Главная страница
Навигация по странице:

  • Жилище и связанные с ним обычаи и обряды.

  • Одежда и связанные с ней обычаи, обряды.

  • Пища и связанные с ней традиции.

  • Манас. Манас - энциклопедия материальной и духовной культуры кыргызског. Эпос Манас источник изучения материальной культуры кыргызского народа план


    Скачать 271.6 Kb.
    НазваниеЭпос Манас источник изучения материальной культуры кыргызского народа план
    АнкорМанас
    Дата20.12.2021
    Размер271.6 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаМанас - энциклопедия материальной и духовной культуры кыргызског.pptx
    ТипДокументы
    #311042

    Эпос «Манас»- источник изучения материальной культуры кыргызского народа

    план:

    • Традиционная материальная культура кыргызского народа представляет собой уникальное явление всего культурного фонда народа. Её становление неразрывно связано с кочевой цивилизацией, к-рая возникла и получила всестороннее развитие на огромном евроазиатском пространстве и оставила глубокий неизгладимый след в мировой истории. Материальная культура, социальная организация, духовная жизнь древних кыргызов имели общие черты с культурой саков, усуней, гуннов, тюрков, монголоязычных племён Центральной и Средней Азии.
    • Особая близость, местами полное совпадение тех или иных элементов культуры кыргызов обнаруживаются в культуре тюрко-монгольских племён и народов. Материальная культура кыргызов прошла несколько этапов. Однако, основные, характерные элементы сложились в эпоху, когда кыргызские племена обитали в зап. р-нах Монголии и Нижней Сибири в 3—2 в. до. н. э. Прежде всего относится к юрте, одежде, боевым доспехам, конским снаряжениям и др. отдельным элементам системы жизнеобеспечения.
    • Тенир-Тоо и Памиро-Алайская группы кыргызских племён испытывали в определённой степени влияние культурных традиций оседло- земледельческих народов Средней Азии (современной Центральной Азии). Прежде всего оно проявлялось в жилище, в сооружении стационарных жилых помещений; в пище, мучные изделия становились составной частью систем питания кыргызов. Материальная культура, основанная на кочевнических традициях, была ведущей, системообразующей тенденцией в общей эволюции этнокультурных традиций кыргызского народа.

    Жилище и связанные с ним обычаи и обряды.

    • Одним из ярких проявлений материальной культуры кыргызов является переносное жилище — юрта «боз үй». Она представляет собой вершину кочевой архитектуры и народно-прикладного искусства. Кроме этого, она была прекрасно приспособлена к кочевому образу жизни: мягкость, простота конструкций, удобность в транспортировке, всесезонность были её неизменными качествами. Юрта состояла из деревянной конструкции; остов, собираемый из нескольких частей складных решетчатых стенок «кереге», придающих юрте в плане круглую форму. «Кереге» состояли из отдельных звеньев «канат», над к-рыми на жердях «уук» поднимали купол юрты — «түндүк».
    • На месте соединения «канатов» устанавливали дверную раму «босого», на к-рую навешивается двустворчатая дверь «каалга». Вокруг стенок ставятся циновки — «чий», обшитые войлоком, а весь остов юрты покрывается разной формы и размеров войлоками. Размер юрты зависел от кол-ва звеньев «канат», при сравнении говорили «алты канат уй», «он канат уй», — «шестиканатная юрта», «десятиканатная юрта» или от кол-ва жердей — «уук», к-рые загнутым концом «ууктун алаканы» прикрепляются к верху раздвинутых «кереге», «ууктун учу» упираются в отверстия обода «түндүк» — «жүз баштуу», «сексен баштуу», «алтымыш баштуу уй» — баш — голова, верхушка остова юрты — «керегенин башы». В зависимости от качества «кереге», юрту делили на «тор көз», «жел көз», «ара көз».
    • Особо крепкими и качественными были юрты, если решётки «кереге» были маленькими — «тор көз кереге». К убранствам юрты относились: «кереге чалгыч» — тесьма, проходящая по верхней части «кереге»; «ууктун боосу», верёвка для привязывания унин к верхней части «кереге»; «чырмоок чий» — циновка, обмотанная цветными нитками; «жабык баш», «тегирич» — тканая ковровая полоса, идущая внутри юрты ниже сгиба унины; «туурдук» — кошмы, которыми покрывается «кереге»; «үзүк» — кошмы, идущие между «туур- дуком» и «түндүком» и др. Убранство гостевой юрты «конок үй» отличалась богатством интерьера, качеством всех её составных частей.
    В юрте кыргызов заключены в конкретизированном виде древнейшие черты культуры народа, социальных и общественных отношений. Чрезвычайно интересна организация жилого пространства в юрте. Оно делится на четыре части. «Төр» — место противоположное от входа в юрту, самое почётное. Здесь располагались гости, старшие мужчины семьи. Здесь же на сундуках, и др. предметах сооружали стопки одеял, войлоки, ковры, меховую и др. верхнюю одежду — «жүк». «Эр жак» — мужская сторона, левая от входа часть юрты. Здесь располагались мужчины средних и молодых лет, на ночь здесь находилась спальня для молодожёнов. «Эпчи жак» — правая от входа часть юрты, принадлежит женщинам, здесь за оградой из циновок находились домашняя утварь, продукты питания. Затем «улага», около порога. Здесь в левой, ближе к входу стороне, находились конские снаряжения — «ээр токум», «ат жабдыктар» и др. принадлежности бытового назначения. В центре юрты находилось место, на к-ром разводился огонь — «коломто».
    • В юрте кыргызов заключены в конкретизированном виде древнейшие черты культуры народа, социальных и общественных отношений. Чрезвычайно интересна организация жилого пространства в юрте. Оно делится на четыре части. «Төр» — место противоположное от входа в юрту, самое почётное. Здесь располагались гости, старшие мужчины семьи. Здесь же на сундуках, и др. предметах сооружали стопки одеял, войлоки, ковры, меховую и др. верхнюю одежду — «жүк». «Эр жак» — мужская сторона, левая от входа часть юрты. Здесь располагались мужчины средних и молодых лет, на ночь здесь находилась спальня для молодожёнов. «Эпчи жак» — правая от входа часть юрты, принадлежит женщинам, здесь за оградой из циновок находились домашняя утварь, продукты питания. Затем «улага», около порога. Здесь в левой, ближе к входу стороне, находились конские снаряжения — «ээр токум», «ат жабдыктар» и др. принадлежности бытового назначения. В центре юрты находилось место, на к-ром разводился огонь — «коломто».
    При установлении юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Однако, преобладали ориентации на восток, на центр аила. У кыргызов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера юртовщики «үйчү», «уста», а также мастерицы — «уздар» пользовались среди кыргызов особым уважением . Существовал обычай «үй тою» — новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты — «түндүктөн ашыра ыргытат». На кошме или на циновке пришивал и кусочек старого войлока, в качестве оберега. В отношении огня — «коломто», существовал целый ряд обычаев. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать. Не давали горящую золу соседям затемно.
    • При установлении юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Однако, преобладали ориентации на восток, на центр аила. У кыргызов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера юртовщики «үйчү», «уста», а также мастерицы — «уздар» пользовались среди кыргызов особым уважением . Существовал обычай «үй тою» — новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты — «түндүктөн ашыра ыргытат». На кошме или на циновке пришивал и кусочек старого войлока, в качестве оберега. В отношении огня — «коломто», существовал целый ряд обычаев. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать. Не давали горящую золу соседям затемно.
    • Если умирал кто-нибудь из членов семьи, то тело покойника, по обычаю, держали в течение трёх дней в юрте. В таком случае из юрты выносилось все убранство, утварь, оставались только войлочные ковры — «кийиз», «шырдак», «килем», на которых сидели плакальщицы. Если покойник был мужского пола, то его располагают в мужской стороне юрты, а если женского, то в женской стороне.
    • Помимо юрты существовали и др. виды переносного жилища: конусообразный, покрытый войлоками шалаш из жердей, связанных в верхней части — «сайма алачык» или «отоо», среднее между шалашом и юртой — «алачык», переносное жилище без решетчатых остов юрт «кереге». Эти виды жилища сооружались наспех и укрывались там в ненастную погоду пастухи, табунщики.

    Одежда и связанные с ней обычаи, обряды.

    • Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также оказывали большое влияние на одежду, у кыргызов преобладали тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Поскольку основные торговые ветки Великого Шёлкового пути проходили через земли кыргызских племён Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и шли для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях.
    Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и кол-вом украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда кыргызов — это головной убор мужчин — «кал пак», который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских кыргызских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О «калпаке», как о главном отличи тельном признаке внешности кыргызов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые вяленные шляпы».
    • Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и кол-вом украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда кыргызов — это головной убор мужчин — «кал пак», который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских кыргызских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О «калпаке», как о главном отличи тельном признаке внешности кыргызов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые вяленные шляпы».
    Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «көйнөк», шаровар — «шым». Было несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши — «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши орнаментировали цветными шёлковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри, богатые люди. Шили их глухими и настолько широкими, что в них свободно заправлялись и полы халата. Верхняя одежда состояла из войлочного халата без подкладки — «кементай», различных видов стёганного халата — «чепкен», (төө чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы — «ичик», крытые тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Особо ценились шубы из меха диких животных — волка, лисы, рыси и др. Др. разновидность зимней одежды — нагольные овчинные тулупы — «тон», с воротником или без него — постун.
    • Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «көйнөк», шаровар — «шым». Было несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши — «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши орнаментировали цветными шёлковыми нитями. Такие шаровары носили богатыри, богатые люди. Шили их глухими и настолько широкими, что в них свободно заправлялись и полы халата. Верхняя одежда состояла из войлочного халата без подкладки — «кементай», различных видов стёганного халата — «чепкен», (төө чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кустарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили меховые шубы — «ичик», крытые тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Особо ценились шубы из меха диких животных — волка, лисы, рыси и др. Др. разновидность зимней одежды — нагольные овчинные тулупы — «тон», с воротником или без него — постун.
    • Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки — «топу», войлочной шляпы — «калпак», меховой шапки без отворотов — «малакай», меховых шапок — «тебетей». Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс — «кемер», ремень — «илгич» с принадлежностями. Пояса обычно носили поверх халатов — «чепкен». Мужская обувь состояла из кожаных сапог — «өтук», кожаные калоши на каблуках — «кепич» и мягких выво ротных сапожек — «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины — «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками.

    Женская одежда также состояла из нательной и верхней одежды. Нательными были платье — рубаха — «көйнөк» и шаровары. На груди женских рубах имелась вышивка или надевали нагрудник — «өнүр», «жака», расшитые цветными нитками. Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «белдемчи», головной убор тюрбан — «элечек». Эти виды одежды носили замужние женщины. «Белдемчи» использовали в качестве боевой одежды и мужчины, в таких случаях их покрывали металлическими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, коралл и др. Существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка — «тебетей».
    Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку — «чыптама», камзол с короткими рукавами — «кемсел», халат — «чапан», стёганный халат — «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб — «ичик». В состав головного убора — «элечек», «келек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. У женщин бытовали накосники: длинные бархатные полоски в виде трубочек, в которые прятали косы — «чачпак» или «чачкап». На них нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения — «чач учтук», «чач мончок», серьги — «сөйкө», «сөйкө желбүрөөч», нагрудные — «тумар», «бой тумар», браслеты — «билерик», кольца — «шакек» и др. Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами — «топчу», «бүчүлүк», кораллом — «шуру», различными амулетами и оберегами.
    • Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку — «чыптама», камзол с короткими рукавами — «кемсел», халат — «чапан», стёганный халат — «чепкен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб — «ичик». В состав головного убора — «элечек», «келек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», которую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. У женщин бытовали накосники: длинные бархатные полоски в виде трубочек, в которые прятали косы — «чачпак» или «чачкап». На них нашивали различные украшения. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные украшения и амулет: это накосные украшения — «чач учтук», «чач мончок», серьги — «сөйкө», «сөйкө желбүрөөч», нагрудные — «тумар», «бой тумар», браслеты — «билерик», кольца — «шакек» и др. Детская и девичья одежда также украшались серебряными пуговицами — «топчу», «бүчүлүк», кораллом — «шуру», различными амулетами и оберегами.
    • Обычаи, обряды, поверья, связанные с одеждой и её составными элементами образуют существенную часть культуры народа. У кыргызов не принято бросать головной убор, забывать где попало, обменивать, ходить с непокрытой головой и т.д. При избрании хана на его голову одевали красную шапку — «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных ниток. При выражении полной покорности или прошения пощады мужчины вешали свои пояса себе на шею. Запрещалось перепрыгивать через одежду. После смерти чел., вся его одежда раздаётся сразу же, после его погребения — «мүчө». Существовала также половозрастная особенность в одежде. По достижению «мүчөл» обязательно одевались в новую одежду, а старую отдавали др. родственникам насовсем — «ырым».

    Пища и связанные с ней традиции.

    • Пища кыргызов представляет собой важное этнокультурное явление. Скотоводческое хозяйство имело определённое значение в формировании со става пищи. Пища кыргызов имела сезонный характер. В пищевом рационе преобладали молочное питание и мясо. Зерновые продукты, как составная часть пищи, стали появляться в процессе оседания кочевников и перехода к земледелию. Некоторые изменения претерпела пища в результате влияния кухни узбеков, таджиков, уйгуров, дунган, русских, украинцев и др. на родов в конце 19 и первой половине 20 веков. Особо следует подчеркнуть влияние русско-украинской на кухни кыргызов Чуйской, отчасти Ысык-Кёлской (сев., вост. части) зон. Традиционная пища кыргызов, обряды, обычаи связанные с приготовлением пищи и её применением, имели специфические черты.
    . Основные компоненты питания кыргызов составляет пища молочного происхождения: цельное кислое молоко —«жуурат»; кислое молоко — «айран»; «сүзмө»; творог из кипячённого молока «быштак»; шарики из отжатого и засушенного творога — «курут», его разновидности — «кайнаткан курут» и «туздаткан курут»; сыр — «иш»; творожный сыр из овечьего или козьего молока — «эжигей»; сливки — «каймак»; масло — «май»; топлёное масло — «сары май» и др. Из кобыльего молока путем брожения получают популярный напиток - «кымыз», а также употребляли блюда из верблюжьего, ячьего молока. В традиционной кухне кыргызов было много разновидностей блюд ингредиентом в которых вступают кисло-молочные продукты — «катыктайт». В зимнее время в качестве добавок использовался «курут», что придавало пище вкус и качество. Кумысом, айраном заправляли мясной бульон — «ак серке», «чыгыр» и др.
    • . Основные компоненты питания кыргызов составляет пища молочного происхождения: цельное кислое молоко —«жуурат»; кислое молоко — «айран»; «сүзмө»; творог из кипячённого молока «быштак»; шарики из отжатого и засушенного творога — «курут», его разновидности — «кайнаткан курут» и «туздаткан курут»; сыр — «иш»; творожный сыр из овечьего или козьего молока — «эжигей»; сливки — «каймак»; масло — «май»; топлёное масло — «сары май» и др. Из кобыльего молока путем брожения получают популярный напиток - «кымыз», а также употребляли блюда из верблюжьего, ячьего молока. В традиционной кухне кыргызов было много разновидностей блюд ингредиентом в которых вступают кисло-молочные продукты — «катыктайт». В зимнее время в качестве добавок использовался «курут», что придавало пище вкус и качество. Кумысом, айраном заправляли мясной бульон — «ак серке», «чыгыр» и др.
    • У кыргызов существует распространённый вид хлебного алкогольного напитка — «бозо», который готовят из проса, ячменя или кукурузы. Пьют «бозо» в основном взрослые и только в зимнее время. За последние два столетия в традиционную кухню кыргызов прочно вошёл обычай чаепития . Существовал уникальный способ приготовления чая с добавлением жареной на масле муки, соли, молока — «куурма чай» и его разновидность - «ак чай».
    • Кыргызы употребляют в пищу баранину, конину, говядину, верблюжатину, козлятину, а также мясо яка. Особо ценятся баранина и конина. На больших многолюдных тризнах употребляют в основном конину. Блюда из баранины состоят из двух видов: блюда, приготовленные из внутренностей — из лёгких и желудка — «жөргөм»; из мелко крошенной печени и жира с добавлением крови — «быжы»; кушанье из лёгких овцы, наполненных молоком и сваренных в воде — «олобо» или «куйган өпкө». Мясо кыргызы употребляли в основном в варёном виде — «бышкан эт»; жареное мясо — «куурдак», которое пользовалось меньшей популярностью и гостям почти не подавалось. Варёное мясо подают вместе с бульоном — «сорпо», готовят блюдо из мелко накрошенного мяса — «нарын», «тууралган эт».
    • Куски мяса баранины распределяют согласно статусу гостей; почётным дают голову —«баш»; затем подвздоленную кость — «жамбаш», берцовую кость — «жото» или «чүкөлүү жилик», бедренную кость — «кашка жилик», лучевую кость — «кар жилик», лопатку — «далы», а также ребра — «кабырга» (кроме рёбер передней части туши «кара кабырга). Только женщинам дают копчик — «куймулчак», грудинку — «төш», а молодым снохам давали кость от колена до лодыжки — «күң жилик». Из мяса конины почётным гостям дают крестец — «уча», рёбра — «кабырга», а также колбасу из мяса с жиром — «чучук», гриву — «жал».
    • Растительная пища состояла из пшеницы, кукурузы, риса, проса, овса. Готовили различные блюда из целых зерен крупы и муки. Это различные каши — «көжө», «ботко», бол тушки — «атала», похлебки — «умач», «максым», «жарма» и др. Блюда из теста — «камыр тамак» — явление в кыргызской культуре позднее и встречается в следующих разновидностях: «кесме көжө», «гүлчө», «жайма аш», «кесме атала» и др.
    • Хлебные изделия «токоч» или «нан» состоят из следующих видов: лепёшка из кислого теста — «көмөч»; сдобная слоёная тонкая лепешка — «каттама», слоёная лепешки из пресного теста — «чабаты»; жареные в жире большие круглые лепёшки с разрезами центре — «май токоч»; её разновидность — «челпек», «чозмо». На юге Кыргызстана наибольшее распространение получило выпечка хлеба на тандыре, в глиняной печи для печения лепёшек и пирожков. Особым отношением пользуются — «боорсоки», жареные в животном жире или масле кусочки кислого (или сдобного) теста.
    • У кыргызов существовала практика заготовки продуктов питания впрок. Заготавливали в основном сушёные молочные продукты, масло и мясо. Мясо, предназначенное на заготовку, называли «согум» или «кышкы согум» и хранили в сушёном, копчёном или валяном виде. Для дальней дороги или на военные походы готовили провизию — «күлазык», мелко крошённое сушёное мясо или мясо, хорошо прожаренное в жире, толокно.
    У кыргызов и сейчас в связи с приготовлением и приёмом пищи существует целый ряд обычаев и традиций, восходящий своими корнями в древность. При варке мяса в котле первым в воду опускают лучевую кость — «кар жилик», затем остальные куски мяса. При приёме мясного блюда гости рассаживаются по группам из двух, трёх, четырёх чел., и едят мясо строго из своих тарелок. Каждому гостю дают соответствующие его общественному или родственному положению куски мяса баранины — «жиликтер». Голова баранины женщине никогда не подносится. Существует обычай оставлять небольшой кусок мяса обслуживающим гостей или детям хозяина — «устукан», а также на дне обязательно нужно оставлять небольшое кол-во «туураган эт» — «табак түп», «кешик» для обслуживающих женщин. Если чел., не соблюдал эти правила, то его действия осуждались общественным мнением, и он навсегда мог потерять уважение в обществе. Перед трапезой, обычно моют руки не выходя из юрты, ныне дома, для чего кто-нибудь из подростков должен был начинать полив слева на право по кругу, а после еды в обратном направлении или др. вариант — от центра к двери.
    • У кыргызов и сейчас в связи с приготовлением и приёмом пищи существует целый ряд обычаев и традиций, восходящий своими корнями в древность. При варке мяса в котле первым в воду опускают лучевую кость — «кар жилик», затем остальные куски мяса. При приёме мясного блюда гости рассаживаются по группам из двух, трёх, четырёх чел., и едят мясо строго из своих тарелок. Каждому гостю дают соответствующие его общественному или родственному положению куски мяса баранины — «жиликтер». Голова баранины женщине никогда не подносится. Существует обычай оставлять небольшой кусок мяса обслуживающим гостей или детям хозяина — «устукан», а также на дне обязательно нужно оставлять небольшое кол-во «туураган эт» — «табак түп», «кешик» для обслуживающих женщин. Если чел., не соблюдал эти правила, то его действия осуждались общественным мнением, и он навсегда мог потерять уважение в обществе. Перед трапезой, обычно моют руки не выходя из юрты, ныне дома, для чего кто-нибудь из подростков должен был начинать полив слева на право по кругу, а после еды в обратном направлении или др. вариант — от центра к двери.
    • Сотрапезники при отсутствии ножей могли пользоваться ножами друг друга. При этом нож подавали рукояткой вперёд. Если нож возвращался хозяину, то на острие ножа втыкали кусок мяса, и возвращался в вертикальном положении, этот обычай назвался — «бычак өбөлгөсү».
    • Существовали обрядовые, ритуальные блюда. Например: в честь «Нового года», «Нооруз» готовили кашу из проросшей пшеницы — «чоң көжө» или «сүмөлөк» и ели всей аильной общиной. Во всех трапезах обязательно должно быть хлебное изделие «боорсок», оно считалось ритуальным. При благополучном исходе жизненных коллизий или миновании несчастий устраивали «түлөө», пекли лепёшки на масле и раздавали соседям «тогуз токоч», «баабедин».

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта