Глава 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ
В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
30 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
3.1. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЛИНИЙ
| ЛИНИИ
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Линии контура тела
| Как признак
| Изначально является рубежом между телом и окружающей средой и часто отражает степень защищенности, уязвимости, сензитивности или изоляции субъекта
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| «Несуществующее животное»
| И.А. Фурманов [37]
| Уверенные, яркие и легкие
| Грубость, черствость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Неяркие, неясные
| Боязливость, робость
| «Дом-дерево-человек»
| Е.С. Романова [27]
Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Особо четко подчеркнутые
| Повышенный самоконтроль, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания
| «Рисунок человека»
| АЛ. Венгер [7]
| «Несуществующее животное»
| А. Л. Венгер [7]
| Очерчивание (линия в абстрактной форме намечает то, что уже существует в уме рисовальщика)
| Проявление рационального начала
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Затемнение, «запачкивание»
| Страх, тревога
| «Школа зверей»
| С. Панченко[21]
| «Несуществующее животное»
| ИА Фурманов [37] Е.С. Романова [27]
| Выразительное «обрамление» всех законченных пространств (окон, стен, облаков, крон деревьев и т. д.) в рисунках детей
| Стремление к порядку и логике. Но иногда это идет от глухого и неосознанного страха перед пустотой, а не от возможности свободного выбора
|
| Р. Римская, С. Римский [24]
| Необрывающиеся,
обрамляющие
фигуру
| Изоляция
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 3.1. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениилиний
31
Линии
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Линии контура тела
| Незамкнутые (линии не доводятся до конца)
| Частый признак астенического состояния. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Иногда импульсивность (с пятилетнего возраста)
| «Рисунок человека»
| АЛ. Венгер [7]
| Разрыв
| Сфера конфликтов
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Использование линий всех типов (тонких, толстых, жирных, с нажимом, слабых и т. д.) В одном рисунке
| Характеризует уверенного в себе ребенка
|
| К. Тейлор [35]
| Двигательные персеверации (множественные линии)
| Говорят о высокой тревоге, стрессовом состоянии, возможно органическое поражение мозга, иногда - психическое заболевание, интеллектуальное нарушение, импульсивность (с четырехлетнего возраста)
|
| АЛ. Венгер [7]
| Одиночные линии
| Характеризуют личностную сферу человека. Такой способ рисования говорит о способности к рациональному управлению, которая свойственна людям, контролирующим свои импульсы и способным целенаправленно добиваться намеченного
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Бледные, «эктоплазмиче-ские» линии
| Встречаются сравнительно редко, появляясь в основном, у самоуглубленных шизофреников
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Слабые линии
| Как признак
| Тревожность
| «Несуществующее животное»
| ЕС. Романова [27]
| Паутинообразные
| Свойственны астеникам
| «Несуществующее животное»
| С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] ЕС. Романова [27] ИА Фурманов [37]
| При выполнении некоторых деталей
| Нежелание ребенка рисовать эту деталь из-за неприятных ощущений, связанных с нею или с тем, что она символизирует
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
| |