Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованных источников и литературы Учебники, монографии, диссертации, статьи

  • Портретное интервью. а поговорить. Епифановой Екатерине Андреевне (фио полностью) Тема Особенности технологии работы над интервью


    Скачать 251.59 Kb.
    НазваниеЕпифановой Екатерине Андреевне (фио полностью) Тема Особенности технологии работы над интервью
    АнкорПортретное интервью
    Дата24.05.2022
    Размер251.59 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаа поговорить.pdf
    ТипИнтервью
    #547070
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    2.2. Приемы подготовки интервью в интернет-
    программе «А поговорить?»
    Разговор с гостем Ирина часто начинает с вопросов,
    которые помогают ей заручиться доверием собеседника,
    вызвать положительную эмоциональную реакцию,
    откровенность. Так, к примеру, беседу с Е. Варнавой журналистка начинает с рассказа о собственном негативном опыте в бане, полученном по причине ее популярности и узнаваемости. Этот факт вызывает ответную откровенность гостьи и задает тон и направление всему интервью
    53
    Разговор с Б. Акуниным, который проходит в кафе в Лондоне,
    Ирина начинает с простых вещей, которые вроде бы не
    53
    Варнава: о камеди вумен, каминг-ауте друга, скинхедах и комплексах // А поговорить?.. [Электронный ресурс] / URL: https://www.youtube.com/watch?
    v=kWguOIZfvzY (дата обращения: 30.05.2020).
    43
    связаны с темой интервью: расспрашивает о еде, любимых русских блюдах
    54
    . А затем плавно переходит к вопросам о жизни за границей, причинах переезда и тоске по родине.
    Во время общения с тем или иным человеком Ирина
    Шихман не забывает раскрывать его/ее с разных сторон. Ведь формирование конкретного образа героя, а также показ иных черт характера, неизвестных до этого окружающим, в основном и требует публика. В качестве примера можно привести выпуск с известным писателе Б. Акуниным,
    который стал экспатом. Он предстает сильным, умным человеком, самодостаточной личностью, который, не смотря на то, что его вынудили уехать из родной страны, развивается и за рубежом, работает и пишет.
    Лолита Милявская показана журналисткой с одной стороны профессионалом шоу-бизнеса, который мастерски ведет себя на сцене, с другой стороны – перед нами предстает женщина закрытая, не любящая шумные компании и научившаяся принимать себя и недостатки своего тела и внешности, смирившаяся с судьбой медийной личности
    55
    Особенностью интервью Ирины Шихман можно, в том числе, назвать умение задавать героям такие вопросы,
    которые раньше им никто не задавал, вопросы не тривиальные, а также вопросы, заставляющие раскрыться.
    Вдобавок к этому успех интервью Шихман определяется тем, что журналистка не боится экспериментировать с
    54
    Борис Акунин из Лондона: "Я не вернусь, мой дом теперь тут" // А поговорить?..
    [Электронный ресурс] / URL: https://www.youtube.com/watch?v=nrJpDBHWzyI (дата обращения: 30.05.2020).
    55
    Лолита - опасные гастроли. Воровка-домработница, скорая за кулисами и недоразумение в личной жизни. [Электронный ресурс] / URL: https
    ://
    www
    . youtube
    . com
    / watch
    ? v =
    AtYJc
    2
    WS
    328&
    list
    =
    PLwV
    1
    zUscWc
    930
    fmMJTsypX
    7
    B
    4
    MIy
    8
    mOJR
    &
    index
    =9
    (дата обращения: 30.05.2020).
    44
    различными форматами съемки. Ирина не просто общается с собеседником, но и стремится показать некоторые моменты жизни и деятельности героя, а также беседы о госте программы с близкими ему людьми, коллегами. Например, в сюжете о Л. Милявской присутствуют эпизоды записи с концерта певицы, диалоги с ее коллегами по сцене, моменты общения с поклонниками, кадры из больницы, куда попала певица после ухудшения состояния на гастрольном концерте,
    опрос зрителей, пришедших на концерт
    56
    В некоторых интервью Ирина использует лирические отступления: когда между эпизодами общения с гостем программы она озвучивает какие-то важные вещи, касаемо темы интервью. Так, в сюжете о Б. Акунине есть несколько подобных отступлений, в них журналистка немного рассказывает о Лондоне, городе, в котором живет герой, а также размышляет на темы, почему самые прекрасные описания природы в русской классической литературе были сделаны писателями, находящимися за границей, влияет ли расставание с родиной на чувства человека к ней
    57
    Чаще всего локации съемки меняются 3-5 раз за выпуск. Смена местоположения беседующих журналиста и героя помогает избежать скуки, показать динамику повествования, изобразить героя на работе, дома, в местах отдыха и др.
    Центральной локацией может служить какое-то место,
    например, кафе, студия, офис, кабинет, комната, в которых герои беседуют в комфортных условиях на дистанции 1,5-2 56
    Там же.
    57
    Борис Акунин из Лондона: «Я не вернусь, мой дом теперь тут» // А поговорить?.. [Электронный ресурс] / URL: https://www.youtube.com/watch?
    v=nrJpDBHWzyI (дата обращения: 30.05.2020).
    45
    метра. Однако может использоваться и минимальное количество смены мест.
    Например, в интервью с Б. Акуниным журналист использует 1 локацию: кафе в центре Лондона, такой же прием был применен и в беседах с Е. Варнавой, Д. Биланом и др. – это студия программы. Несколько локаций присутствуют в сюжете о В. Жириновском: центральная –
    домашний кабинет героя, и дополнительная – офис партии
    ЛДПР.
    Наибольшее количество просмотров на канале набрали интервью Ирины Шихман с
    Максимом Галкиным
    (5,1 млн.),
    Наргиз Закировой
    (3,9 млн.) и
    Андреем
    Макаревичем
    (4,6 млн.).
    В среднем один выпуск передачи «А поговорить?»
    занимает от 1 часа 20 минут времени до 2-х часов.
    Динамика картинки, определенные видеовставки во время эпизода, которые рассказывают о жизни героя и его сфере деятельности, помогают создать не такой сухой и монотонный выпуск. Зрители за такое долгое время могут не просто послушать хорошо созданное и подготовленное интервью, но и проникнуться историей того или иного героя и даже окунуться в его/ее жизнь практически от первого лица.
    В этом плане Шихман (со своей съемочной командой)
    проделала довольно большую работу, которая увеличила популярность канала, привлекла новую аудиторию и заинтересовала зрителей таким необычным, но увлекательным сюжетом.
    46

    Ирина Шихман использует различные виды вопросов,
    причем по ее ведению программы проявляется подготовленность: фактически, многие ее интервью тщательно подготовлены с точки зрения фона, бэкграунда ситуации. Например, в интервью с Настасьей Самбурской,
    Максимом Галкиным и другими звездами Ирина Шихман демонстрирует, что хорошо знакома с историей их жизни,
    подробностями биографии, что она проверяет их социальные сети, она в курсе каких-то ситуаций и своими вопросами просто «подталкивает» рассказать о наиболее интересных событиях в жизни данного человека.
    Интервью Ирины Шихман имеют коллажную структуру:
    подчиняясь закономерностям современного клипового мышления, клипового сознания, она часто «перескакивает» с темы на тему (что отмечается и регулируется в том числе упомянутыми выше таймкодами).
    Интервью в формате личной беседы один на один не ново для современной журналистики. На телевидении программы существуют давно с высоким бюджетом и достойным техническим оснащением. Однако в наш век тотальной информатизации общества и конвергентных процессов сетевые медиа становятся приоритетными,
    поскольку обладают неоспоримыми преимуществами:
    оперативно обновляются, имеют актуальную информацию,
    адаптированы под разные гаджеты и удобны в использовании.
    Современное поколение имеет клиповое мышление, что подталкивает его обращаться к визуальному контенту,
    47
    создавая персонифицированные запросы и формируя собственные каналы получения информации.
    Журналисты следуют тенденциям и переводят свою деятельность в интернет-пространство, где больше свободы,
    шире аудитория, быстрее обратная связь. Отвечая на запросы современного поколения, журналисты создают оригинальный и «годный» контент для потребителя. Журналистика становится более персонифицированной: аудиторию интересуют мнения и оценки, она требует эмоций. В
    профессиональном плане журналист больше не является без эмоциональной единицей, что формирует часть его речевого портрета автора.
    В процессе исследования выявился метод интервью по степени формализации, используемый журналистом –
    полустандартизированное (фокусированное) интервью. В
    выпусках присутствует определенная тема, прослеживаемая на протяжении всего выпуска, но отклонения от этой темы также имеются. Подчеркну, что эти отклонения как раз происходят с помощью смены локаций.
    Ирина использует вид портретного интервью, и каждый портрет получается разным. Для интервью она выбирает неординарных людей, проявивших себя в общественной жизни или профессии и популярных среди зрительской аудитории. Интервью содержат в себе множественные способы и инструменты раскрытия внутреннего мира героя.
    Разновидность портретного интервью Ирины –
    биографические. Данная разновидность подразумевает высокий уровень эмоциональности, построение диалога с собеседником по принципу «прошлое-настоящее», стремясь к
    48
    основной задаче — произвести на экране целостный образ героя через раскрытие значимых фактов и эпизодов из жизни героя.
    Диалог раскрывает параллельно внутренний и внешний портрет героя. Внутренний предлагает зрителю взглянуть на героя относительно его личного пути и возникших трудностей, как он с этим справился и справился ли.
    Внешний портрет открывает рисует то, что видно сразу:
    детали, эмоции и чувства героя, его психологические особенности личности, манеру одеваться, позы,
    жестикуляцию и документальную точность.
    Вначале видно, что собеседнику трудно отвечать, он сильно напряжен. Но к середине интервью Ирина уже спокойно может задавать вопросы очень личного характера –
    о политической позиции, интимной жизни. На протяжении всего интервью можно заметить заинтересованность Ирины,
    она внимательно слушает, это видно по его невербальному общению – сосредоточенное выражение лица, принятая поза слегка поддавшись вперед. Интервьюер занимает открытую позу, демонстрирует личную заинтересованность в воспроизводимых гостем ответах. Журналист старается
    «открыть» собеседника, тем самым, проявляет повышенное внимание к приглашенному гостю. Журналист дает своему гостю почувствовать значимость в беседе, чтобы убрать психологические зажимы, которые мешают неформальному общению.
    Следующий этап – основная часть портретного интервью. Здесь уже оба собеседника освоились, и начинается конструктивный диалог. В какой-то момент
    49

    Ирина может задать «неудобный» вопрос. Примеры таких вопросов могут касаться интимных отношений, проблем с зависимостями, каких-то конфликтных ситуаций.
    В портретном интервью Ирины заметно, что она не безликий интервьюер, получающий вопросы и ответы. Во многих выпусках он демонстрирует свой личный отклик на информацию через эмоции, мимику, поведение или даже личный комментарий шуточного характера.
    Таким образом, портретное интервью в новом формате на YоuTube преобразовалось с помощью открытого и неформального диалога, использованием простой разговорной лексики, слэнга и жаргонизмов. Ирина Шихман использует подвид портретного интервью – биографический.
    Смена локаций передает тональность беседы, подчеркивая ту или иную тему. Интервьюер использует психологические приемы, такие как комплименты, шутки и личные собственные истории, что позволяет достичь эмоциональной окраски интервью. Это помогает внести в жанр портретного интервью свежую искреннюю ноту.
    Специфика интервью в программе «А поговорить?»
    определяется рядом факторов. Во-первых, интервьюер тщательно готовится, выясняет информацию о той личности,
    которая будет героем программы, подготавливает заранее провокационные и интересные вопросы, тщательно изучает повестку дня и актуальные информационные поводы.
    Во-вторых, «А поговорить?» - интернет-программа, что обусловливает специфику восприятия зрителем: смотреть ее можно в любое время и с любого места. Более того, облегчая
    50
    зрителю эту задачу, создатели программы сами разбивают описание каждой программы на Youtube-канале на таймкоды,
    анонсируя каждый поворот темы в ходе интервью, чтобы те,
    кто интересуется определенным аспектом, сразу могли посмотреть интересующий их момент программы.
    Также определенной специфической чертой программы следует считать рекламные видеовставки. Они частично связаны с темой программы – так, это может быть реклама клиники пластической хирургии или – в условиях пандемии и самоизоляции – реклама приложения, в котором можно обратиться ко врачу и обсудить с ним свои симптомы онлайн.
    Рекламные вставки достаточно обширны (до 5 минут),
    при этом органично встроены в структуру интервью и сопровождаются титрами «на правах рекламы». Каждый раз
    Шихман утверждает, что самостоятельно опробовала данный продукт или услугу, а в ее словах и в комментариях под видео упоминаются промокоды и иные скидки и бонусы для зрителей.
    51

    Заключение
    В выпускной квалификационной работе была проанализирована интернет-программа «А поговорить?»,
    содержащая в себе авторские интервью Ирины Шихман.
    Интернет-программа нацелена на широкую аудиторию и специализируется на провокационных портретных интервью,
    позволяющих раскрыть личность интервьюируемого с неожиданной стороны и в ряде случаев обсудить с ним провокационные и неоднозначные вопросы.
    Цель работы была достигнута путем решения следующих задач:
    1.
    Рассмотрение истории становления жанра интервью.
    Исследовав жанр интервью, мы отследили путь его развития от явления «tаble tаlk» до внедрения социальны сетей в повседневную жизнь человека. Изменяясь под влиянием научно-технического прогресса и трансформируясь вместе с человеком, приобретавшим все новые умения и расширявшим коммуникационные возможности, жанр интервью раскрылся на платформе YоuTube как отдельный вид развлекательной журналистики.
    2.
    Исследование процесса интервью, его этапов и видов вопросов.
    В процессе исследования, мы выявили три этапа интервью – подготовительный, основной и завершающий, а также основные категории вопросов в интервью: открытые и закрытые, прямые и непрямые. Исключение любого из этапов может создать непрофессиональную среду в процессе
    52
    самого интервью или вероятность того, что интервью будет некачественным.
    3.
    Изучение видов интервью и способы передачи информации об интервьюируемом.
    Исходя из классификации интервью по предмету отображения; по целевой установке и по методу отображения, мы выделили основные виды. Виды интервью разделяют поле его освещения: в печатном формате, радио или телевиденье и Интернет. На печатном остановились кратко, не исключая его значения, но ввиду области нашего исследования – видео-формата, более подробно мы рассмотрели аудио-визуальные форматы. Мы установили, что технические возможности радио и телевидения позволили приобрести жанру такие особенности, как зрелищность и некая драматичность ввиду использования разных моделей съемок, записи и монтажа, что наполнило жанр новыми красками. Переход жанра в интернет развил его дальше:
    интервью, ввиду отсутствия цензуры, временных рамок и возможности аудитории незамедлительно давать свою оценку, стало более эмоциональным и открытым.
    4.
    Определение специфики интервью в интернет- программе «А поговорить?».
    Ирина Шихман использует интервью-диалог, по смыслу в большинстве случаев являющееся портретным интервью. Для ее манеры общения с собеседником характерны неожиданные повороты темы, резкое «бросание» темы и поворот к другой, иногда совершенно никак не связанной с предыдущим вопросом тематике.
    53

    Подводя итог вышесказанного, мы можем сказать, что жанр интервью прошел свой путь развития, приобретя ряд изменений на каждом из этапов. Таким образом,
    трансформация жанра интервью произошла в сети Интернет ввиду отсутствия каких-либо ограничений в лексике, времени и контингенте приглашаемых гостей.
    В программе «А поговорить?» Ирина Шихман использует специфическую лексику: проводя в жизнь декларируемый в описании программы принцип «откровенного интервью», она старается сделать каждую свою программу скандальной.
    Этот эффект достигается за счет лексики «на грани фола»
    либо за счет провокационных вопросов или острых разоблачений – зависит от тематики программы.
    54

    Список использованных источников и литературы
    Учебники, монографии, диссертации, статьи
    1. Алексеев К.А. Спортивная журналистика. – М.:
    Издательство Юрайт, 2014. – 278 с.
    2. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров: учеб. пособие для вузов по спец.
    «Журналистика». – М.: Высшая школа, 1978. – 817 с.
    3. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. – М.: Высшая школа, 1975. – 263 с.
    4. Гуревич С. М. Газета. Вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект
    Пресс, 2004. – 190 с.
    5. Дятлова А. Е. Интервью в сетевых медиа: речевые средства установления контакта: автореф. дис. ... докт.
    филол. наук, г, 2018 – 111 с.
    6. Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. – 236 с.
    7. Ким М. Н.. Основы творческой деятельности журналиста.
    – СПб.: Питер, 2011 – 400 с.
    8. Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 188 с.
    9. Культура русской речи. – ред. Максимов В.М. – М.:
    Гардарики, 2008. – 413 с.
    10.Куприянов П. «Адвокат клиента» // «Computerworld», № 25,
    2004 г. – С. 45 – 78.
    11.Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 293 с.
    12.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности
    55
    журналиста: учеб. для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001. –
    620 с.
    13.Лукина М.М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 302 с.
    14.Михайлов С.А., Мостов А.Г. Спортивная журналистика.
    Учебное пособие. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. –
    544 с.
    15.Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. – М.:
    Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 430 с.
    16.Распопова С. С. О понятии «жанр» в теории журналистики
    // Вестник Челябинского государственного университета.
    2012. № 6 (260). – С. 114 – 117.
    17.Рябинина Н.З., Соловьев В.И. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие. – М.: МГАП
    «Мир книги», 1993. – 433 с.
    18.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. – М.:
    Аспект Пресс, 2010. – 299 с.
    19.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.:
    Аспект Пресс, 2017. – 290 с.
    20.Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. – М.: «ВК», 2011. – 821 с.
    21.Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. – М.: АСТрель, 2007. –
    580 с.
    22.Шостак М.И. Новости прессы. Заметки, репортажи, интервью. – М.: МедиаМир, 2013. – 144 с.
    23.Шостак М.И. Оперативная журналистика. – М.: ИМПЭ,
    2000. – 355 с.
    56

    1   2   3   4


    написать администратору сайта