Главная страница

«Завоевание Плассана». Эмиль Зоя Завоевание Плассана


Скачать 16.53 Kb.
НазваниеЭмиль Зоя Завоевание Плассана
Дата26.05.2022
Размер16.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Завоевание Плассана».docx
ТипДокументы
#550554

Эмиль Зоя «Завоевание Плассана»

Эмиль Золя, выдающийся французский писатель, вошел в мировую литературу как создатель двадцатитомной эпопеи "Ругон-Маккары", где блистательный анализ современного писателю общества ничуть не затмевает накала страстей. «Завоевание Плассана» — четвертый роман из цикла печатался с февраля месяца 1874 года в газете «Сьекль», в мае того же года он вышел отдельной книгой в издательство Шарпантье.

Замысел «Завоевание Плассана» складывался в течение длительного времени и претерпел существенное изменение. В самом начале работы над «Ругон-Маккарами» писателем была намечена книга о священниках. В первом перечне будущего цикла значилось: «Роман о священниках (провинция)». В более подробном плане, составленном в 1869 году для издателя А. Лакруа, Золя изложил замысел романа, который впоследствии получил название «Проступок аббата Муре». В конце 1871 года, составляя третий перечень цикла, Золя намечает уже два романа о священниках и наряду с «Проступком аббата Муре» впервые появляется название нового романа — «Завоевание Плассана».

Героями романа должны были быть Франсуа Муре и Марта Ругон. По первоначальному замыслу роман должен был быть посвящен главным образом истории взаимоотношений четы Муре. На первых страницах «Наброска» Золя записал: «Не забыть, что Марта — дочь Пьера Ругона и Фелисите. В ее жилах течет кровь Ругонов, в то время как Муре по крови — Маккар. Моя физиологическая драма будет посвящена изучению близкого родства, которое сближает супругов, но в конце концов приводит их к полному разладу». Золя хотел затронуть в романе вопросы наследственности и нервно-психических заболеваний, которые давно его интересовали. Писатель рассматривал чрезмерную набожность как одно из проявлений умственного расстройства. В январе 1869 года в газете «Трибюн» была опубликована рецензия Золя на пьесу В. Сарду «Серафина». Золя писал: «Причины набожности могут быть самые различные: ханжа продает свои молитвы, рассчитывая получить за них соответствующее вознаграждение, больной мозг верующей женщины бросает ее во власть религиозных галлюцинаций, светская модница считает, что постоянное место в церкви св. Роха для нее столь же необходимо, как и ложа у Итальянцев». Далее Золя добавляет: «Нам очень нужна пьеса, в которой было бы показано, как современные Тартюфы подчиняют себе женщин». В 1870 году в одном из своих очерков, напечатанных в газете «Ля Клош», Золя подробно описывал экстатическое состояние набожной женщины, оказавшейся всецело под влиянием своего духовника. Эти произведения Золя явились как бы первоначальными эскизами одной из тем будущего романа — трагической истории Марты, впавшей под влиянием религии в мистическое безумие.

Это произведение, посвященное в основном истории семьи Муре, должно было стать семнадцатым, предпоследним романом цикла. Но в 1873 году значительно изменяются творческие планы писателя. Закончив работу над первыми тремя книгами цикла «Ругон-Маккары», Золя приступает к созданию книги о священниках. В 1873 году тема церкви, клерикализма приобрела острую политическую злободневность. Золя откладывает работу над предполагавшимся ранее романом «Проступок аббата Муре» и принимается за «Завоевание Плассана», делая главной темой романа изображение церкви как орудия реакции, орудия политической борьбы. Наследственно-психологические проблемы произведения отодвигаются на второй план, центральным персонажем становится аббат Фожа, главной сюжетной линией — рассказ о политической авантюре Фожа, о его борьбе за подчинение Плассана интересам бонапартистской партии. Это изменение звучания романа было вызвано политической обстановкой в стране.

В начале романа семейная жизнь Франсуа Муре, его жены и кузины Марты (урожденной Ругон) изображается как в целом приятное и спокойное существование. Франсуа слегка навязчив в своем поведении, а Марта явно страдает каким-то психическим заболеванием, которое Золя намеревался изобразить как генетическое следствие запутанной родословной семьи Ругон-Маккар. Среди их троих детей-старший сын Октав, умный, но беспомощный ловелас (главный герой двух более поздних романов цикла "Пот-Буйль" (1882) и "Пот-Буйль" (1882).Au Bonheur des Dames (1883), но здесь чуть больше сноски), а также тихий и замкнутый младший сын Серж и умственно отсталая дочь Дезире. Их семейная жизнь нарушается приездом странного священнослужителя аббата Фожа и его матери, снимающих комнату в доме Муре. Постепенно выясняется, что таинственный незнакомец прибыл, чтобы попытаться завоевать влияние в городе для внешних политических сил (которые никогда не проявляют себя) с помощью серии макиавеллиевских интриг, заговоров, клеветы и инсинуаций; в процессе этого он начинает распутывать жизнь Муре до такой степени, что сбитый с толку Франсуа неохотно и без необходимости попадает в психиатрическую лечебницу, в то время как бедная Марта становится одержимо религиозной, хотя является ли ее преданность Богу или Фожасу, становится все более неясным. В отсутствие Муре и безразличия Марты бессовестная сестра Фожа Олимп и шурин Труше захватывают дом Муре и живут за их счет. Золя увлекательно рисует реакцию горожан на внешнее влияние Фожа, очень остро прослеживает тактику групп, находящихся в "сопротивлении" хитроумным махинациям аббата Фожа. Повествование ведется с огромной скоростью и достигает совершенно удивительной кульминации насилия и ужаса, когда Золя заканчивает роман в почти апокалиптической ярости.


написать администратору сайта