286 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Коричневый
| Его отрицание
| Говорит о том, что потребность в безопасности и комфорте отвергаются В этом случае стремление к физическому комфорту рассматривается как слабость, которую следует преодолеть
| М.Люшер[16]
| Тот, кто отвергает коричневый цвет, считает, что он создан из прочного материала, и желает выступать перед всем миром как непреклонный индивидуалист Такой человек решительно отвергает «стадное чувство», тягу к взаимозависимости, выражаемые коричневым цветом Он считает низменным потакать нуждам своего организма Однако такое подавление способности наслаждаться физическими ощущениями может легко привести к эмоциональному дефициту, что проявляется в беспокойстве и потребует каких-то форм компенсации, включая принуждение себя к половой активности, поиск различных видов физических ощущений
| М.Люшер[16]
| Когда коричневый цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность
| С.С. Степанов [38]
| Вверху
| Вселяет чувство тяжести, давления
| Е.И. Рогов[26]
| Занимает боковые поверхности или перспективы
| Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность
| Е.И. Рогов[26]
| Внизу
| Укрепляет уверенность
| Е.И. Рогов[26]
| Добавление его к любому цвету
| Предполагает психический конфликт Например, примесь коричневого в желтом может говорить об амбивалентном отношении к отцу (Р Келлогг)
| Автор не установлен
| Коричневый с большой примесью красного -каштановый
| Цвет засохшей крови, связан с сексуальной идентичностью (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| В рисунках мужчин заставляет обратить внимание на психологические табу, в частности, инцестуальные потребности (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| В работах женщин говорит о низкой самооценке, связанной с негативным восприятием своей женской роли, повышенной заботе о собственном теле, гинекологических расстройствах (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| Может напоминать о необходимости психологической проработки застарелых психотравм (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| Может быть также связан с перинатальными травмами и отражать скрытый страх кастрации, мазохистские тенденции, которые могут актуализироваться при осложненном прохождении пубертатной фазы развития (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| Темно-коричневый
| Насыщенность (питательность), близость к природе и всему земному, здоровье
| Г. Ферс [36]
| 3.8. Цветвпроективномрисованиииарт-терапии: таблицапризнаковиинтерпретаций 287
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Светло-коричневый
| Может обозначать гниение или разложение, а иногда - борьбу с разрушительными силами и стремление кнормальному (здоровому состоянию)
| Г. Ферс [36]
| Серый
| Как признак
| Результат смешения черного с белым, в зависимости от смешиваемых пропорций может выражать принятие, сдерживание, комфорт, безразличие, покой, укрепление, молчаливость, скромность и формализм
| М. Бетенски [5]
| Отражает баланс противоположностей, так как он является смесью черного и белого. Он лишен хроматизма, с которым связаны эмоциональные проявления. Поэтому он говорит об отсутствии или подавлении эмоций, что, в частности, характерно для депрессии
| Автор не установлен
| Нейтральный цвет, стоит в самом центре цветовой сферы и избегает крайностей и эмоций
| Г.Э. Бреслав [6]
| Не привлекает к себе внимания, не вызывает никаких реакций - не возбуждает и не успокаивает, а создает ощущение стабильности тем, что отгораживает человека от окружающего мира и побуждает его к скромности, сдержанности, скрытости. Поэтому считается, что серую одежду носят люди похарактеру скрытные, старающиеся не привлекать к себе лишнего внимания. Это не совсем так. Иногда стремление к серому цвету связано с повышением возбуждения или уровня тревоги, и в этих случаях он защищает человека от переутомления, снижая его энергозатраты
| Г.Э. Бреслав [6]
| Главные свойства серого цвета основываются на тех основных ощущениях, которые он вызывает, - стабильность и холодность. Этот цвет не содержит ни прошлого, ни будущего, он отгорожен и от того и от другого и поэтому символизирует настоящее, текущее время
| Г.Э. Бреслав [6]
| Отсутствие движения, символизирующегося этим цветом, приводит ктаким понятиям, как остановка и порядок, ибо всякая остановка - это порядок, заведенный раз и навсегда
| Г.Э. Бреслав [6]
| Обособленность серого цвета выражается в таких понятиях, как нейтральность и граница, которые показывают отсутствие стремления к чему-либо и ассоциируются с понятиями: сдержанность, незаметность, скромность и ограниченность
| Г.Э. Бреслав [6]
| Эго не оккупированная территория, а граница - как ничейная земля, как демилитаризованная зона, линия разграничения, - позволяющая различить контрастные части
| М.Люшер[16]
| |