Главная страница

эпикур и эпикурейцы. Эпикур и Эпикурецы


Скачать 15.71 Kb.
НазваниеЭпикур и Эпикурецы
Анкорэпикур и эпикурейцы
Дата25.09.2021
Размер15.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEpikur_i_Epikuretsy.docx
ТипДокументы
#236875

Эпикур и Эпикурецы


Эпикурейская эллинистическая философская система еще дальше отошла от идеализма и была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. В этике школой провозглашался гедонизм, в физике — материализм, в логике — сенсуализм. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана Эпикуром в то же время, что и система стоиков. Эпикурейская школа, основанная в Афинах в начале III в. до н. э., имела своих сторонников вплоть до конца эллинистического периода.

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.).


  • Древнегреческий философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад».

  • Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.

  • Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым.

  • Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души.

  • Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять.

  • В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.

  • Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.

  • Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».

В эпикурействе можно различать учение о бытии, или физику, теорию познания и этику.

  • Физику Эпикур заимствует у Демокрита. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи.

  • Эпикур вводит понятие “клинемен” – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события.

  • Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая.

  • Понятие “клинемен”, или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного.

  • Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.

Теория познания Эпикура.


Эпикур допускает любое объяснение природных событий при выполнении двух условий.

  • Первое: объяснение должно позволять безмятежно, т.е. без страданий, существовать объясняющему.

  • Второе: объяснение не должно противоречить чувственному восприятию.

Этика Эпикура.


Этика есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий.

Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.

Цель мудрости – исцелять от душевных страданий. Важное условие счастья и безмятежности – не жить на виду у других. Жизнь философа – это жизнь скрывающегося. Правило философа – живи незаметно.


написать администратору сайта