тот уже умер. Он вошел в маленькую закопченную кухню. После смерти матери все хозяйство

Онлайн Библиотека
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта