Реферат Одежда славян. реферат. Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций. 2
Скачать 29.43 Kb.
|
Содержание. Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций. 2 Воротник. 3 Рукава. 3 Сарафан. 3 Штаны. 4 Пояс. 4 Головной убор. 4 Обувь. 6 Верхняя одежда. 6 Костюм древних восточных славян (6-9 века) 6 Мужской костюм. 6 Женский костюм. 7 Обувь. 7 Прически и головные уборы. 7 Украшения. 8 Костюм Древней Руси (10-13 века) 8 Мужской костюм. 9 Женский костюм. 9 Великокняжеский костюм. 10 Костюм воинов. 11 Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций.Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче. Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры. Одного взгляда на человека было достаточно, чтобы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача – привить любовь к сородичу. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества. Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений. Смысл и значения цветового оттенка славянской одежды: Зеленый - символ богатой растительности и жизни, которую она дарует; Черный - ассоциируется с землей, в положительном смысле. Поскольку земля всегда приносит урожай; Синий - небесный цвет. Одновременно, означает и водные просторы. Слово "красный" и его производные всегда произносились в речи для определения красоты, нарядности. Аналогично особо выделялось и золотое шитье. Его значение - Солнце. Было довольно распространено в Киеве. Воротник. Считается, что древнерусские воротники — традиционно косые или в виде выреза, иногда прямые, с двумя способами застегивания: иногда на пуговицу, иногда при помощи ленты. Однако, воротники тоже были разнообразны, и шились из различных тканей, и по-разному украшались: Удавалось находить в курганах воротники из шелка, украшенные жемчугом. Стоячие воротники, основой которым была береста или кожа. Высота такого воротника примерно 2.5 см, узоры выполнены слева от разреза. Помимо косых воротов, распространены были в форме трапеции. Очень широко распространялись косоворотки, воротники-стоечки. Высота такого воротника 2.5-3 см. Они имели вышивку и застежку-пуговку (справа) и петельку для нее (слева). Рукава. И в мужских и в женских рубахах рукава всегда были чуть длиннее требуемого. Это позволяло делать из них красивые складки, засучивая, и подвязывая лентами у запястья. Сарафан. Будет удивительным узнать, что чисто женским нарядом этот предмет одежды стал относительно не давно. На заре своего появления, был замечен и в мужских образах. Традиционная выкройка представляла собой полукруг - из соображений экономии материала. Очень популярный элемент образа у представителей всех слоев населения до петровских реформ. Штаны. При раскопках археологи находят изображения, на основе которых можно сделать вполне достоверный вывод о славянском быте. В частности, касается это и штанов. Недвусмысленные рисунки демонстрируют узкие модели, длиной не более чем до щиколотки. В этом месте они заправлялись в онучи - длинные широкие полоски ткани, которые обматывались вокруг голенища. Пояс. Всегда являлся элементом одеяния и мужчин, и женщин. Женский покрой – тканый, широкий, завязывающийся под грудью, с остатками длинного конца. Мужской вариант очень похож на современный ремень. Именно в тех временах и теряются его исторические корни. Главный символ воинского достоинства - вот чем являлся ременной пояс для взрослого мужчины. Головной убор. Опираясь на документальные источники, ученые делают вывод, что шапкой мужской головной убор на территории обитания славян назывался с момента своего изобретения. Вид они могли иметь разнообразный. Материал для изготовления также использовали всевозможный. Всё как в современном мире моды. Объединяло модели обязательная традиция. Шапку необходимо было снимать перед старшим по статусу или возрасту, уважаемым, авторитетным человеком. А в общем и целом, о мужских головных уборах славян мало что известно. К женскому аналогичному атрибуту относились более трепетно. В славянской одежде - это было основной защитой от злых сил. Непокрытой девичья голова могла оставаться только до замужества. Длинная коса всегда приветствовалась окружающими. В то время как распущенным локонам придавали особую магическую силу – они могли приворожить суженного. Повзрослев, допускать подобный внешний вид не позволялось. Это могло навлечь беду на весь род: неурожай, гибель скота и прочие неприятности. С тех пор слово "опростоволосилась" употребляется в самом негативном смысле. Изначально оно имело буквальное значение - опозорила род. В курганах были найдены фрагменты головных уборов, выполненные из: шерсти; шелка; растительного происхождения; возможно, меха. Нередко находили крученые нити и ленты из этих же материалов. А также металлические ленты из серебра, бронзы и иных сплавов. Неотъемлемым элементом женских головных уборов были височные кольца. По своей конструкции женские головные уборы можно разделить на три типа: сложные головные уборы, состоящие из большого количества деталей; головные уборы ленточного типа; из куска цельной ткани. Обувь. Два самых распространенных типа: Лапти. Плелись из лыка, бересты или кожаных ремешков. Отличались расцветкой, узором, дополнительными украшениями (в праздничном варианте). Кожаные башмаки. Привилегия городских, состоятельных жителей. Верхняя одежда. Из трех основных элементов состояла верхняя одежда славян: Свита; Кафтан; Шуба. Здесь они приведены списком, который соответствовал порядку облачения. Для их изготовления в ход шел самый разнообразный материал, в зависимости от назначения, статуса и состоятельности будущего владельца: от самого простого сукна до великолепных мехов. Костюм древних восточных славян (6-9 века)Мужской костюм.Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные. На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы. Женский костюм.У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки. Обувь.В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки. Прически и головные уборы.На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды. Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят. Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы. Украшения.Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин. Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме обруча. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы. Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями. Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками. И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные. Костюм Древней Руси (10-13 века)После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда. Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность. Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей. Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха. Мужской костюм.Древний русич носил рубаху и штаны («порты»). Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет. Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям. Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые. Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху. Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди. Женский костюм.В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями. Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы. Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани. Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром. Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась. Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами. Великокняжеский костюм.Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи. Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича. Костюм воинов.Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» — кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами. |