|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
34Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Линии
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Жирные линии
| В стволе и листве
| Значимые впечатления препятствуют деятельности
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| При прорисовке контуров дома, дерева или человека
| Испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс (чувствует угрозу нарушения своей целостности)
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
| Торца дома или ствола дерева
| Пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
| Контура крыши дома
| Фиксация на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
| Земли
| Отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
| Всего рисунка
| Наличие напряженности неопределенного характера
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] К. Тейлор [35]
| Очень жирные
| Графическое выражение избытка моторной агрессии (у сильно возбужденных шизофреников или маниакальных больных)
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Густо-жирные линии (не только широкие, с сильным нажимом, но и грубые)
| Неуправляемая чувственность (инстинктивность поведения), которая нуждается в руководстве. Возможно, односторонне напористое спонтанное поведение, встречающееся у подростков после пубертата, а у взрослых чаще всего при задержке развития личности
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
| С нажимом
| Свидетельствуют о тревожности. Важно обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т. е. к какой сфере относится обостренная тревожность
| «Несуществующее животное»
| С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] ЛД Столяренко [34] И А Фурманов [37]
| Линии с нажимом
| Как признак
| Агрессивность, настойчивость
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
К. Тейлор [35]
Л.М.Костина [13]
| По контуру ствола
| Активность и самоутверждение
| Тест дерева
| Автор не установлен
| 3.1. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениилиний
35
| Линии
|
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Линии с нажимом
| В изображении ствола
| Решительность, активность, продуктивность
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Нажим
| Сила нажима на карандаш
| Характеризует особенности психомоторного тонуса, это важный показатель уровня активности
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Слабый
| Может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешительную, пассивную личность
|
| К. Тейлор [35] АЛВенгерЩ
| Низкие энергетические ресурсы, скованность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Гибкость и подвижность мышления
|
| К. Тейлор [35]
| Проявление тревожности
| Метод пиктограммы
| С.С. Степанов [32,33]
| «Школа зверей»
| С. Панченко[21]
| Доминирование в характере рисующего человека восприимчивости
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Ослабленный, нитяная, еле видимая линия
| Снижение психомоторного тонуса встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии. Нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии (с четырехлетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| АЛ. Венгер [7]
| Сильный (карандаш глубоко продавливает бумагу)
| Импульсивность (с четырехлетнего возраста), ригидность, т. е. затрудненное переключение с одной деятельности на другую, склонность к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях
|
| А.Л. Венгер [7]
| Резкая генерализованная тревожность
| «Несуществующее животное»
| И.А. Фурманов [37]
| Большая эмоциональная напряженность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
|
| Метод пиктограммы
| С.С. Степанов [32,33]
|
| «Школа зверей»
| С. Панченко[21]
| |
|
|