Главная страница
Навигация по странице:

  • Линии Признак

  • Линии Признак

  • Отрывистость

  • Часто

  • ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии


    Скачать 8 Mb.
    НазваниеЭнциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
    Дата12.06.2022
    Размер8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLebedeva_L_D_i_dr_Entsiklopedia_priznakov_i_interpretatsiy_-_200.doc
    ТипКнига
    #585985
    страница6 из 130
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   130

    36 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии




    Линии




    Признак

    Интерпретация

    Тест

    Источники

    Нажим

    Сильный (карандаш глубоко продавли­вает бумагу)

    Большая эмоциональная напряжен­ность

    «Рисунок человека»

    К. Тейлор [35] А.Л. Венгер [7] Л.М. Костина [13]

    Энергичность, настойчивость

    «Дом-

    дерево-

    человек»

    Е.С. Романова [27]

    Д.Я. Райгородский

    [23]

    Л.М. Костина [13]

    Скрытая агрессивность, эмоциональ­ная неуравновешенность, неуверен­ность, склонность к самобичеванию




    Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

    Сверхсильный (карандаш рвет бумагу)

    Свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе. Это состо­яние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в ре­зультате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Сильный нажим нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакальном состоянии; может сигнализировать о высокой конф­ликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессо­вой реакции




    А.Л. Венгер [7]

    Стабильность

    Устойчивость

    «Школа зверей»

    С. Панченко[21]

    Метод пиктограммы

    С.С. Степанов [32,33]

    Сильно варьиру­ющий (неровный, неодинаковый)

    Неустойчивый психомоторный тонус, повышенная эмоциональная лабиль­ность (с четырехлетнего возраста), т. е. тенденция к частой смене на­строений по незначительному поводу или вообще без видимого повода, иногда острое состояние




    А.Л. Венгер [7]

    Циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищен­ность, лабильные настроения

    «Дом-дерево -человек»

    Е.С. Романова [27]

    Д.Я. Райгородский

    [23]

    Л.М. Костина [13]

    Метод пиктограммы

    С.С. Степанов [32,33]

    3.1. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениилиний

    37



    Линии

    Признак

    Интерпретация

    Тест

    Источники

    Нажим

    Колебания в нажи­ме по ходу линии с эпизодическим ее усилением (го­лова и черты лица могут быть хорошо прорисованы, в то время как тело размыто, а выделя­ющиеся части едва намечены)

    Обычно видны на рисунках индиви­дов, подверженных истерическим, часто даже амнестическим реакциям на свои проблемы

    «Рисунок человека»

    К. Маховер [17]

    Линии неравно­мерны по нажиму и толщине

    Напряжение, неуверенность и эмо­циональная нестабильность

    «Рисунок человека»

    К. Маховер [17]

    Неожиданное изменение линии или явный разрыв

    Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры

    «Рисунок человека»

    К. Маховер [17]

    Отрывистость линий

    Сильный нажим

    Импульсивность

    «Кактус»

    М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13]

    Наличие обводов

    Свидетельство тревожности, неуве­ренности

    Метод пиктограммы

    С.С. Степанов [32,33]

    «Школа зверей»

    С. Панченко[21]

    Часто прерываемые, состоящие из штрихов линии

    Как признак

    Свидетельствуют о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, име­ют место проблемы с пищеварением (расстройство кишечника и др.)




    Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

    Свидетельствуют о высокой тревож­ности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасе­ниям, страхам, к легкому возникнове­нию состояния тревоги

    «Рисунок человека»

    А.Л. Венгер [7]

    Ребенок не умеет действовать прямо, так как боится коварства и препятствий внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения




    К. Тейлор [35]

    38 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии

    Линии

    Признак

    Интерпретация

    Тест

    Источники

    Часто прерываемые, состоящие из штрихов линии

    Как признак

    Признак агрессивности, представ­ляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, а также подозрительность и недовер­чивость




    Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

    В изображении ствола

    Неусидчивость, подвижность, нетер­пеливость. Такой ребенок чувствите­лен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным

    «Рисунок дерева»

    К. Тейлор [35]

    Очерчивающие ствол

    Реактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями

    «Дерево»

    Е.С. Романова [27]

    Тест дерева

    Автор не установлен

    Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства)

    «Дерево»

    Е.С. Романова [27]

    Линии, проведенные с отрывом (рисующий в процессе работы проверяет себя, он прерывает начатое рисование, рассмат­ривает изображение издали, а потом вновь возвращается к работе)

    Человек склонен к рефлексии, к постоянной проверке себя

    «Звезды и волны»

    У.Аве-Лаллемант[1]

    Раздробленные линии

    Выявляют неуверенность автора. Характерно то, что раздробленность линий, в отличие от их разорванности, предполагает связанность кусочков друг с другом. Такая графика отража­ет нервозность самоконтроля

    «Звезды и волны»

    У. Аве-Лаллемант [1]

    Пунктирные линии

    В рисунках тяжелобольных могут свидетельствовать о распаде границ тела (возможно при лейкемии)




    Дж. Аллан [2]

    Эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводятся несколь­ко линий со слабым нажимом, потом одна из

    Характерны для ситуативно обуслов­ленного повышения уровня тревоги (т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы), стремления ее контролировать, держать себя в руках

    «Рисунок человека»

    А.Л. Венгер [7]

    них, показавшаяся автору наиболее удачной, наво­дится жирной линией

    В лучшем случае - мелочность, стрем­ление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции

    «Дом-дерево -человек»

    Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   130


    написать администратору сайта