ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
Скачать 8 Mb.
|
Материалы Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь. Основные этапы 1. Настрой Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент. Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Попробуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению Приложение 2 319 к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций». Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следующая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата». Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга. 2. Индивидуальная работа Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует проявлению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения. Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое. Инструкция «Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы. Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какое-то время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию. Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее. Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?» 3. Этап вербализации Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории. 320 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи. 4. Коллективная работа На данном этапе участники создают общую карту группы. Инструкциия «Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент. Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название». 5. Этап рефлексивного анализа Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия. Комментарии Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса. Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность. Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создаваемых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, в рисунках лиц юношеского возраста часто встречается изображение лишь одного чувства — любви, которое занимает все пространство листа. Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо — устремленность в будущее, справа налево — в прошлое). Приложение 2 321 Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» маршруте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту (непосредственно через объект или рядом с ним: показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования). Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пережить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние. Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого. Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изображение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение. Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить самостоятельное тематическое занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства). Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т. е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем. 322 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт- терапии На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки доверия, эмпатии способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров личности. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе совместных действий приводит к сближению участников группы и созданию положительного эмоционального фона. В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре — претензии на лидерство; с краю — отверженность). Необходимо также анализировать рисунки, расположенные рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего, это указывает на уход от общения, взаимодействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаимоотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса. Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью общеизвестных символов. К примеру, чувство любви — в виде красного или розового сердца, чувство радости — в виде улыбки, чувство печали — в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. Возможно также влияние социальных стереотипов, научения. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка. В работе с такими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной техники. Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вызванную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы. После вербализации участникам предлагается удалить, вырвать из карты нарисованные цветными пятнами эмоции, символизирующие помеху в жизни автора. Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя. Далее с отделенными от общего фона изображениями предлагается поступить по собственному усмотрению. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния. Затем новый, трансформированный вариант рисунков вклеивается на место вырванных пятен. Приложение 2 323 Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека. Эти переживания запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции, а на символическом уровне происходит трансформация его эмоционального состояния. Приведем в качестве примеров несколько иллюстраций. Рисунок «Карта эмоций. Рис. 1» (см. цветную вклейку) выполнен девушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным нажимом; видны также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия (инкапсуляция). Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего, именно эти эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе рисования автор неоднократно возвращалась к этому символу. Все остальные объекты были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе. «Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом государстве. Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания. Далее, пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и через пустыню тоски, преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото переживания. Его трясина затягивает, и, когда кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят меня в сад счастья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди его разноцветных деревьев. На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости. Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника. Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник. Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды». Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой находится автор в данный момент или имевшую место в его жизни и, возможно, повторявшуюся неоднократно. В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа и что попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у всех разные. Они зависят от обстоятельств и от самого человека. 324Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Рисунок «Карта эмоций. Рис. 2» (см. цветную вклейку) выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего внутреннего мира, карту эмоций, мальчик ответил, что это довольно сложно. После непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изобразил вокруг нее разум и дороги. Далее на карте появляются чувство одиночества — остров, чувство свободы — горы, чувство защищенности — пограничная застава и чувство страха — лес. Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви. По словам самого автора, во главе этого государства стоит разум. Он управляет жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней. Он же является точкой соединения всех дорог, внешне похожих на нервные волокна. Дороги, расположенные в левой части карты, приводят путешественника к каким-либо эмоциям или чувствам (к лесу страха, пустыне боли, к чувству защищенности в виде пограничной заставы или в горы свободы). У дорог, находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не имеет входа и выхода (единственный объект, прилегающий к ее границе, — река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с позволения автора на самолете, который приземляется в разуме. Для гостей предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке радости. Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы включать в маршрут, — пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль— негативное, не самое приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже нельзя. Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки. Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным, веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже, многогранней. По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при понимании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1996, 1999). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изобразительной продукции собственный смысл. Приложение 2 325 Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых подходов жизненного самоопределения и обогащении своего эмоционального опыта. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МАННОЙ КРУПЫ В отличие от проективных графических тестов, в арт-терапии помимо стандартных листов бумаги, на которые участники переносят (проецируют) свои внутренние «психические содержания», используется много разнообразных изобразительных средств и материалов. В их числе— стекло и манная крупа, на терапевтических ресурсах которых и основана данная арт-терапевтическая техника (автор Н.А. Тараканова). Работа с манкой наряду с изучением психических состояний личности дает возможность для исследования межличностных и групповых коммуникативных процессов. Манную крупу можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы (в соответствии с целями и составом участников) в системе других арт-терапевтических занятий. В процессе работы с манкой актуализируются ранние детские воспоминания. У большинства людей с детством связаны самые радостные эмоции и чувства, в то же время оно является областью неосознанного, непроанализированного, порой даже запретного. Возвращение к детству дает возможность объяснить многие причины нашего поведения, поступков, позволяет более глубинным пластам бессознательного перемещаться на уровень сознания, открывает новый взгляд на настоящее и будущее. Из детства человек черпает свой энергетический потенциал. Обращение к теме детства снижает степень контроля, уменьшает тревожность и влияние социальных стереотипов. Общение происходит на уровне Я—Я (Я-ребенок, Я-взрослый). И в этом случае Я-ребенок может выступать той силой ресурса, который необходим Я-взрослому. Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе с манкой, способствует развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств, поиску собственных энергетических ресурсов. Она подходит для работы со всеми возрастными группами. Кроме того, обладает большим диагностическим потенциалом. Материалы Цветная и неокрашенная манная крупа, цветной картон, стекла различных форматов (А-3, А-4) с обработанными краями (с детьми лучше использовать оргстекло). 326 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Полезный совет Предложим несколько способов окрашивания манной крупы. Способ 1. Вам потребуются следующие материалы: краски (гуашь — они дают более насыщенный цвет, или акварельные — предпочтительнее с точки зрения безопасности), неглубокая широкая ванночка для разведения красок, отрезы марли для каждого цвета. Разведите краски водой до получения однородного насыщенного цвета. Насыпьте крупу на марлю тонким слоем. Обмакните ее в ванночку с краской и подержите несколько секунд до полного окрашивания крупы. Дайте стечь воде, затем аккуратно распределите манку по поверхности марли (если образовались утолщения) и дайте высохнуть. После этого отделите полученные «блинчики» от марли, разломайте их на мелкие кусочки и разотрите до получения порошка (например, с помощью кофемолки). Вместо марли можно воспользоваться мелким ситом с твердой гладкой поверхностью. При работе с маленькими детьми в целях безопасности лучше окрашивать манную крупу пищевыми красителями. Этот трудоемкий способ имеет преимущество в том, что приготовленная таким образом манная крупа вбирает в себя краску и в дальнейшем не окрашивает руки тех, кто с ней работает. Способ 2. Более простой метод окрашивания с помощью школьных цветных мелков. Для этого надо растереть цветной мелок и смешать полученный порошок с манной крупой. Отметим, однако, что в этом случае получившаяся смесь пачкает руки цветным мелом. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у каждого участника были влажные салфетки, а в детских группах, как обычно, — халаты или фартуки и нарукавники. Способ 3. Смешать порцию манной крупы с небольшим количеством пищевого красителя. Полутона и оттенки можно получить, смешивая разные цвета красителя, добиваясь нужной интенсивности опытным путем. Основные этапы 1. Настрой Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, чувства общности, сопричастности. Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное» вещество (манку), высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы) или самому себе. Данное упражнение эффективно на начальном этапе арт-терапевтического цикла с целью знакомства. Приложение 2 327 2.Индивидуальная работа У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного картона. Цветовая гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов. Каждому из присутствующих предлагается выбрать лист картона нужного формата и манную крупу понравившегося цвета и познакомиться со свойствами этого материала, поиграть на листе картона. При этом место, положение в пространстве кабинета и количество необходимого времени каждый участник вправе определять сам. Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность узнать новые свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (подробно о них смотрите в разделе «Комментарии»). Наблюдая за работой участников и полученным продуктом, необходимо обратить внимание на следующие особенности: сочетание цветов картона и манки; способы манипуляции с материалом (засыпание поверхности, растирание, подбрасывание, рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами, создание и разрушение замков и др.); количество расходуемого материала. Этот показатель может свидетельствовать об энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки — тем выше уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее количество по сравнению со взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у детей несколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны поведения, дети более открыты в проявлении эмоций; получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствах о стремлении контролировать свои действия, эмоции и чувства. возможно отсутствие гибкости во взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или проблемами, актуализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов может означать уход от проблем или в них заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа. 3. Работа в парах Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу созвучности («комплементарности»), противоположности («компенсации») или дополнения образа, в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников. Пары занимают комфортное для работы место в пространстве кабинета (желательно, чтобы партнеры сидели напротив друг друга), выбирают 328 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийе проективномрисованиииарт-терапии стекло нужного формата и располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку какого-либо одного цвета (того, которым уже работал на предыдущем этапе, или вновь выбранного). Цвета манной крупы в паре участников не должны совпадать. Далее участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не обсуждаются. Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить основные моменты взаимодействия партнеров: разделяют ли они пространство или воспринимают его как общее, есть ли грани соприкосновения, какой характер они носят (борьба двух цветов, доминирующее положение одного, работа цветом партнера, смешение цветов, границы соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют). Необходимо также обратить внимание на исходные и конечные точки работы партнеров, отследить особенности их взаимодействия (кто был его инициатором и каковы ответные реакции). В контексте диагностики существенно и то, получился ли единый образ или несколько отдельных, не связанных между собой, каково расположение рисунка, выполненного посредством манной крупы, относительно пространства стекла и самих участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по каким причинам) и, конечно, важны количество и цвет используемого материала. Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или уменьшать количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует необходимость продолжить взаимодействие, потребность реализовать себя в полной мере или стремление занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества (манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, боязни взять на себя ответственность за совместные действия либо выражает желание оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать лидером. Нередко при создании общей гармоничной композиции, когда между партнерами существует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое количество материала, чтобы не испортить гармонию получившегося произведения. Как правило, это происходит в конце работы или после ее завершения. 4. Этап вербализации Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга на столе так, чтобы всем присутствующим было видно и чтобы каждая пара участников сидела напротив своей работы. По желанию пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли у них сотрудничество, насколько их действия были согласованы. С помощью корректных вопросов психолог уточняет, кто первым Приложение 2 329 выбирал цвет манки, кто был инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, удовлетворены ли они процессом и результатом и т. д. Можно попросить участников сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в парах. Когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это проявлялось, где удалось реализовать себя полностью и какие ожидания не оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно способствовали самораскрытию и самопознанию. Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произведение выглядит гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту композицию или создать новую, где они смогут достигнуть большего взаимопонимания. К повторному взаимодействию следует обращаться и в случаях конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на контакт (каждый воплощает свою идею), что сопровождаются негативными эмоциями, а иногда и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического эффекта лучше предлагать темы, ориентированные на конструктивное взаимодействие и творческое сотрудничество. 5. Заключительный этап Участники занятия вновь обращаются к «волшебному» веществу, с которым работали на этапе настроя. Руководитель группы предлагает каждому взять себе в подарок частичку этого вещества, «заряженною» позитивной энергетикой группы, с каким-то определенным ресурсным смыслом. При этом можно привести цитату Урусвати из книги «Мир Агни Йоги»: «Мы не суеверы, но ученые, и потому знаем, что рука, державшая дар у сердца, дает частицу своей души» (http://www.agniyoga.ru/yoga/nadzemnoeI-17.asp). Необходимо обратить внимание на комментарии участников арт-терапевтической сессии. Пожелание субъекта может носить комплементарный характер в дополнение к внутреннему ресурсу личности или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент. Комментарии Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. 330 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка. Во-первых, это сыпучий материал, слабо поддающийся контролю и предполагающий непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время слабая структурированность и контролируемость манки побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов. Нетривиальное использование манной крупы как художественного материала способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожиданные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности кроются недостатки такого вида творчества: образ может разрушиться вопреки желанию автора. Однако этот материал легко поддается трансформации, сопровождающейся изменением его свойств. Так, использование воды делает это вещество более пластичным, открывая новые способы взаимодействия с ним. Теперь можно создавать объемные композиции, не опасаясь, что они разрушатся (по окончании работы надо лишь тщательно высушить получившиеся произведения). Во-вторых, разнообразие способов манипуляций с материалом (можно насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т. д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять создаваемый образ. В-третьих, работа с манной крупой не требует специальных умений и художественных способностей, следовательно, отсутствует навык научения, что содействует снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии. Как известно, чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными материалами — это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме. Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с агрессивными и/или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом. Психотерапевтическая работа с использованием манки с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потенциалом. Эти дети избегают открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности. Работа с Приложение 2 331 манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно, более приемлемый и доступный на данный момент. Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить его в нечто незначительное или смешное. Тем не менее, несмотря на все преимущества манной крупы, ее использование не должно да и не сможет заменить песочную терапию, особенно при индивидуальной работе в системе терапевт — клиент. Поскольку невозможно обеспечить большое количество этого материала, нередко необходимое для отыгрывания наиболее глубоких, остро переживаемых эмоциональных состояний. Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее применение во многих отраслях психотерапии (семейной, групповой и других). Проиллюстрируем несколько ситуаций взаимодействия участников друг с другом с помощью этого материала (см. цветную вклейку). Представленные фотографии были сделаны на семинаре, проводившемся в рамках Всероссийского научно-практического форума «Искусство объединяет, учит, воспитывает» в г. Чебоксары, с согласия создателей этих работ. Благодарим их авторов за участие в мастер-классе и за помощь в предоставлении иллюстративного материала. Отметим, что участники до занятия не были знакомы друг с другом, а потому проявляли некоторую осторожность в отношениях. Такая деликатность, безусловно, отражается в созданных ими композициях, не лишая их при этом диагностической ценности. Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 1». Собственно, взаимодействия здесь не получилось. Каждый из партнеров воплощал свою идею: участник слева — растительный сюжет, участник справа — типичные (стереотипные) музыкальные образы, действуя зеленым и желтым цветом соответственно. При этом партнеры работали на всем пространстве стекла, воспринимая его как общее. Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 2». На этой фотографии мы видим, что участники вновь создавали каждый свою композицию, используя, однако, не конкретные, а абстрактные образы. При этом наблюдается и четкое разделение пространства. Каждый из них работал со своей стороны стекла, не вторгаясь на территорию партнера. Вместе с тем видно стремление к взаимодействию. Не случайно получившиеся образы, расположенные так близко друг к другу, воспринимаются как одна общая композиция, где каждый может увидеть что-то свое. Корабль, в который ударила молния; судно, качающееся на волнах, или букет цветов (если перевернуть стекло). 332 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Иллюстрация «Работа с манкой. Рис. 3». По словам участников, совместная работа принесла им большое удовольствие. Они были искренне удивлены и обрадованы, открыв новые способы коммуникации. Несмотря на то что пара впервые работала вместе, партнерам удалось понять замысел друг друга, достичь сотрудничества. Благодаря этому получилась гармоничная композиция, вызвавшая множество положительных эмоций и чувств. В процессе создания образа один из участников (он работал желтым цветом), изобразив теплое ласкающее солнце с лучами, мягко опускающимися на землю и согревающими ее, оказал психологическую поддержку, в которой нуждался его партнер (он работал зеленым цветом). Данный способ взаимодействия придал обоим участникам уверенности в себе и помог лучше узнать друг друга. Таким образом, предлагаемая методика занятия, являясь одной из цикла арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направлена на исследование не только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром внешним. Она может быть расширена за счет применения и других упражнений в соответствии с поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников. Применение данной арт-техники полезно как в индивидуальной (клиент—психолог), так и в групповой работе. Надеемся, что использование манной крупы как художественного материала будет востребовано в работе практических психологов, психотерапевтов и учителей. Советуем прочитать следующие книги Издательства «Речь» по арт-терапии и графическим методам А. И. Копытин ДИАГНОСТИКА В АРТ-ТЕРАПИИ. МЕТОД «МАНДАЛА» 144 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 72 руб. Ритуальное использование мандал. Мандалы в арт-терапии. Психологическое содержание формы. Использование мандал в психодиагностике и психотерапии. Объективные и субъективные индикаторы позитивных изменений. A. И. Копытин ТЕСТ «НАРИСУЙ ИСТОРИЮ» 80 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 54 руб. Рисуночная психодиагностическая методика для выявления депрессии, суицидной настроенности, агрессивных проявлений, определения последствий перенесенного насилия, особенностей невербального повеления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния, когнитивной сферы. О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКА И ТЕКСТА 512 с, 14 х 21 см, мягкая обложка. Цена 138 руб. Психологический анализ рисунка. "Рисунок лица". Анализ почерка. Использование символов. Рисунок как отражение эпохи. Психологический анализ текста. Причины непонимания людьми друг друга. Тайны творчества. B. Л. Кокоренко АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ 112 с, 14 х 21 см, мягкая обложка. Цена 65 руб. Развитие профессионального самосознания через использование оригинальных арт-техник: коллажи, рисунки, куклы-марионетки, маски. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Тихонова ПРОЕКТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ 208 с, 14 х 20,5 см, обложка . Цена 78 руб. Направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов. Динамика формирования способностей к сочинению сказок. Информационное пространство метафоры. Психологические интерпретации авторских сказок о любви, о семье, о личностном росте. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРЕЗ РИСУНОК В СКАЗКОТЕРАПИИ 146 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 78 руб. Принципы использования. Процедура обследования. Примеры из практики. Л. Д. Назарова ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ 240 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 47 руб. Русский песенный фольклор как естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом. А. И. Копытин РУКОВОДСТВО ПО ГРУППОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ 320 с, 14 х 21 см, мягкая обложка. Цена 55 руб. Феномен групповой арт-терапии. Виды AT. Методология. Вопросы организации групповой арт-терапевтической работы. Психотерапевтические факторы групповой работы. Работа с разными клиентскими группами. Л. Д. Лебедева ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ: ПОДХОДЫ, ДИАГНОСТИКА, СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ 256 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 98 руб. Теоретические основы арт-терапии. Диагностический инструментарий. Система тематических занятий и упражнений. Примеры из практики арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми. С. К. Кожохина РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА 216 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 89 руб. Книга будет хорошим помощником родителям — перед ними раскроются богатейшие возможности изобразительного искусства и музыки, которыми они без особого труда смогут овладеть и использовать их в развитии своих детей. В доступной и простой форме в книге описаны упражнения и творческие задания, способствующие развитию ребенка. Под ред. А. И. Копытина АРТ-ТЕРАПИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА 224 с, 14 х 20,5 см, мягкая обложка. Цена 30 руб. Терапия движением и импровизацией. Драматерапия и паратеатральные формы работы. Использование фотографии. Феминистский подход. Вы можете заказать книги нашего издательства любым удобным для Вас способом: По телефону: (812) 323-76-70 По электронной почте: rech-spb@mail.ru На сайте издательства: www.rech.spb.ru По почте: 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, Издательство «Речь». От Вас требуется: Сделать заказ, указав: фамилию, имя, отчество, телефон, e-mail; почтовый индекс, регион, район, населенный пункт, улицу, дом, корпус, квартиру; название книги, автора, количество экземпляров. Мы высылаем Вам книги в течение 3-х дней после принятия заказа! Для Вас от издательства «Речь» самые низкие цены на книги! Действует система скидок для постоянных покупателей! Лебедева Людмила Дмитриевна Никонорова Юлия Владиславовна Тараканова Наталья Анатольевна Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии Главный редактор И. Авидон Зав. редакцией О. Гончукова Художественный редактор П. Борозенец Технический редактор А. Каретин Корректор А. Борисенкова Директор Л. Янковский Подписано в печать 06.10.2006 Формат 70x100 1/16. Печ. л. 21 Тираж 4000 экз. Заказ № 3592 ООО Издательство «Речь» 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"» тел. (812) 323-76-70, 323-90-63 sales@rech.spb.ru Интернет-магазин: www.rech.spb.ru Представительство в Москве: (495) 502-67-07, rech@online.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, д. 12 Арт-техника «Линии конфликта» Рисунок «отреагированного» конфликта Рисунок длительного вялотекущего семейного конфликта От автора — линия справа От автора — линия слева От автора — линия справа От автора — линия слева Рисунок внутриличностного конфликта Рисунок межличностного открытого конфликта От лица «внутреннего От лица «внутреннего От автора — линия справа От автора — линия слева оппонента» — линия слева оппонента» — линия справа Фотоиллюстрация к технике «Линии конфликта» Тематический рисунок «Образы эмоций» Фотоиллюстрация «Рисование на руках» Карта эмоций. Рис. 1 Карта эмоций. Рис. 2 Работа с манкой. Рис. 1 Работа с манкой. Рис. 2 Работа с манкой. Рис. 3 |