ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
Скачать 8 Mb.
|
304 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт- терапии
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ \. Аве-Лаллемант У. Графический тест «Звезды и волны». СПб.: Речь, совместно с изд-вом «Семантика-С», 2002. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках / Под обшей ред. В.В. Зеленского. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье // Школьный психолог. № 29. 2001. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2000. Ветер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Ко-пытина. СПб.: Речь, 2002. IQ. Дичее Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог. № 26. 2000. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002. Лебедева Л.Д. «Человек, который срывает яблоко...» // Школьный психолог. № 36. 2002. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 16. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. М.: Вече, Персей, ACT, 1996. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. Михалычев С. «Цветные» дети // Частная школа. № 3. 1995. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: ВИНИТИ, 2000. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. № 5. 2000. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. № 12. 2000. 306 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. М.: Народное образование, 1994. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1999. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В. Бур-менская. М.: УМК «Психология», 2003. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие в 2 кн. / Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1999. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. Самоукина Н. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. N° 5. 1996. Самоукина N. «Диагностические пробы» у младших школьников // Частная школа. № 6. 1996. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования / Сост. М.К. Бадретдинова, А.В. Ишмуратов, P.P. Кашапов, А.В. Кудрявцев, Н.Т. Савруков, И.М. Жуплатова. СПб.: Политехника, 1993. 31. Собчик Л.Н. МЦВ— Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. Степанов С.С, Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: МИП «NB Магистр», 1994. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Академия, 1997. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский дом, 2000. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Изд-во «Ильин В.П.», 1996. Что вы знаете и чего вы не знаете о себе и других / Сост. С. Степанов. Дубна: Феникс, 1995. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. Юринова П. Человек под дождем // Школьный психолог. № 33. 2000. Приложение 1 ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ РИСУНКА В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗЫ ЭМОЦИЙ» Рассмотрим возможности применения таблиц проективных признаков и интерпретаций в атр-терапевтической диагностике (на примере тематического рисунка). Данное упражнение подходит для прояснения и проработки психотравмирующих эмоций, усиливает механизмы интроспекции эмоциональной сферы. Эффективно на этапе настроя (разогрева); в индивидуальной работе и групповой арт-терапии в группе до 15 человек. Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, краски, гуашь, кисти. Инструкция «Представьте (мысленно назовите) эмоцию (или чувство), характеризующую ваше состояние в данный момент, и изобразите ее с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата». Отсутствие конкретных изображений дает возможность нивелировать когнитивный паттерн, побуждает человека мыслить нестандартно, обеспечивает свободу творческого самовыражения, создание индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания. Помимо этого пятна и линии в большей степени, нежели узнаваемые образы-штампы, провоцируют перенос психических содержаний субъекта, усиливая тем самым эффект проекции. Далее можно предложить участникам определить (для детей «угадать»), какие эмоции нарисовал каждый из них. Это упражнение способствует развитию умения прислушиваться к чувствам другого человека, понимать на символическом уровне. Комментарии В интерпретации созданных участниками образов, безусловно, важно опираться на смыслы и значения, предлагаемые ими самими. 308 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Вместе с тем в качестве «указателей» к прояснению проективных признаков рисунка рекомендуем обратиться к таблицам интерпретаций линий, необычных признаков и цвета. Пониманию скрытого содержания изображений, несомненно, будет способствовать Я-сообщение автора от имени того или иного образа, линии, формы, цвета (так называемый рассказ от первого лица). Рассмотрим пример из нашего опыта (см. Тематический рисунок «Образы эмоций» на цветной вклейке). Рисуя актуатизированное эмоциональное состояние, на листе бумаги автор работы изобразил округлое пятно серого цвета с ровными, жирно обведенными контурами, в правой нижней части которого ярко выделялся образ дыры черного цвета с рваными краями. По центру пятна проходила красная полоса, которая разделяла круг на две половины. По формальным признакам данную работу интерпретировать крайне трудно, если не сказать: опасно. Во-первых, возникает вопрос: на какое из многочисленных значений в интерпретациях серого, черного и красного цветов следует ориентироваться? Во-вторых, какую информацию несет нам образ эмоции в форме круга? Если обратиться к интерпретации формы, круг — самая гармоничная из всех фигур. Однако, судя по первому впечатлению, рисунок вызывает у зрителя печальные, даже трагические предположения, чувства утраты чего-то целостного, разрыва, разрушения. Следовательно, прежде чем обратиться к таблицам проективных признаков, важно предложить автору поделиться собственной интерпретацией, точнее, задать вопрос: «Что ты видишь?» Как правило, и дети, и взрослые, даже если испытывают в данный момент сильные чувства, охотно (или неохотно, формально) отвечают на данный вопрос. В нашем примере ответ был: «Я вижу порванный мяч». Затем долгая пауза, после которой: «Его использовали и выбросили, как больше неинтересный, ненужный. Так часто бывает, поиграют и бросят». Я-сообщение было таким: «Я — серый контур, который прочно удерживает форму, чтобы все обиды мяча не вырвались наружу. Хотя он и дырявый...» На вопрос, не возникло ли желание изменить цвет, раскрасить образ мяча в какие-то другие оттенки, ответ был отрицательным: «Я всегда выбираю серый. А мячик с красной полосой у меня был в безоблачном детстве». Как видим, рассказ не открывает фабулы травмирующего события. Но прояснились некоторые предпочтения в выборе формы и цвета образа. Значит, обратиться к таблицам признаков и интерпретаций теперь уместно. Приложение 1 309 В таблице «Цвет в проективном рисовании и арт-терапии» находим интерпретацию серого как признака. Читаем, что обилие серого цвета может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни (Копытин А.И., 2002). Посмотрим в таблице интерпретацию признака: «серый цвет как предпочитаемый, поскольку автор рисунка утверждает, что всегда выбирает серый». «Тот, кто предпочитает серый цвет, хочет отрезать себя от остального мира, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали» (Люшер М., 1996). Если такого рода выбор постоянно повторяется, это может означать временную усталость, ситуативные трудности в межличностных контактах и т. д. (Собчик Л.Н., 2001). Аналогичным образом проведем интерпретацию черного цвета (см. таблицу). Ответ на вопрос, как интерпретировать красный, мы уже получили: полоса красного цвета на мяче — одно из детских воспоминаний. Поэтому мы предположили, что опора именно на этот цвет поможет произвести терапевтический эффект. В дальнейшем гипотеза подтвердилась: красная полоса была выбрана автором в качестве ресурса. Полагаем, что необходимо предостеречь психологов от соблазна интерпретировать красный в контексте внешних, формальных признаков обсуждаемой работы, сообразно предложенным интерпретациям серого и черного. К примеру, с точки зрения психологии красный цвет как признак может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. С точки зрения физического состояния он может указывать на острое заболевание... (Ферс Г., 2000); символизировать кровь, боль, агрессию. В данном случае эта интерпретация хотя и правдоподобна, но недостоверна, поскольку сам автор использовал эпитет «безоблачное» детство. Красная линия — из того, дотравматического опыта, т. е. ресурс, появление которого на серо-черном рисунке — хороший прогноз на позитивный результат в арт-терапии. К числу ресурсных признаков данной работы логично отнести и попытку инкапсуляции в сочетании с образом дыры в мяче. Признак инкапсуляции — ярко прорисованный контур мяча, к которому автор несколько раз обращался во время работы над изображением травмирующих эмоций и чувств. В таблицах «необычных признаков» и «линий» находим соответствующие значения. Возможно, это — страх, необходимость обособиться от тяжелых переживаний, косвенные указатели на боязнь агрессии, потребность в защищенности, несвобода, зависимость (Венгер А.Л., 2003). 310 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии Названные признаки в сочетании с изображением черной дыры с большой долей вероятности означают внутреннюю потребность субъекта «выпустить» наружу загнанные вглубь, вытесненные, но неотреагированные эмоции. Иными словами, каждый из названных признаков в отдельности несет проекцию психотравмы. Их сочетание на одном рисунке, дополненное красной линией из благополучного детства, становится для субъекта ресурсным как потенциал предстоящего «исцеления». Далее обратимся к таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий. Логично посмотреть возможные интерпретации признака: «линия в качестве основания для чего-либо», а также— внешние признаки самой линии (толщина, нажим, прерывистость и т. п.). В контексте обсуждаемой здесь работы пунктирная линия, выбранная как основание для мяча, может означать неопределенность опоры в жизни автора рисунка или конфликт между желаемым и реальностью. Зыбкость границы подчеркивает неуверенность человека в возможности найти выход и разрешить ситуацию, переключиться на новые жизненные планы. Однако прежде чем сделать такое заключение, психологу необходимо убедиться, что пунктир не является для автора привычным образцом «школьной манеры» именно так изображать основание для любого объекта. Поэтому, во-первых, следует спросить у автора, какими линиями он обычно рисует пол, дорогу, почву у ствола дерева и т. д. Во-вторых — посмотреть серию рисунков автора. Итак, образно говоря, первое прочтение проективных признаков, прикосновение к содержанию переживаний, опосредованному линией, формой, цветом, в дальнейшем позволяет психологу определить стратегическое направление ятя дальнейшей терапевтической работы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «ОБРАЗ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ» Упражнение из фонда apm-mepanuu (Бетенски М., 2002) Инструкция «1) Разделите лист на три части; 2) изобразите с помощью линий и цвета: страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и т. п.). На изображение каждой эмоции отводится 2—3 минуты». С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес в плане диагностики. Приложение 1 311 Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения? Безусловно, информативна поза человека, а также месторасположение каждой эмоции, чувства и сопряженных с ними состояний. К примеру, по мнению одних людей, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других— в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно отсутствует вовсе. Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках. Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас— в серый, темно-серый цвета. Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов показывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (Люшер М., 1996; Собчик Л.Н., 2001). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Осознание, как известно, — переломный момент на пути к психологическому исцелению. Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений. В целом возможности арт-терапии необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в арт-терапевтической работе — содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности; 312 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия. И как результат — осознание конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости. Спонтанное творчество помогает выйти за пределы своих проблем, травматических переживаний и увидеть себя конструктивно действующими в социуме. Поэтому арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), с целью психологической помоши и поддержки в сложных жизненных ситуациях, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности. Приложение 2 ПРИМЕРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК: ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «ЛИНИИ КОНФЛИКТА» Данная арт-терапевтическая техника (автор Л.Д. Лебедева, 2003) предназначена: для исследования субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний и поведения субъекта в конфликте; для терапии (отреагирования и «проработки» психотравмирующих переживаний, поиска ресурса); может применяться в контексте экстренной психологической помощи в конфликтной ситуации. Подходит для индивидуальной работы и групповой арт-терапии в группе до 15 человек. Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы Листы белой бумаги формата А-4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, фольга, белая глина и цветной пластилин. Основные этапы 1. Индивидуальная работа Инструкция «Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как „разговор двух линий". Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А-4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер, обозначающий поведение вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его. На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте 374 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии а нерабочая рука— линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге. Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ „от лица" каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения? Затем, используя различные материалы (фолыу, пластилин, глину— по выбору), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния». Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств. Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с ним сопровождается значительными затратами энергии. Еще одно преимущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины инициирует проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа. Как известно, проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается зашита, которая присуща вербальной коммуникации. Как способ освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной скульптуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но в то же время легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого фольга— блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за ресурсным опытом в детство. По завершении работы важно предложить каждому участнику ответить одним-двумя словами на вопрос: «Фольга для вас какой материал?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения). Приложение 2 315 2.Этап вербализации Если это упражнение выполняется под руководством психолога в группе, участники садятся в круг и по желанию показывают свои рисунки, смоделированные образы, рассказывают не столько о причинах и содержании конфликта, сколько об эмоциональной стороне, переживаниях и инсайтах в процессе воссоздания и проработки конфликтной ситуации. Остальные могут задавать вопросы, например: Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта? Что чувствуете сейчас? Какие субъективно значимые открытия вы сделали в процессе этой работы? Прояснили ли для себя историю ситуации: как развившая конфликт и разрешился ли он? Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удаюсь приобрести? Очевидно, что назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми. Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов. 3. Заключительный этап Психолог предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической зашиты. Принятие «подобных» откровений — ресурсный старт для личностного роста. 316 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт- терапии Комментарии По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски (2002), линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир. Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущности. Фактически они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий. Линия может символизировать жизненный путь в целом или определенный его этап. В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого — в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив». Среди арт-терапевтов сложилось мнение, что левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание). Как пишет Н. Роджерс (1997). если обратиться к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, инсайт. По сути, каждая линия на бумаге — «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события, правда, рассказанной только одним из них. Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой рук одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь, контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на рисунок линии от «лица оппонента». При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта. К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению Приложение 2 317 конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов (на одной территории). Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсугс-твием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена. Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений. Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или свидетельствуют о том, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабли. Отметим также, что изображения внутриличностных конфликтов имеют свои особенности и заметно отличаются от рисунков межличностных конфликтов и композицией и особенностью линий (подробнее см. в «Таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении линий»). Помимо рисунка в виде цветных линий следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «противника». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния. На цветной вклейке — примеры работы в арт-технике «Линии конфликта». Автор работы, приведенной на фотоиллюстрации, видит себя вышедшем из конфликта в образе пирамиды. Другой образ с множеством деталей — его противник. Первоначально «чудище» было выполнено из белой глины, но постепенно обросло дополнительными цветными «аксессуарами». В итоге из колючего, агрессивного и страшного сделалось нелепым и смешным. По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, отличающий арт-терапевтическую работу от произведения искусства. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее важен и выражен эффект эстетический. Отметим также терапевтический ресурс особых изобразительных средств и материалов, таких, как обои, фольга, белая глина, цветной пластилин. Роль материала для рисования могут выполнять даже кисти рук, причем такая работа особенна ресурсна не только в терапевтическом, но также в коммуникативном и эстетическом аспектах (см. фотоиллюстрацию на цветной вклейке). В заключение подчеркнем, что арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» в целом подходит для оперативной диагностики эмоционального состояния субъекта, выявления, «проработки» и отреагирования эмоций и чувств, в том числе подавляемых. 378 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «КАРТА ЭМОЦИЙ» Общие замечания Эмоции и чувства сопровождают человека в любой его деятельности. Для каждого из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжительность действия и интенсивность. Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги. В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами. Основное внимание обрашего на выявление эмоционального потен-циапа личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом. |