234 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Погодные явления и объекты неживой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Волны
| Во время грозы
| Обнаруживают страх рисующего перед необходимостью принимать решения
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Стремительно несущиеся водяные валы
| Душевный подъем
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
| Штормовое волнение на море
| Бурные переживания, которые не изливаются, а скорее «застывают» в ребенке
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Огонь
| Символизирует обновление жизни, трансформацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покровительство или разрушение (A. De Vries, 1976). Ребенок обычно воспринимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, например с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоциональную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни
|
| Дж. Аллан [2]
| Горы
| Как признак
| Символ постоянства, вечности, прочности и тишины (J,C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976). Дети, которые рисуют горы и ставят их в центр обсуждения рисунка, склонны толковать горы как символ постоянства или потребности иметь нечто постоянное в своей жизни
|
| Дж. Аллан [2]
| Скалы
| Указывают на наличие сопротивления
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Высокие и крутые
| Означают угрожающее препятствие
| «Звезды и волны»
| У Аве-Лаллемант[1]
| Остров
| Имеет позитивное символическое значение, он - оазис в морской дали, спокойное и прочное место. Он может указывать также на чувство одиночества или на потребность побыть в одиночестве
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Берег
| Означает твердь. Твердью может быть все то, что дает желанную почву под ногами. Но твердым бывает и то, что оказывает сопротивление, обо что разбиваются волны, что бывает причиной кораблекрушений
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
| 3.7. Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций
235
Объекты живой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Если человек машинально рисует лошадей, собак, кошек, птиц или каких-то других животных
| Он к ним неравнодушен. Можно предположить, что он изображает их в тех случаях, когда в силу обстоятельств этих животных нет рядом
|
| Автор не установлен
| Паук
| Олицетворяет Великого Ткача или Творца (J.C. Cooper, 1978), который прядет нить жизни
|
| Дж. Аллан [2]
| Рыбы
| Выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и сохранение жизни (J.C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
| Птицы
| Как признак
| Олицетворяют трансцендентность: «освобождение от любой, слишком незрелой, неподвижной или окончательной формы бытия... Любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (C.G. Jung, 1964). Кроме того, птицы символизируют душу или вознесение души на небеса (J С. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976). Птицы обычно появляются на детских рисунках тогда, когда авторы ощущают, как в их душах происходит некая трансформация
|
| Дж. Аллан [2]
| Парящие в небе
| Символизируют сферу духа
|
| Дж. Аллан [2]
| Все, кроме воронов
| Являются солнечными и небесными символами
|
| Дж. Аллан [2]
| Вороны
| Символизируют вестника смерти
|
| Дж. Аллан [2]
| Малиновка
| В христианской символике олицетворяет смерть и воскрешение
|
| Дж. Аллан [2]
| Млекопитающие
| Кролик
| Символизирует покорность и смирение перед Великим духом (Н. Storm, 1972)
|
| Дж. Аллан [2]
| Кошки
| Олицетворяют желание, свободу и скрытность. Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви
|
| Дж. Аллан [2]
| Черная кошка
| Символизирует несчастье и смерть, игривость и грациозность (J.C. Cooper, 1978; A De Vries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
| |