Главная страница
Навигация по странице:

  • Журналистика ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ НАД ИНТЕРВЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ- ПРОГРАММЫ «А ПОГОВОРИТЬ») Исполнитель

  • Научный руководитель: кандидат филологических наукГородничева Марина АндреевнаЗаведующий кафедрой

  • Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЗАДАНИЕ по подготовке

  • Основные разделы: 1. Технология работы над интервью: теоретические основы исследования.2. Особенности интервью в интернет-программе «Апоговорить».Исходные материалы

  • Подпись научного руководителя: ____________ / к.ф.н. Городничева М.А. (подпись) (ученая степень, звание, ФИО)

  • Введение Актуальность

  • Объектом исследования является интернет- программа «А поговорить», предметом исследования –особенности технологии работы над интервью в программе«А поговорить». Цель

  • Теоретико-методологическую основу исследования

  • Методы исследования

  • 1. Технология работы над интервью: теоретические основы исследования 1.1. Интервью как жанр

  • Портретное интервью. а поговорить. Епифановой Екатерине Андреевне (фио полностью) Тема Особенности технологии работы над интервью


    Скачать 251.59 Kb.
    НазваниеЕпифановой Екатерине Андреевне (фио полностью) Тема Особенности технологии работы над интервью
    АнкорПортретное интервью
    Дата24.05.2022
    Размер251.59 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаа поговорить.pdf
    ТипИнтервью
    #547070
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Автономная некоммерческая организация высшего
    образования
    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра журналистики
    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    Направление подготовки: 42.03.02
    Журналистика
    ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ НАД
    ИНТЕРВЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-
    ПРОГРАММЫ
    «А ПОГОВОРИТЬ?»)
    Исполнитель:
    Студент 5 курса заочной формы обучения
    Епифанова
    Екатерина
    Андреевна
    Научный руководитель:
    кандидат филологических наук
    Городничева Марина Андреевна
    Заведующий кафедрой:
    Распопова
    С.С./_______________/

    Москва – 2020
    Автономная некоммерческая организация высшего
    образования
    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ЗАДАНИЕ
    по подготовке
    выпускной квалификационной работы
    Обучающемуся Епифановой Екатерине Андреевне
    (ФИО полностью)
    Тема: «Особенности технологии работы над интервью (на примере интернет-программы «А поговорить?»)».
    Основные разделы:
    1.
    Технология работы над интервью: теоретические основы исследования.
    2.
    Особенности интервью в интернет-программе «А
    поговорить?».
    Исходные материалы:
    1.
    Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под.
    ред. А.Г. Качкаевой. – М., 2010. – 200 с.
    2.
    Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М.М.
    Лукиной. – М., 2010. – 348 с.
    3.
    Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества: Учеб.
    пособ. / Г.В.
    Лазутина, С.С.
    Распопова. – М.: Аспект Пресс,
    2012. – 320 с.
    4.
    Лукина, М.М. Технология интервью: Учеб. пособ. – М.:
    Аспект Пресс, 2012. – 193 с.
    1

    5.
    Распопова, С.С. Основы журналистской деятельности:
    Учеб. для бакалавров. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 272 с.
    Подпись научного руководителя: ____________
    /
    к.ф.н.
    Городничева М.А.
    (подпись)
    (ученая степень, звание, ФИО)
    Задание принял к исполнению: ______________ «____»
    __________20__ г.
    (подпись) (дата)
    Содержание
    Введение...................................................................................... 3 1. Технология работы над интервью: теоретические основы исследования..............................................................................5 1.1. Интервью как жанр.............................................................5 1.2. Технология работы журналиста над интервью...............21 2. Особенности интервью в интернет-программе «А поговорить?».............................................................................30 2.1. Характеристика интернет-программы «А поговорить?». 30 2.2. Приемы подготовки интервью в интернет-программе «А поговорить?».............................................................................36
    Заключение...............................................................................44
    Список использованных источников и литературы................46 2

    Введение
    Актуальность данного исследования обусловлена тем,
    что на сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека, изменяя его привычный быт. Журналистика меняется каждый день с появлением социальных сетей. Жанр интервью прошел путь своего развития, претерпев ряд изменений ввиду приспосабливаемости жанра к современным условиям. На примере программы Ирины Шихман «А поговорить?»,
    которая изначально была задумана и распространялась именно как интернет-формат можно увидеть, как жанр интервью приобрел высокую популярность в течении последних трех лет.
    Объектом исследования
    является интернет- программа «А поговорить?», предметом исследования
    особенности технологии работы над интервью в программе
    «А поговорить?».
    Цель данной дипломной работы – изучить особенности технологии работы над интервью в программе «А
    поговорить?».
    Задачи работы включают в себя:
    1. Рассмотреть интервью как жанр;
    2. Описать технологию работы журналиста над интервью;
    3. Дать характеристику интернет-программе «А
    поговорить?»;
    4. Охарактеризовать приемы подготовки интервью в интернет-программе «А поговорить?»
    3

    Теоретико-методологическую основу исследования
    составили труды по общей теории коммуникации, теории интервью и практике журналистики (работы М.М Лукиной,
    С.Н., Ильиченко, В.Л. Цвика, А.В. Колесниченко, Е.
    Долгиной и др.).
    Методы исследования – теоретические: критический анализ, сравнение и сопоставление; эмпирические: сплошная выборка, анализ содержания и контекста.
    Структура работы. Работа состоит из введения,
    содержательной части, разделенной на параграфы,
    заключения и списка использованных источников и литературы.
    4

    1. Технология работы над интервью: теоретические
    основы исследования
    1.1. Интервью как жанр
    Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. В интервью ход самой беседы искусно направляется журналистом, демонстрируется точка зрения собеседника по обсуждаемому вопросу, которая подразумевает, предполагает, выявляет и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд журналиста со взглядом его собеседника.
    Вопрос о видах интервью продолжает оставаться дискуссионным. Разные авторы выделяют разные основания для классификации и предлагают различные подходы.
    Виды интервью влияют на разработку стратегических планов,
    обусловливают характер предварительной подготовки,
    определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.
    Так, например, А.А. Тертычный выделяет интервью как информационный жанр и как аналитический. Он отмечает,
    что «интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где?
    когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут
    «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом?
    5
    что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал»
    1
    В системе жанров А.А. Тертычный выделяет следующие виды интервью
    2
    :

    информационное интервью;

    аналитическое интервью;

    блиц-опрос;

    вопрос-ответ;

    аналитический опрос;

    беседа.
    М.М. Лукина предлагает другую классификацию,
    опирающуюся на целевую установку
    3
    :

    информационное интервью - сбор материала для новостей. Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где?
    когда? почему? зачем?;

    оперативное интервью
    - разновидность информационного, только в более сжатом виде;

    блиц-опрос;

    интервью-расследование – цель: глубинное изучение какой-либо проблемы;

    интервью-портрет или персональное интервью.

    креативное интервью – здесь журналист не просто посредник в передаче информации аудитории, он выступает равноправным участником творческого процесса. В данном
    1
    Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс] / URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text2/01.htm
    (дата обращения: 30.05.2020)
    2
    Там же
    3
    Лукина М. М. Технология интервью. [Электронный ресурс] /
    URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text5/34.htm
    (дата обращения: 30.05.2020)
    6
    случае собеседники выступают в роли партнеров по созданию творческого информационного продукта.
    Другой исследователь, М.И. Шостак, в качестве основания для классификации выделяет предмет разговора.
    Положив в основу классификации данный признак он обозначает следующие виды интервью
    4
    :

    информативные интервью, где предметом беседы являются новые факты;

    экспертные интервью, где предметом беседы является мнение авторитетного человека о событии, области и другом;

    проблемные интервью, где предметом беседы являются мнения и сопоставление источников мнений;

    интервью-знакомства, где предметом беседы является личность собеседника. Их делятся на портретные,
    разоблачающие с антигероем и звездные интервью.
    Однако отметим, что на наш взгляд, в приведенных классификациях при определении видов зачастую смешиваются понятия интервью-метод и интервью-жанр.
    Рассмотренные системы не отражают всего спектра существующих интервью, как метода.
    Отметим классификацию исследователя М.Н. Ким
    5
    . Он предлагает классифицировать интервью по следующим параметрам:

    по предмету отображения;

    по целевой установке;
    4
    Шостак М.И Журналист и его произведение [Электронный ресурс]:
    https://www.studmed.ru/view/shоstаk-mi-zhurnаlist-i-egо-prоizvedenie_20bd31а2855.html
    (дата обращения: 30.05.2020)
    5
    Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2011. –
    400 с. – С. 60 7


    по методу отображения;
    Рассматривая интервью по целевой установке, можно выделить следующие виды:

    информационное интервью;

    аналитическое интервью;

    интервью-портрет;

    креативное интервью;
    Классификация А. А. Грабельникова
    6
    отличается от классификаций вышеупомянутых исследователей. По ней интервью имеет следующие виды:

    интервью-диалог – самый распространённый вид,
    представляет собой беседу в форме вопросов и ответов;

    интервью-монолог – это ответ-сообщение интервьюируемого на вопрос корреспондента

    интервью-сообщение – ответы пересказываются журналистом или излагаются в сокращённом виде;

    интервью-зарисовка даёт журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать своё мнение,
    комментировать факты, о которых идёт речь;

    интервью-мнение – это развёрнутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме;

    коллективное интервью даёт представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам;

    анкета – массовый вид интервью, своеобразная заочная беседа.
    Данные классификации позволяют выделить разновидности интервью, определить их и установить
    6
    Там же. – С. 67 8
    назначение того или иного вида. Несмотря на то, что многие исследователи сходятся в своих классификациях, можно выделить основные и главные виды интервью. Однако, стоит рассмотреть форматы воспроизведения интервью, для того чтобы определить, зачем нужны те или иные виды и в каком формате они успешнее реализуются.
    Исследователь С.Н. Ильченко отмечает, что «интервью может проводиться двумя и более журналистами. Такие случаи встречаются в электронных СМИ, но довольно редки.
    Примером может служить интервью, которое давала премьер- министр Великобритании Маргарет Тэтчер советскому телевидению»
    7
    . В таком случае, интервью может проводиться по типу пресс-конференции или бриффинга. Это удобно,
    необходимо осветить важную информацию большому количеству людей. Так же, в начале 2000-х годов стало популярным ведение интервью двумя журналистами в формате ток-шоу
    8
    . Такой принцип двойного ведения используется в программе «Мужское/женское» с ведущими
    Александром Гордоном и Юлией Барановской.
    Перейдем к видам интервью в форматах аудио- визуального вещания. В данных форматах интервью имеет ряд своих специфических особенностей, на которые ссылаются исследователи этих областей.
    Кратко остановимся на печатном интервью. Многие исследователи
    9
    выделяют свои классификации, основываясь именно на данном формате. В современной жизни, печатное
    7
    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. – СПб.: С.-Петерб.
    гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. – С. 138 8
    Там же.
    9
    Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс] / URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text2/01.htm(дата обращения: 30.05.2020)
    9
    интервью считается более солидным, так как печатная информация имеет более продолжительный срок жизни в информационном мире. Печатные публикации проходят тщательную проверку и согласование перед выпуском в свет с участниками интервью. Гораздо чаще эксклюзивные интервью давались именно печатным серьезным изданиям.
    Так же, исключительное особенностью печатного интервью является то, что интервьюируемый сам может контролировать свой «облик» для читателей – выбрать правильный фотоснимок, обороты речи. Сегодня имеется множество журналов, таких, как «Теленеделя» или «Караван историй», в которых на базе интервью создают целые образы публичных личностей в хорошем свете, с профессиональными снимками их за работой или в домашнем кругу. Это хороший ход как пиар.
    Радио-интервью с точки зрения организационно- технологических особенностей можно разделить на два варианта. Первый вариант такой же, как для печатных СМИ,
    с использованием записывающего устройства. В подобном окончательно смонтированный вариант интервью для эфира не требует согласования, так как канал фиксирования речи интервьюируемого аутентичен каналу воспроизведения речи
    (или ее фрагментов) в эфире. Объем интервью, помимо прочих, определяется форматными требованиями, которые реализуются в вещательной политике той или иной радиостанции. Большинство из них осуществляет свою деятельность в FM-диапазоне, и поэтому понятие ритма контента для них крайне важно. Зачастую, динамичный формат не позволяет перерасти интервью в длительную
    10
    беседу. Второй вариант организации интервью – это ситуация, когда гость либо заранее записывает интервью непосредственно в студии, либо выступает в прямом эфире. В
    первой ситуации есть определенное время на запись,
    возможность скорректировать огрехи в записи. Во второй такой возможности нет. Объединяя оба варианта, можно выделить особенность радио-интервью: слушатели получают информацию непосредственно от носителя, с его голосом и манерой речи, что подчеркивает авторитетность источника.
    Важный аспект радио-интервью в том, все ошибки и оговорки в том числе сплывают. Исследователи радиожурналистики отмечают критерии радио-интервью:
    «Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут.
    Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов. Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения»
    10
    Исследователи отмечают следующие виды радио- интервью
    11
    :

    Проблемное интервью – с элементами анализа,
    оценкой ситуации.

    Интервью-портрет, которое «может звучать до 20
    минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя»
    12

    Протокольное интервью.
    10
    Шерель А.А., Барабаш Н.С., Болотова Л.Д., Гаспарян В.В. и др.
    Радиожурналистика: [Электронный ресурс]: http://evаrtist.nаrоd.ru/text5/44.htm
    (дата обращения: 30.05. 2020)
    11
    Там же
    12
    Там же.
    11


    Интервью-анкета. «Вопросы в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей»
    13

    Пресс-конференция. Проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста трудность заключается в записи ее на радио. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу, здесь намного сложнее.
    Один из приемов, используемый для придания формату радио-интервью дополнительной динамики – телефонные звонки во время прямого эфира. Они придают психологическую насыщенность,
    повышают воспринимаемость звучащей речи, так как слушатели могут услышать речь других людей, что интонационно расширяет палитру аудиальной выразительности проводимой беседы с гостем.
    Интервью активно используется в практике современного телевидения.
    Примером передач отечественного вещания являются «Пусть говорят»,
    «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной» (больше не выпускается), «Человек и закон», «Профессия Репортер» и другие. Как пример можно привести популярные передачи в
    США: «TheTоnightShоw с Джимми Фэллоном»,
    «JimmyKimmelLive!» и «TheLаteLаteShоw с Джеймсом
    Корденом». Интервью используется как дополнение к передачам, которые являются совокупностью других жанров.
    Телевизионное интервью также имеет свои специфические особенности. К примеру, исследователь В.Л
    13
    Там же.
    12

    Цвик выделяет интервью как «жанр публицистики,
    представляющий из себя разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой,
    звучащий разговор»
    14
    Исследователь телевизионного интервью С. Н. Ильченко предлагает свое понимание: «Интервью – это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес»
    15
    . Телевизионное интервью отличается своей специфичной чертой – зрелищностью картинки, живыми эмоциями.
    В рамках телеэфира, как отмечает С. Н. Ильченко,
    интервью может быть организовано по двум моделям:
    «Первая – съемочная бригада выезжает за пределы студии и берет интервью либо на месте работы или деятельности собеседника, либо в заранее выбранном и оговоренном месте.
    Место становится либо предметом разговора, помогая раскрыть личность собеседника, либо подчеркивая его статус. Вторая модель телеинтервью реализуется на стационарной базе телестудии, так снимаются цикловые программы в формате беседы»
    16
    . Существует два варианта
    14
    Шерель А.А., Барабаш Н.С., Болотова Л.Д., Гаспарян В.В. и др.
    Радиожурналистика: [Электронный ресурс]: http://evаrtist.nаrоd.ru/text5/44.htm
    (дата обращения: 30.05. 2020)
    15
    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. – СПб.: С.-Петерб.
    гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. – 236 с.
    16
    Там же.
    13
    такой модели телеинтервью: запись заранее и монтаж или прямой эфир.
    Исследователь С. Н. Ильченко
    17
    выделяет несколько видов телевизионного интервью:

    протокольное интервью;

    интервью-портрет;

    информационное интервью;

    интервью-анкета.
    Следует подробнее рассмотреть вид портретного интервью, поскольку эту тему более подробно мы будем рассматривать во второй главе. Цель портретного интервью современные журналисты формулируют следующую:
    раскрытие личности интервьюируемого и создание эскиза портрета героя у аудитории.
    Портретному интервью свойственен персонифицированн ый характер общения, т.е. разговор от имени собственного
    «я».
    Исследователь Т.В. Шумилова выделяет следующие коммуникативные методы интервью по степени их формализации
    18
    :

    Строго стандартизированное интервью.

    Полустандартизированное
    (фокусированное)
    интервью.

    Нестандартизированное (свободное) интервью.
    Можно отметить, что важная черта портретного интервью – это неформальное и нейтральное общение. Для портретного интервью характерная цель – обсуждение
    17
    Там же.
    18
    Лукина М. М. Технология интервью. [Электронный ресурс] / URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text5/34.htm
    (дата обращения: 30.05.2020)
    14
    значимых событий жизни и деятельности этого человека,
    открытие читателям или зрителям его внутреннего мира,
    ценностей, личностных качеств. Исследователь Ким
    19
    выделяет основные виды портретного интервью:

    Событийное — опирается на какой-то факт из жизни гостя; целью является информирование общественности о действиях человека;

    биографическое — направлено на создание целостногообраза интервьюируемого через раскрытие значимых эпизодов биографии, оказавших влияние на его судьбу;

    юбилейное — приурочено к празднованию юбилея известного человека;

    политическое — основано на признаниях известных политиков по поводу их политических позиций.
    Также важно отметить, что характер коммуникативных позиций участников влияет на процесс интервью.
    Исследователь Е. И. Голанова
    20
    , выделила три типа интервью:

    С равноправием партнеров по диалогу;

    с доминированием интервьюера, являющегося представителем «новой журналистики»;

    сохранением этики общения и коммуникативной дистанции.
    Основным преимуществом телевизионного интервью является то, что технологическую сложность процесса интервью обеспечивают профессионалы – операторы,
    19
    Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/
    n/zhаnr-pоrtretnоgо-intervyu-vоzmоzhnоsti-differentsiаlnоgо-pоdhоdа
    (дата обращения:
    30.05. 2020)
    20
    Там же.
    15
    редакторы, звукорежиссеры и другие. Поскольку из-за аудиовизуальной природы телевизионного общения источником информации становится не только речь, как в случае радиоинтервью, жесты, поведение собеседников, их окружение (интерьер комнаты, ландшафт, окружающие люди и т. д.) должны быть запечатлены как часть основного –
    самого интервью. Правила формулирования вопросов,
    принятые в конкретно-социологических исследованиях,
    можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера, чего мы касались во втором параграфе. В связи с этим, нам необходимо выделить отметить работы над сценарием. Здесь актуальна поэтапная система М.Е. Голдовской
    21
    :
    1. Литературная заявка на сценарий, в которой отражена идея, круг проблем и обозначены герои, через судьбу которых будет выражена идея.
    2. Работа над режиссерским сценарием, включающая в себя разработку съемочного плана, знакомство с героями и архивным материалом
    3. Съемочный период, в ходе которого придуманное на первых двух этапах должно быть зафиксировано камерой
    4. Монтаж, предполагает окончательную реализацию замысла (на этом этапе чаще всего может родится новый сценарий.
    Интервью в сети Интернет – совокупность печатного,
    радиоинтервью и телеинтервью. На сегодняшний день, у каждого серьезного издания, радиостанции или телеканала
    21
    Фёдорова Ю. С. Техники и приемы раскрытия личностных качеств героя при создании интервью-портрета [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/
    n/tehniki-i-priemy-rаskrytiyа-lichnоstnyh-kаchestv-gerоyа-pri-sоzdаnii-intervyu-pоrtretа/
    viewer
    (дата обращения: 30.05. 2020)
    16
    есть свой сайт, где выкладывается свежая информация,
    касаемо тех или иных событий и освещенная в эфире.
    Васильченко К.Е. отмечает, что сетевые медиа «используют интервью и в качестве метода, и в качестве жанра, вбирая в себя традиционные черты жанра интервью, при этом обогащая интервью возможностями интернет-пространства,
    таким образом создавая новые характерные черты»
    22
    . В
    отличии от телевиденья или радио, где интервью дополняют передачи, в сети Интернет для жанра интервью могут создавать отдельные сайты и форматы. Но одной из особенностей этого способа транслирования интервью стало использование этого жанра в современных средствах коммуникации или веб-сервисах: социальных сетях,
    видеохостингах по типу YоuTube, мобильных приложениях.
    На платформе YоuTube создаются каналы, посвященные только жанру интервью в целом. Примером таких каналов являются «А поговорить?», «вДудь» и другие. Важным аспектом YоuTube-каналов является актуальность тем,
    визуальное оформление и привлекательный заголовок,
    заманивающий зрителя. Достоинствами данных каналов является свободная тематика, внимание к внутреннему миру собеседника, отсутствие запретных тем и многие другие.
    Недостатками же является отсутствие жесткого контроля качества выпусков, присутствие рекламы в самом выпуске,
    нелинейность.
    Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: Кто? Что?
    22
    Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/
    n/zhаnr-pоrtretnоgо-intervyu-vоzmоzhnоsti-differentsiаlnоgо-pоdhоdа
    (дата обращения:
    30.05. 2020)
    17

    Где?
    Когда?
    Почему?
    Зачем?
    Оперативное интервью – разновидность информационного,
    только в еще более сжатом варианте. Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также и латинский вариант – vox pop. Характерная особенность таких интервью – постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.
    Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований – фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям –
    репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.
    Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. …
    Предмет расследования может быть сложен и противоречив.
    Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Может быть несколько персонажей – и к каждому найти подход.
    Интервью-портрет, или персональное интервью,
    напротив, сфокусировано на одном герое, однако
    18
    предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими, или наоборот, со сторонними наблюдателями.
    Креативное интервью чаще называют беседой,
    диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанрам, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально- публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п.»
    23 1)
    Обратимся к другому источнику, который выделяет виды интервью по качеству образования цели интервью
    24
    :
    Информационное интервью. Главная цель такого интервью получить оперативные сведения о том или ином событии,
    происшествии, явлении. Подобное интервью обычно проводится в быстром темпе, поскольку фактор времени важен для своевременного выхода информационного сообщения.
    2)
    Аналитическое интервью. В ходе такого интервью журналист может преследовать цель выявить причинно- следственные отношения, определить значимость явления,
    дать прогноз его развития и т.д.
    3)
    Портретное интервью. Цель подобного интервью –
    получить информацию, необходимую для создания портрета человека… Портретное интервью может быть исключительно кратким, только обозначающим какие-то черты личности героя. В этом случае на его основе, может быть создана публикация, относящаяся к жанру блиц-портрета. Если же в
    23
    Там же.
    24
    Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс] / URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text2/01.htm
    (дата обращения: 30.05.2020)
    19
    ходе интервью получены развернутые характеристики героя,
    дан анализ его поступков, ценностей, на его основе может быть создана публикация, относящаяся к жанру зарисовки или очерка.
    4)
    Интервью в ходе общения «лицом к лицу». Такого рода интервью является самым распространенным при подготовке каких-то серьезных материалов. В ходе подобного интервью журналист может «маневрировать» таким образом,
    чтобы получить максимально полный и интересный материал. Так, он имеет возможность корректировать вопросы в зависимости от реакции собеседника, которую можно заметить только визуально.
    5)
    Интервью по-телефону. Выручает журналиста,
    когда самое лавное для него – оперативность или когда источник находится, например, в другой стране и важно получить от него ответы хотя бы на два-три вопроса, чтобы в принципе прояснить какую-то ситуацию… Но надо знать, что телефона связь иногда бывает неустойчивой и интервью может прерваться в самый неподходящий момент.
    6)
    Интервью по Интернету. Подобное интервью может быть осуществлено с помощью электронной почты, или в чате, на форуме. В данном случае нет визуального контакта с собеседником (об изменениях в «программе» говорили выше). В отличие от телефонного, данный вид интервью часто позволяет добыть более полную информацию (особенно если требуется анализ какой-то проблемы, расследование какого-то вопроса). Это возможно в силу того, чтобы собеседник у компьютера может спокойно подумать над
    20
    ответом, обратиться к каким-то документам и пр., а затем уже отвечать.
    Воспользуемся другой книгой А.А. Тертычного, чтобы шире раскрыть понятия. Понятие «информационное интервью» в полной мере интервью, если и в вопросах, и в ответах собеседника акцент будет сделан на вопросах: что?
    где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут
    «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом?
    что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал
    25
    Разберем интервью на типы текстов. Работа с источником различается по характеру получаемой информации, поэтому есть интервью-портреты, проблемные,
    экспертные, разоблачительные и др. Разнообразие собеседников располагает нас к разнообразным текстам интервью. «Если собеседник только «источник» - высказавшийся человек, интерес к нему как к личности ослаблен, создается так называемое информативное интервью. Наиболее функциональный его вариант – опрос очевидцев и участников. Главный интерес: как это было?
    Чаще всего подается в виде интервью-репортажа, с фрагментами «картинки». В центре внимания вопросы,
    раскрывающие впечатления очевидца, уточняющие какие-то внезапные происшествия, воспоминания о поступках. Для сообщения важны обстоятельства беседы, наблюдение за поведением и реакциями собеседника и так называемая
    «личностная детализация» происходящего»
    26
    . Экспертное
    25
    Тертычный А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс] / URL:
    http://evаrtist.nаrоd.ru/text2/01.htm
    (дата обращения: 30.05.2020)
    26
    Шостак М.И. Новости прессы. Заметки, репортажи, интервью. – М.: МедиаМир,
    2013. – С. 168.
    21
    интервью отличается и называется таким образом, потому что главное в его источнике – сам собеседник. Точность высказывания особо важна. Источник имеет полномочия и права, чтобы выступать источником мнений. И журналист,
    смотря что от него требует выбранный сценарий материала,
    обращается к мнению не последних по статусу людей.
    Обстоятельства, в которых брались интервью, например,
    экспертных интервью для расследований, тоже необходимо учитывать. Конфликтные ситуации, «уворачивание от ответов», различные сопротивления источника сыграют важную роль в написании материала, создадут характер и драматичность.
    «Проблемные интервью стараются увлечь читателя сорассуждением, ввести его в мир «логических удовольствий», доставляемых умелой аргументацией,
    изяществом доказательных ходов. Проблемное интервью не всегда выглядит как «диалог единомышленников»,
    обсуждение проблемы может отражать азартное противостояние, недостаток взаимопонимания, преодоление недоразумений»
    27
    Исходя из этого же источника, рассмотрим определение портрета собеседника. Как говорит М.И. Шостак, в центре такого интервью – персона, неординарная личность. (что соответствует определениям вышеупомянутых авторов).
    Выигрышно смотрятся реплики, интонационные ударения,
    межличностное отношение. В разоблачающем интервью изображается портрет «антигероя», важны вопросы, которые разрежут проблемный ящик и наглядно продемонстрируют
    27
    Там же. – С. 170.
    22
    двойное дно. Мастерство и интересность интервью будет зависеть от самого журналиста, если применять такой вариант как метод для получения информации для другого жанра, в котором напишется материал, вставки будут ярко сиять на информационной матрице газетного листа. Не следует забывать и о различных масках интервьюера.
    Звездное интервью – самое игровое. «Его определяют обычно как «словесное фехтование», или «сценка». Оно служит поддержкой имиджа, однако не исключает демонстрации подлинного лица, выглядывающего из-под маски. Тут необходимо уделять внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии… То, что собеседник «привирает», надо попытаться сделать понятным читателю, не впадая в пафос разоблачения»
    28
    Может произойти проблема в выборе источника и его компетентности. «Наиболее распространенный способ получения нужной информации – это интервью с источником.
    Дело в том, что даже занятые в той или иной сфере лица могут не знать или знать недостаточно ту информацию,
    которая нужна журналисту . Затем выяснить, можно ли указывать источник информации в СМИ. Существую разногласия и по такому вопросу, как плата услуг источника.
    Собрав необходимую информацию, журналист приступает к более четкому определению конкретного предмета изучения,
    а затем нападение на изучение предмета, плана деятельности, поскольку необходимо проверить правильность предварительно выработанных гипотез,
    уточнить и обсудить с компетентными людьми возможные
    28
    Там же. – С. 172.
    23
    варианты проблем. Индивидуальный стиль и творческий метод работы спортивного журналиста воплощают в тексте. В
    период времени, когда журналист проходит пусть от замысла произведения к его воплощению, важнейшее значение имеет выбор жанра. Жанр – это тип художественной формы литературного произведения,
    характеризующийся общность структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него.
    Каждый жанр делится на виды, а те, в свою очередь, на подвиды. На практике жанры в «чистом виде» встречаются редко; они постоянно изменяются, «переливаются» друг в друга.
    Интервью требует особого таланта, литературной обработки, особенного преподнесения, владения стилем, и одного из самых главных элементов – профессионального общения. Межличностное общение, контакт, возникающий при работе с источником информации, стимулирует плодотворность процесса интервьюирования.
    Таким образом, существует множество видов и способов классификации интервью по разным основаниям: по предмету отображения, по целевой установке, по методу отображения. Исходя из этой классификации, интервью делятся на виды – информационное интервью, аналитическое интервью, интервью-портрет, креативное интервью. Виды интервью разделяют поле его освещения: в печатном формате, радио или телевиденье и Интерне. Исходя из технических особенностей и возможностей форматов, какие-
    24
    то виды интервью могут быть неэффективно использоваться,
    поэтому это тоже важно учитывать.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта