Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная культура как особая область культуры

  • Это включает в себя

  • Формы материального воплощения, основы и сущность художественной культуры

  • Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих ее институтов

  • Критика - важный элемент художественной культуры, призванный решить две проблемы

  • Внутренняя структура художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

  • Таким образом, культура предстает перед нами как разворачивающийся исторический процесс, основанный на деятельности, который включает в себя

  • Таким образом, культура имеет три модальности

  • Список литературы

  • Работа. Реферрат. Эсетическая и художественная культура важнейшие составляюще духовного облика человека


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеЭсетическая и художественная культура важнейшие составляюще духовного облика человека
    АнкорРабота
    Дата23.05.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферрат.docx
    ТипЗакон
    #1152955

    Введение

    Прогресс человечества во всех сферах жизни, наиболее действенные проявления творческой энергии и инициативы людей, ярко представленные в различных достижениях мировой культуры, закономерно связаны с уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человек реагировать на красоту и творить по законам красоты.

    Эсетическая и художественная культура - важнейшие составляюще духовного облика человека. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллект, творческая направленность стремлений и деятельности, особая духовность отношения к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому ощущению, переживанию человечество вряд ли могло бы реализовать себя в таком разностороннем, богатом и прекрасном мире второй природы, то есть культуры. Однако их формирование - результат целенаправленного воздействия, то есть эстетического воспитания.    

    Художественная культура личности выступает в качестве важного фактора в организации и самом процессе материально-трансформирующей деятельности во всей трудовой практике. Ее ориентация на творчество, на достижение художественной и образной выразительности создаваемых предметов, на мастерство и мастерство в прошлом позволяла лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. 

    Эта модель с хорошо известной поправкой на массовость производства, углубление разделения труда и специализации актуальна и сегодня.

    Мастерство, артистическое чутье, ловкость и вдохновение позволяют современным рядовым работникам часто достигать замечательных результатов, что дает основание квалифицировать их работу как деятельность, соответствующую законам красоты.

    Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности ее целенаправленного формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

    Художественная культура как особая область культуры

    Художественная культура - это разновидность культуры общества, состоящая в образном и творческом воспроизведении природы, общества и жизни людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

    Это включает в себя:

    • Функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

    • Народная художественная культура;

    • Массовая культура - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для широких масс людей и потребление его продукта на основе спроса и предложения;

    • Элитная художественная культура;

    • Художественные субкультуры регионов;

    • Профессиональные ассоциации, молодежь и др.;

    • Художественные и эстетические аспекты экономической, политической, правовой и другой деятельности.

    Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Формирование и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под влиянием демографических, социальных, социально-психологических и других факторов. В нем задействованы механизмы как спонтанного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.  

    В случае целенаправленного воздействия на личность с учетом всех других условий и факторов организации и содержания эстетического воспитания в принципе можно достичь высокой степени сформированности всех элементов, составляющих эстетическую культуру. 











    Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальными, духовными и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, что один только чисто материальный, другой только чисто духовный, третий не материальный и не духовный. Нет сомнений в том, что продукты духовной деятельности необходимо материализовать - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что духовные цели, планы, модели воплощаются в материальной деятельности. Что касается художественного творчества, то духовное и материальное оно проникает одно в другое, образуя нечто третье, потому что они не просто связаны, как в сферах материального и духовного производства, а органично сливаются, взаимно отождествляются. Эта духовная и материальная целостность называется артистизмом. Следовательно, художественное творчество должно быть истолковано не как материальное воплощение присущих плодов духовной деятельности человека по результатам работы его мышления, но, как мышление в материале, т.е. через представление цвета, пластичность, звук. Поэтому такое мышление нельзя перекодировать, то есть перевести на другой материальный язык, невозможно пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.                                       

    Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живет в пространстве и времени. 

    В социальном пространстве, то есть в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность как процессов творчества, создания художественных ценностей, так и процессов их создания. восприятие публикой в ​​соответствии с их различными духовными потребностями. Если мы рассмотрим историческую жизнь художественной культуры, то есть ее существование во времени, мы увидим, что ее основные функции - обеспечение защиты художественных ценностей, их передача из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость общественной жизни не ведет к уничтожение художественного наследия, но требует его актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи... Вместе с тем художественная культура должна обеспечивать постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других сферах культуры и логике собственного развития искусства.                 

    Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, способы художественного освоения мира, накопленные веками, и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление и совершенствование.

    Формы материального воплощения, основы и сущность художественной культуры

    Культура охватывает формы организации художественной жизни как системы социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно. 

    Изначально художественная культура ничем определенным образом не выделялась из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность растворялась во всех процессах практической деятельности первобытных людей. Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации ее подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это повлекло за собой все более четкую идентификацию и институционализацию ее различных блоков, поскольку только внутренняя организация могла предоставить художественной культуре возможность самоуправления, в котором она нуждалась, несмотря на внешнее влияние со стороны экономики, государства, церкви и идеологических концепций. 

    Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих ее институтов:

    1. художественное производство, создающее произведения искусства как носители художественных ценностей;

    2. художественное потребление, организующее восприятие произведения искусства;

    3. художественная критика, которая предусматривает самоуправление художественной культуры как процесс художественного общения между людьми в соответствии с требованиями к искусству каждого типа общества и культуры.

    Художественно, организованный в той или иной форме, обеспечивает реальное выполнение потребности художника, чтобы создать для этого требуется материальных условий - например, наличие издательства, типографии, выставки пленочных фабрик и т.д. особая отрасль Художественное производство - это организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре. 

    Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации общественного восприятия художественных произведений, то есть сам процесс общения между людьми и произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие первичного и вторичного (исполнительского) творчества в художественном производстве порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальное и коллективное. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ними монументально-декоративного искусства.  

    Критика - важный элемент художественной культуры, призванный решить две проблемы:

    1. соединять творцов искусства с публикой, помогая им понять содержание произведений и почувствовать их истинную ценность;

    2. связывать художественную культуру с другими аспектами духовной жизни общества - политическими, моральными, религиозными, т.е. либо применяя к искусству идеологические требования, предъявляемые к нему обществом, либо, наоборот, пытаясь изолировать искусство от них, заключить его в рамки искусство для искусства. 

    Внутренняя структура художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

    До сих пор существует множество подходов к определению сущности, структуры и функции культуры. Объясняется это, прежде всего, сложностью самого состава культуры, неоднородностью культурных феноменов, что порождает разные подходы к ее изучению. В то же время разрабатывается интегративная концепция, основанная на применении системного подхода к анализу культуры.  

    Его суть заключается в том, что сущность культуры раскрывается в результате рассмотрения ее в целостной системе бытия, одной из форм которой является культура. Изначальная форма бытия - это природа, и на определенном этапе развития природы рождается новая, отличная от естественной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от естественной, естественной, спонтанной формы существования к другому типу функционирования и развития, что проявляется не биологическими императивами поведения, передаваемыми по наследству из поколения в поколение, а принципами деятельности, выработанными людьми во время их время жизни. Следовательно, третья форма бытия - это сам человек, синтезирующий естественные и социальные законы в своем существовании и поведении, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но, соединяя таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественное искусство культура     

    Как же тогда возможно органическое сочетание в человеке природного и социального, их взаимное отождествление? Такая возможность объясняется тем, что человек - это такое животное, существование которого не стихийно - активно, а активно. Необходимо, чтобы опыт, накопленный человечеством, был отделен от самих людей, приобрел самостоятельное объективное существование, т.е. объективизировал, что позволило сохранить приобретенные им знания, ценности и навыки в объективированном, оторванном от человека он сам - и, следовательно, не исчез с его смертью. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, а человек оказывается, соответственно, трехсторонним - биосоциокультурным существом.       

    Таким образом, культура предстает перед нами как разворачивающийся исторический процесс, основанный на деятельности, который включает в себя:   

    • качества сверхъестественного, то есть тех, которые, опираясь на возможности, данные ему природой, формируются в процессе становления человечества и каждый раз заново воссоздаются в биографии каждого человека (по закону  онтогенез повторяет филогенез; 

    • способы по человеческой деятельности, а не врожденное ему - ни вида, ни личности, но изобретенного им, улучшилось, и передавались из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность называется объективацией сущностных сил человека;         

    • множество объектов - материальных, духовных, художественных, - в которых процессы деятельности объективированы, образуют, так сказать, вторую природу, созданную из материала первой, подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять более естественные, в особенности человеческие потребности, и служить передатчиком опыта, накопленного человечеством из поколения в поколение; Эта культура объективности есть инаковость человека, потому что он отделен и приобретает другие, нечеловеческие формы существования- формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;                    

    • вторичные способы деятельности, которые больше не служат для объективизации, а для де-объективизации тех человеческих качеств, которые хранятся в объективном существе культуры, то есть их ассимиляции и присвоения людьми; в культурных объектах процесс их создания затухает, чтобы зажечь новую деятельность, извлекая из них содержащееся в них человеческое содержание;        

    • снова человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря деобъективации он обогащает, развивается, овладевает культурой и тем самым становится ее творением;        

    • силой, которая связывает человека с человеком в культуре, является общение людей, а затем их общение с явлениями природы, вещами, произведениями искусства;      

    Таким образом, культура имеет три модальности:

    1. человек, в котором он проявляется как культурный потенциал человека (как человечества, так и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;  

    2. процессуальная деятельность, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности деобъективации и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах; 

    3. объективный, в котором культура охватывает множество материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - искусственные объекты, созданные человеком для мира: мир вещей, мир идей и мир идей. мир образов. 

    В этой трехмерности культуры она действительно живет, функционирует и развивается как целостная система.                          

    Для достижения этой цели необходимо исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием для нее внешних и внутренних сил. Внешние - это изменения в природе и обществе. Первым имеет эпизодический, но катастрофический характер на протяжении всей истории культуры - скажем, мирового оледенения, изменения климата в Африке, наводнение, которое разрушило Атлантиду или гибель Помпей культуры в результате вулканического извержения и т.д. В целом, изменения в природа происходят так медленно, что не влияют на динамику культуры. Другое дело - изменение социальных отношений, социальной структуры, хотя их темп сильно отличается от скорости трансформации культурных форм, на последние напрямую влияет трансформация социальных структур, экономической и политической жизни.              

    В то же время непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Поскольку культура - не просто конгломерат ryadopolozhennyh формы деятельности, а не их механическая сумма, а целостное, системное образование, он обеспечивает целостность соединения всех компонентов культуры подсистем и компоненты, то есть. структурные этой системы. Это означает, что изменение культуры в целом обусловлено способом изменения и содержания ее различных подсистем, компонентов и их соотношением, т. е. Удельным весом каждой в целостной жизни культуры.                       

    Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение ее основных слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры функции художественной деятельности особенно важны, поскольку искусство есть самосознание культуры, т. е. Воссоздает содержание и структуру каждого из ее исторических типов, каждого регионального, национального, социального и т. Д. Состояний. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как основной источник для изучения истории культуры, макрокосм которой отражен в микромире. художественных образов. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять место, которое занимает искусство в культуре в целом.          

    Заключение

    Художественная деятельность - это вид человеческой деятельности, который отличается органичным слиянием того, что во всех других видах деятельности - познавательной, ценностно-ориентированной, трансформирующей и коммуникативной - разделено и специализировано. Она не знает разделения на материальное и духовное, потому что творчество художника духовно и материально одновременно; он не знает деления на практическое и теоретическое, поскольку он является практико-духовным, образно воссоздающим жизненную реальность, то есть практика в духе, и ее плоды, следовательно, направлены на то же целостное духовное восприятие - созерцание, переживание постижение, интерпретация, что характерно для человеческого восприятия действительности, но в то же время то, что отличает художественную реальность как мир художественной литературы от подлинных человеческих жизней. Отсюда становится понятным, почему и в филогенезе, и в онтогенезе (т. е. В истории человечества и в биографии личности) способность к полноценной художественной деятельности формируется раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детство человека, а также детство человечества Синкретическая (еще не расчлененная) целостность сознания и поведения присуща.    

    Искусство как плод художественной деятельности, таким образом, отражает общий характер культуры, в которой оно создано, к которой оно принадлежит и которое представляет, - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т. д., в частности каждую из них, следовательно, представляет собой культуру не одностороннюю, а целостную. Другими словами, он изоморфен культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, поскольку образно показывает, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.  

    Список литературы

    1. Брюсов В. Об искусстве. - М., 1977. 

    2. Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2001.  

    3. Культура и культурология: Словарь / Под ред. А. И. Кравченко. - М., 2001. 

    4. Коростелев Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2002.  

    5. Кравченко А. И. Культурология: Учебник. - М.: Академический проспект, 2006.  

    6. Петров М.К. История европейской культуры, традиции и их проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2005.


    написать администратору сайта