|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
302 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетания цветов
| Черный/синий
| Структурное значение: «абсолютный покой». Человек поднял бунт против сложившейся ситуации и желает, чтобы его оставили в покое. Там, где эта группа появляется в одном конце ряда, а группа «красный/желтый (желтый/красный)» - в другом, возможны нарушения в саморегуляции нервной системы
| М.Люшер[16]
| Черный/зеленый
| Структурное значение: «упрямое отторжение» или «ханжеское ощущение собственной праведности». Мятеж (черный), за которым следует самоутверждение (зеленый), предполагает упрямство и жесткую приверженность своей точке зрения
| М.Люшер[16]
| Черный/красный
| Структурное значение: «преувеличение желаний» или «драматизация реальности» Действия, вызванные и усиленные бунтом, ведут к нетерпеливости и крайнему поведению, направленному на удовлетворение преувеличенных желаний
| М.Люшер[16]
| Черный/желтый
| Структурное значение: «внезапный кризис» или «своевольные решения». Две крайности света и тьмы, при этом за «черным» бунтом против судьбы следует «желтая» надежда на то, что проблемы будут разрешены. Это ведет к крайним действиям и решениям. Возможен выбор отчаянных способов разрешения наиболее острых проблем
| М.Люшер[16]
| Черный/ фиолетовый
| Структурное значение «потребность в отождествлении» или «принудительное слияние с окружением» Человек настаивает (черный) на отождествлении (фиолетовый) Все предметы должны соответствовать друг другу и соединяться наиболее совершенным образом. При этом не допускается никаких уступок, никаких компромиссов
| М. Люшер[16]
| Черный/коричневый
| Структурное значение' «пренебрежение собой» Здесь все так же, как и в группе «коричневый/черный», но в большей степени проявляется бунтарство против происходящего
| М.Люшер[16]
| Сочетание'>Сочетание цветов в мандале
| Сочетание светло-голубого цвета с оранжевым в мандалах мужчин
| Указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта
| А.И. Копытин [9]
| Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным
| Можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единоборство с драконом»
| А.И. Копытин [9]
| 3.8. Цветвпроективномрисованиииарт-терапии: таблицапризнаковиинтерпретаций 303
| Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Сочетание цветов в мандале
| Красный и синий
| Указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, являются в то же время составными частями темно-фиолетового цвета, символизирующего мать в образе царственной особы
| А.И.Копытин[9]
| Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и особенно если на рисунке они расположены рядом
| Высока вероятность проявления у пациента саморазрушительных тенденций. В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разрушительным началом
| А.И. Копьггин [9]
| Оранжевый цвет в сочетании с цветом индиго (темно-синим), особенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и используются мужчинами
| Может быть проявлением эдипова комплекса
| А.И. Копытин[9]
| Когда в рисунке женщины оранжевый сочетается с темно-зеленым и черным цветами
| Это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности
| А.И. Копытин [9]
| Когда красный цвет используется вместе с черным
| Это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях
| А.И Копьггин [9]
| Когда красный цвет смешивается с черным (грязно-красный цвет)
| Трудно исключить наличие проблем, связанных с различными запретами, а также - заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому - и с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций
| А.И. Копытин [9]
| Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой
| Можно предполагать наличие очень сильного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщины
| А.И. Копытин [9]
| |
|
|