Главная страница
Навигация по странице:

  • По продолжительности работы

  • По способу организации деятельности участников: директивная; недирективная арт-терапия. По содержанию решаемых задач

  • Стадии терапевтического процесса

  • Доверие

  • Сотрудничество

  • Создание терапевтических отношений

  • ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии


    Скачать 8 Mb.
    НазваниеЭнциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
    Дата12.06.2022
    Размер8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLebedeva_L_D_i_dr_Entsiklopedia_priznakov_i_interpretatsiy_-_200.doc
    ТипКнига
    #585985
    страница2 из 130
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   130
    Глава 2

    ПРОЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

    В АРТ-ТЕРАПИИ

    Ключом к пониманию исцеляющих возможностей искусства служит реализация творческого потенциала человека, утверждает Ш. МакНифф (1996).

    По существу, данная мысль иллюстрирует базовую характеристику арт-терапевтического подхода к интерпретации изобразительного продукта.

    С позиций феноменологии в продукте творчества отражаются все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, воспоминания детства, вытесненные переживания и др.). Причем наиболее важные мысли и переживания человека легче передаются в виде образов, нежели словами (Крамер Э., 1977; Наумбург М., 1966).

    Рисование как художественное самовыражение настолько открыто и искренне повествует о мире тонкой реальности личности, что образно может быть названо невербальной исповедью автора.

    Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапев­тическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксаци­онным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным и др.). Возможно, именно поэтому арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством».

    В англоязычных странах термин «арт-терапия» означает лечение «плас­тическим изобразительным творчеством», пишет Р.Б. Хайкин (1992).

    Считается, что термин «арт-терапия» (Art Therapy) впервые предложен Адрианом Хиллом (1938).

    Art; artist (англ.) — искусство, художник.

    Therapeia (греч.) — забота; уход; лечение, которое понимается, как:

    1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способ­ностей личности средствами спонтанной художественной деятельности).

    Релятивность понятия «терапия» аргументирует его введение в поня­тийный аппарат психологии и педагогики.

    Арт-терапия, согласно англоязычному оригиналу «Art Therapy», в до­словном переводе — художественная терапия, рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры,

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    15

    дизайна и других форм творчества, в которых визуальный канал коммуни­кации играет ведущую роль.

    «Художественный», по словарю СИ. Ожегова, — изображающий действительность в образах, а «художество» — то же, что изобразительное искусство.

    Итак, классический подход в арт-терапии основан на использовании средств художественной спонтанной деятельности, т. е. акцент делается на изобразительное искусство, а не на искусство вообще.

    Недаром восточная мудрость гласит: «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов».

    Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художест­венной деятельности.

    В узком смысле слова арт-терапия рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «ис­целяющих возможностей искусства».

    Классифицируют такую работу по различным основаниям.

    Так, по форме различают:

    • индивидуальную;

    • групповую арт-терапию. По направленности:

    • симптоматическую;

    • каузальную.

    Симптоматическая арт-терапевтическая работа направлена на конк­ретные проявления (симптомы) тех или иных отклонений (нарушений) в развитии личности.

    Каузальная арт-терапия направлена на работу с причиной (причина­ми), т. е. предполагает диагностику отклонений (нарушений), исследование и устранение причин или формирования адекватного к ним отношения. Такая работа длительна по времени. В отдельных случаях может продол­жаться несколько лет.

    По продолжительности работы арт-терапия бывает:

    • краткосрочная;

    • длительная;

    • долговременная.

    Краткосрочная арт-терапия обычно применяется «здесь и теперь» как экстренная психологическая помощь в кризисной ситуации или в ситуации острого стресса. Может ограничиться одной или несколькими сессиями с целью обозначения и разрешения актуальных изолированных проблем, конфликтов, прояснения психотравмирующих переживаний и др. Например, помощь ребенку в момент сильного страха.

    7 6Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт- терапии

    Длительная арт-терапия — система психологической работы на протя­жении нескольких месяцев или всего учебного года. Обычно за этот период позитивные результаты приобретают устойчивый характер.

    Долговременная арт-терапевтическая работа может длиться годы, при­меняется с лечебными целями в случае «застревания» личности на каких-либо проблемах или при нарушениях личностного развития. Используется в специальной психологии и педагогике.

    По способу организации деятельности участников:

    • директивная;

    • недирективная арт-терапия. По содержанию решаемых задач:

    • профилактическая;

    • реабилитационная;

    • специальная.

    Основные задачи профилактической и реабилитационной арт-тера­пии — восстановление и укрепление психологического здоровья, гармони­зация личности и межличностных отношений в группе, социуме.

    Специальная арт-терапия предназначена для работы с детьми, имею­щими проблемы в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития, аутизм и др.), поэтому рассматривается как арт-психотерапия в контексте медицинской модели.

    В педагогической модели арт-терапии акценты с плоскости личностных проблем смещаются в направлении творчества, художественной экспрессии, гуманистического взаимодействия субъекта как с миром внешним, так и со своим внутренним миром. Такое взаимодействие, безусловно, обладает значительным терапевтическим потенциалом, а также способствует успешной индивидуализации и социализации личности.

    Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диа­пазона своих возможностей.

    В арт-терапии используются элементарные художественные средства, не требуется предыдущего опыта в рисовании и специальных художест­венных способностей. В основе — спонтанные, произвольные, свободные рисунки, рисунки-экспромты, которые не бывают «неправильными», а также экспериментирование с различными нестандартными изобразительными средствами и материалами.

    Субъекты арт-терапевтического процесса — участник (клиент) и арт-терапевт — взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуни­кации через продукты творчества (Рис. 1).

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    17



    Рис. 1

    Создавая рисунок, картину, композицию или другой изобразительный продукт в процессе арт-терапевтической сессии, каждый участник сначала пребывает в роли «художника», затем становится «зрителем», наблюдая свою работу отстраненно (со стороны). Этот этап предполагает рефлексив­ный анализ работы непосредственно самим автором, а также обсуждение в группе. Возможна (если это уместно) и обратная связь со стороны арт-терапевта.

    Следующий этап — трансформация, внесение необходимых изменений в изобразительный продукт сообразно чувствам и психологическому состоя­нию автора. По существу, это важный этап арт-терапевтического процесса, как правило, сопровождающийся терапевтическим эффектом.

    Со временем наступает осознание, изменяется субъективное отношение к своей проблеме и корректируется самооценка, Я-концепция, самоприня­тие. В итоге в качестве позитивного результата арт-терапии постепенно ини­циируется ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».

    Отобразим сущностный механизм арт-терапевтического процесса в виде упрощенной схемы:

    Создание художественного продукта (спонтанное творчество) —> наблюдение со стороны (отстранение, отчуждение) —> рефлексия —> трансформация образа (внесение изменений в продукт изобра­зительной деятельности) —> осознание —> изменение отношения —> новый образ «Я» > самопринятие

    Подчеркнем, что трансформация созданного автором художественного образа, внесение изменений на уровне реальных действий (перерисовыва­ние, исправление, добавление объектов и деталей, коррекция цветового,

    18Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    композиционного решения и тому подобное, включая разрушение и уничтожение продукта творчества) сопровождается трансформацией на символическом уровне (в сознании субъекта). «Материализованные» на бумаге страхи, обиды, другие негативные чувства и переживания лишаются эмоциональной напряженности, своей «драматической» составляющей. Тем самым автор овладевает ситуацией, приобретает, образно говоря, власть и чувство превосходства над «материальными свидетельствами» психотравми­рующих событий, а также возможность посмотреть на ситуацию по-новому. Придуманное счастливое завершение «страшных» или печальных историй способствует освобождению от разрушительной психической энергии. При этом важно подчеркнуть, что любые, даже самые негативные эмоции не причиняют вреда окружающим, так как субъект осуществляет их перенос на продукт своего творчества, а не на других людей. Продукты творче­ства, образно говоря, становятся «свидетелями» негативных, враждебных, агрессивных или, напротив, слабых черт личности. В то же время в них содержится богатый позитивный материал, что помогает человеку найти ресурсы, принять субъективные эмоции и чувства, осознать их необходи­мость и значимость.

    Эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Это дает возможность почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состо­яние, управлять эмоциями, владеть собой. Словом, осознание приводит к новому состоянию личности.

    ...Я жил как Другой. Это тот, кем меня учили быть, но кем я не являюсь,

    П. Коэльо. На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала

    Так участник арт-терапии продвигается от исследования своих внут­ренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

    Стадии терапевтического процесса:

    • припоминание, воспроизведение (когнитивный образ события: знаю, что...);

    • образная реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание и его отражение в художественном продукте);

    • повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

    • разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    19

    К числу значимых условий, соблюдение которых как по вертикали — от сессии к сессии, так и по горизонтали — на каждой сессии, обеспечивает результативность арт-терапевтического процесса, относят следующие:

    • Доверие (открытость, доверие своим чувствам, опыту, интерес к себе и другим, сочувствие, доверительные отношения).

    • Концентрация (внимание к себе и другим, концентрация на чувствах, эмоциях, сопереживание).

    • Сотрудничество (открытость взаимодействию, интерес к опыту других, сотворчество).

    • Креативность.

    Помимо названных условий важно выделить и такие, как создание терапевтической среды и терапевтических отношений.

    Изобразим содержание этой работы в свернутом виде, схематично.

    Создание терапевтической среды:

    • физическая безопасность (контракт; правила и ограничения; запрет физической агрессии);

    • психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, посто­янство обстановки, присутствие арт-терапевта).

    Создание терапевтических отношений:

    • уважение;

    • исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка;

    • невербальное общение, использование метафор и символических смыс­лов;

    • осознание переноса и контрпереноса.

    Специфические особенности арт-терапии проявляются в том, что:

    • моменты изобразительного творчества и восприятия изобразительного продукта, осознание его содержания разведены во времени;

    • рисунок (любой другой продукт изобразительной деятельности), являясь авторским, проективным на этапе создания, становится доступным для стороннего наблюдения и анализа (отделен от его автора);

    • рисунок (любой другой продукт изобразительной деятельности) может быть трансформирован (изменен, преобразован, уничтожен) сообразно авторскому замыслу.

    Напротив, в драматерапии, музыкальной терапии автор одновременно является и творцом художественного продукта, и самим художественным продуктом.

    Следовательно, именно арт-терапия обеспечивает большую дистанци-рованность, а значит, большую защищенность и психологическую безопас­ность личности.

    20 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    Безопасная психологическая атмосфера, безоценочное принятие лю­бого изобразительного продукта независимо от его эстетической ценности, доброжелательное отношение — необходимые условия для самопознания, обращения к собственному внутреннему миру, личностного роста участников арт-терапевтических занятий любого возраста, начиная с 6—7 лет.

    Понятие «психологическая безопасность» ассоциируется по меньшей мере с двумя смысловыми значениями. Первое — состояние, которое до­стигается благодаря системе мер и мероприятий со стороны окружающих, действий извне, способствующих удовлетворению базовой потребности личности в безопасности, физическом и психологическом самосохранении. Иными словами, это различные формы заботы о психологическом здоровье личности, поддержка и сопровождение ее развития.

    Второе значение связано со стремлением к самоудовлетворению этой базовой потребности и, в результате, с чувствами психологической защищенности, устойчивости, уверенности, которые испытывает (или не испытывает) субъект в сложившейся ситуации. По существу, речь идет о восприятии собственной субъективной реальности.

    Логично предположить, что психологическая безопасность определяется безопасным пространством и отношениями, создание которых— один из ведущих принципов арт-терапевтической работы, как индивидуальной, так и групповой, со всеми возрастными группами.

    Во-первых, в процессе художественного творчества создаются особые условия, где в наибольшей степени проявляется индивидуальность личности, приобретается позитивный опыт социального взаимодействия, складываются конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, развивается сопротивляемость и психологическая устойчивость.

    Во-вторых, именно арт-терапия, обеспечивая гуманный, экологический подход к личности, наиболее доступна для освоения, поскольку, в отличие от других психотерапевтических направлений, имеет неклиническую направ­ленность, интересна и эффективна в работе с детьми и взрослыми.

    Творческая деятельность участников арт-терапевтического процесса сравнима с плацебо-эффектом. Символичность языка рисунка дает чело­веку чувство защищенности, а наполненное искренним вниманием, зачас­тую молчаливое присутствие арт-терапевта помогает созданию безопасной атмосферы, ощущению надежности границ, в пределах которых возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах. Именно они, как подтверждает практический опыт и результаты научных исследований, позволяют дистанцироваться от дестабилизирующих пере­живаний. Ведь изобразительное творчество — безопасный и естественный вид деятельности, служащий для субъекта «транзитным пространством» (Гудман Р., 1998; Джонсон Д., 1987), сопровождается терапевтическими эффектами, что способствует развитию устойчивости к фрустрирующему и

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    21

    стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Однако, по справедливому замечанию А. Маслоу (1999), К. Флэйк-Хобсона (1993) и коллег, взрослые не вправе ожидать от ребенка того, что он сам начнет заниматься видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации, пока не удовлетворены важнейшие первичные потребности — в безопасности (уве­ренности в будущем) и защищенности.

    Сказанное в арт-терапевтической работе реализуется посредством:

    1. создания психологически безопасной атмосферы, которая складыва­ется в процессе творческого взаимодействия на основе невербаль­ной и вербальной коммуникации между психологом и участником (участниками) арт-терапевтического процесса;

    2. безопасности физического пространства, где происходит творческая деятельность.

    Психологическая безопасность достигается открытыми и доверитель­ными отношениями, безоценочным принятием любого творческого про­дукта, независимо от эстетической ценности, позитивными ожиданиями, созданием ситуаций успеха, эмоциональной и психологической поддержкой. Важно отметить право субъекта на свободу выбора подходящих видов, со­держания, материалов для творческой деятельности, а также возможность работать в собственном темпе сообразно своей индивидуальности. К тому же и продукты арт-терапевтической работы не предназначены для выставок, экспозиций, демонстрации, других форм всеобщего обсуждения или иных манипуляций без личного согласия автора.

    В числе ограничений, предпринятых в арт-терапевтической работе с целью обеспечения психологической безопасности личности, особенно под­черкнем запрет на агрессивное выражение эмоций и чувств; деструктивное поведение, сравнительные и оценивающие суждения, негативные оценки, отметки, критику, наказания.

    Таким образом, к общепринятым для терапевтических групп правилам в контексте арт-терапии добавляются следующие:

    • нельзя преднамеренно портить работы других участников, изобра­зительные материалы, оборудование, предметы интерьера;

    • нельзя совершать действия и поступки, которые могут принести физическую или психологическую боль участникам группы и арт-терапевту.

    В целом введение правил и ограничений также обеспечивает психологи­ческую защищенность и безопасность арт-терапевтического пространства.

    Безусловно, успешность решения арт-терапевтических задач во мно­гом определяется содержательной и методической стороной организации творческого процесса. К примеру, постепенный переход от разделенной ответственности за качество изобразительного продукта («групповой рису­нок по кругу», коллаж и др.) к индивидуальному творчеству дает чувство

    22 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    защищенности, возможность отстраниться от сильных и деликатных чувств, а также необходимую степень безопасности при включении в арт-терапев­тический процесс. Это постепенное «проживание», продвижение субъекта в направлении от дистанцированности к максимальной представленности личного содержания в продуктах спонтанной изобразительной деятельности позволяет перенести негативные переживания на художественные образы, эмоционально отреагировать травмирующий опыт, возвращаясь к действи­тельности таким путем, который опосредован творческой деятельностью (механизм сублимации).

    В арт-терапевтическом процессе познание собственного внутреннего «Я» сопровождается его интеграцией с внешней реальностью. Природа эс­тетической реакции, говоря словами Л.С. Выготского, позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Психо­логия искусства, 1982). Следовательно, побуждая к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях.

    Ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы в контексте психологической безопасности личности — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение вне терапевтической группы.

    Арт-терапевтические игры, упражнения и техники — эффективная, доступная, простая форма «скорой» психологической помощи. В ее осно­ве — безопасное и естественное для человека изобразительное творчество как своеобразное «транзитное пространство», более надежное и защищен­ное, нежели слова. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить это словами», — цитирует К. Рудестам (1999) одного из своих клиентов.

    Невербальные средства бывают зачастую единственно возможными для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния. Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку...

    Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это — так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

    В трудной жизненной ситуации, пишет известный психотерапевт, дочь Карла Роджерса— Натали Роджерс (1997): «...Я рисовала каракули, „выпус­кала пар" или же играла красками без заботы о результате. ...Так я заметила, что нахожу успокоение с помощью рисунков». По словам Н. Роджерс (1997), «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    23

    произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высво­бождения, выражения, облегчения».

    Аффекты, как известно, развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Поэтому, чтобы затормозить развитие острого стресса, выйти из конфликтного состояния, необходимо выбрать эффективный способ помощи и самопомощи.

    К примеру, моделирование конфликта художественными средствами поможет актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его ис­ходу. Это в конечном итоге облегчит эмоциональную боль, позволит если не разрешить, то, по крайней мере, взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение.

    Очевидно, что в ситуациях острого расстройства, вызванного стрессом, особое значение имеет позиция помогающего специалиста. Так, Натали Роджерс (1997) пишет, что в трудной жизненной ситуации: «...Крайне важно, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым — достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее исцеляют именно эти моменты принятия и понимания».

    С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор акту­ализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная в арт-терапевтическом процессе художественная про­дукция представляет значительный интерес и в плане диагностики.

    Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характе­ристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.

    В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли этот образ закрашен или остались пустые места? Что можно сказать о степени интег­рации элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

    Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

    Осознание, как известно, — переломный момент на пути к «психоло­гическому исцелению». Постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства.

    24Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-те­рапевтических игр и упражнений.

    В отличие от проективных графических методов, интерпретация в арт-терапии сопровождается обратной вербальной связью.

    Интроспективное восприятие считается более информативным, нежели формальная интерпретация внешних признаков законченного произведения (Гудман Р., 1998; Рудестам К., 1999; Ферс Г., 2000 и др.).

    Специфика арт-терапевтической диагностики — в ее гуманности по отношению к человеку. Диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества в присутствии специалиста.

    Вместо формального анализа проективных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, используя при этом разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, эмоциональных реакций.

    Ведь «самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне „вслушиваемся" и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ»,— подчеркивает Н. Роджерс (1996).

    Именно поэтому, по убеждению Р. Гудман (1998), «специалист, стре­мящейся разобраться в содержании изобразительной продукции, должен ориентироваться не на умозрительные представления и собственные про­екции, а на ассоциации самого автора и „язык" его тела».

    Именно в процессе терапевтического рисования наиболее ярко выяв­ляются неосознанные реакции личности, что подтверждает проективный потенциал арт-терапевтической диагностики.

    Таким образом, в терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна, обычно не осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций.

    Вместе с тем наряду с позитивными диагностическими возможнос­тями арт-терапии важно в качестве ограничений принимать во внимание следующие положения.

    1. Отражение в художественном продукте определенных культурных установок. Через визуальные образы люди передают некоторые представления о себе, содержащие графические признаки принад­лежности к какой-либо конкретной культуре, этносу.

    В качестве критериев, характеризующих бессознательные процессы, рас­сматриваются формальные элементы изображения. Однако неоднозначность и разноречивость их интерпретации ограничивает возможности качественной диагностики. Актуальной остается проблема валидности методов анализа визуальных данных и контент-анализа субъективной информации.

    Отметим, что валидность в отношении рисунков означает, что они демонстрируют (или обнаруживают) именно то, что в действительности

    Глава 2. Проективноерисованиеварт-терапии

    25

    могут продемонстрировать (обнаружить): подавленные или недостаточно развитые психологические содержания, обладающие глубиной и насущ­ностью (Ферс Г., 2000).

    2. Категория анализа в арт-терапии ограничена продуктами спонтан­
    ного художественного творчества. Производится качественный и
    количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью
    выяснения индивидуально-личностных характеристик субъекта — ав­
    тора графического продукта. Но в процессе этого могут исказиться
    (или утратиться) целостность и нюансы индивидуальности. К тому
    же субъект может проецировать когнитивные образы как результат
    усвоенных в процессе обучения знаний, изобразительных шаблонов
    и навыков рисования. К примеру, всем известно, что ствол у дере­
    ва чаще всего коричневый, листва зеленая, небо голубое, а солнце
    желтое, и рисуют их соответственно. Чувство любви обычно изоб­
    ражается красным цветом в виде сердца; стрелы Амура и т. п.

    Правда, стереотипные изображения расцениваются еще и как снижен­ный эмоциональный уровень личности.

    В целом когнитивный образ сдерживает спонтанные реакции, хотя эмоциональные переживания, переведенные в когнитивную плоскость, облегчают отреагирование внутреннего напряжения и эмоциональных конфликтов.

    3. Своеобразной границей метода арт-терапевтической диагностики
    является специфика развития изобразительной деятельности в дет­
    ском возрасте. Выделим два аспекта: объективные закономерности
    и этапы развития детского творчества, отражающиеся в рисунке,
    а также субъективные процессы роста и развития ребенка.

    Одна из наиболее типичных ошибок при рассмотрении детских работ заключается в применении к интерпретации подходов, обычно использую­щихся в работе со взрослыми. Собственные проекции арт-терапевта (опыт, возрастные и индивидуальные особенности психики), психоаналитические объяснения не валидны в работе с детьми.

    1. Общее ограничение для всех возрастных групп вызвано отсутствием строгой стандартизации, преобладанием эмпирического подхода в арт-терапевтической диагностике, субъективным характером, большой зависимостью от уровня теоретической подготовленности, интуиции, личного опыта психолога.

    2. Непроизвольные рисунки, как правило, отражают сиюминутные переживания («здесь и сейчас»). А для личности характерна склон­ность к непрерывным изменениям ее составляющих. Следовательно, невозможно сделать какое-либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Необ­ходимо изучить серию работ, выявить некоторые закономерности,

    26 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    особенности изображения, характерные для работ этого человека: повторяющиеся детали, характер линий, размеры изображения, рас­положение фигур в пространстве листа и многое другое. Большую роль играет целостное восприятие работы.

    Иными словами, мы можем заметить некоторые тенденции, предпо­лагать, догадываться, выдвигать гипотезы, которые подтвердятся или будут опровергнуты в дальнейшем.

    Словом, в арт-терапии неприемлема прямолинейная интерпретация.

    «Мы всегда должны оглядываться назад и, пытаясь сформулировать оценочные суждения, постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь принимая во внимание все многообразие ассоциаций, вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию», — пишет Р. Гудман (1998). Она предостерегает практиков от использования «техно­логии поваренной книги» в диагностике рисунков.

    С. Кратохвил (1984) также с большой долей иронии замечает, напри­мер, что вершины гор могут ассоциироваться с образом материнской груди, свидетельствовать о тревожности, личностных проблемах, страхах или всего лишь о том, что автор рисунка вырос -в гористой местности.

    При интерпретации рисунков, пишет Г. Ферс (2000), полезным пра­вилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно: например, трехрукий человек или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

    Словом, приблизиться к тайному смыслу рисунков — значит прибли­зиться к пониманию внутреннего мира человека, его истинных чувств, переживаний, проблем. По словам доктора Пола Брутше (1976), итогом интерпретации ни в коем случае не является схематическое резюме анализа. Скорее это потрясение от мудрости творческого потенциала рисунка.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 256 с: ил.

    2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 303 с.

    3. Выготский Л.С. Психология искусства / [Предисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В. Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968. 576 с.

    4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 136-157.

    5. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

    6. Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. 176 с: ил.

    7. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Alien Art Studio, 1997. http://www. ipk.alien.ru/copyright.html

    8. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. 384 с

    9. Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических проявлений // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 286-309.




    1. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружа­ющими: /Пер. с англ. К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. М.: Центр Общечеловеч. Ценностей: Республика, 1993. 511 с: ил.

    2. Флоренская Т.А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1. С. 34-39; № 2. С. 27-31; № 4. С. 37-40.

    3. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992. 158 с.

    4. Сапе F. Art Therapy History. http://www.burleehost. com/artery/ ATH/ florence-cane.htm

    5. Goodman R. Talk, Talk, Talk, When Do We Draw // American Journal of Art Therapy. Vol. 37. № 2. November, 1998. P. 39-49.

    6. Johnson D. The Role of the Creative Arts Therapies in the Diagnosis and Treatment of Psychological Trauma // The Arts in Psychotherapy. 1987. Vol. 14. P. 7-13.

    7. Kramer E. Art Therapy With Children. New York: Schocken Books, Inc., 1977.

    8. Naumburg M. Dynamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Practices. New York: Grune and Stratton, 1966.

    9. Ulman E., Dochinger P. Art Therapy in Theory and Practice. New York: Schocken Books, 1975.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   130


    написать администратору сайта