Главная страница
Навигация по странице:

  • Ойнохойя

  • Не все узоры были окрашены черным цветом

  • Древняя керамика в Херсонесе. История экономики. Если говорить о гончарном деле в Севастополе, то невозможно не обратиться к истории Херсонеса Таврического, который с древнейших времён находится на территории нашего города


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеЕсли говорить о гончарном деле в Севастополе, то невозможно не обратиться к истории Херсонеса Таврического, который с древнейших времён находится на территории нашего города
    АнкорДревняя керамика в Херсонесе
    Дата11.04.2022
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория экономики.docx
    ТипДокументы
    #462817

    Если говорить о гончарном деле в Севастополе, то невозможно не обратиться к истории Херсонеса Таврического, который с древнейших времён находится на территории нашего города. Обязательным условием существования античного города было наличие ремесел и, конечно, в Херсонесе также процветало ремесло. В нем было много различных мастерских, и особенно развито было гончарное дело. Этому способствовал ряд факторов: наличие в большом количестве глинистой почвы, высокий спрос на керамическую продукцию, которая использовалась как тара для разных товаров, ведь Херсонес был торговым полисом.

    Гончарные мастерские располагались в поселенческом квартале, называемом Керамик, они находились за городом за оборонительной стеной, чтобы избежать возможности пожара из-за печей для обжига. Из глины делались многие вещи: черепица, рыболовные и ткацкие грузила, терракотовые статуэтки, масляные и свечные светильники, различные архитектурные детали.

    Все это мы узнаем благодаря археологическим раскопкам на мысе Хрустальном где обнаружен крупный керамический производственный комплекс.1 Там найдена гончарная мастерская с печами для обжига и фрагменты керамики. Это была самая крупная находка в Севастополе и Херсонеса в 2021 году. Нашли в сохранности печи для обжига 3*3 метра для обжига керамики, сложенную из кирпича-сырца. Аналогичную печь периода эллинизма нашли в 50-х годах прошлого века за южной оборонительной стеной Херсонеса. В Крыму найдено не так много керамических мастерских. Их выносили за пределы города, так как для работы мастерских нужна вода и глина, а также возможность обжига керамических изделий. Поэтому обнаружение крупных гончарных комплексов эллинистического времени позволяет говорить о высоком уровне развития этого дела в Херсонесе. 2

    Учёные предполагают, что в комплексе мыса Хрустального в круглых печах обжигали посуду и амфоры, а в квадратных - черепицу для кровли. Здесь археологами были обнаружены такие керамические изделия как грузила для ткацких станков с клеймами, небольшой штамп для нанесения орнамента на глиняные изделия, несколько фрагментов бракованной черепицы и амфор. Рядом расчищена 10-ти метровая площадка, вымощенная фрагментами пережженных сырцовых кирпичей и амфор. Вероятно, здесь изготавливали и сушили керамические изделия.


    Водопровод фрагмент. Херсонес [ CITATION НИР22 \l 1049 ]

    Гончарная печь. Севастополь.[CITATION htt20 \l 1049 ]


    Херсонес экспортировал вино, поэтому требовалось очень много амфор. Поэтому городе было наложено производство винной тары. Но обнаружить это очень сложно. Херсонес с конца IV в. до н.э. стал самым крупным в Северном Причерноморье экспортером вина. Предполагают, что город мог выпускать в год приблизительно пятьдесят тысяч амфор вина.3

    Херсонесская коллекция восточно-греческой керамики представлена несколькими группами сосудов, которые, за редким исключением, сохранились во фрагментах.4 Важное место среди них занимают находки открытых сосудов для питья — киликов, диносы, амфоры, пифосы, ойнохойя. Также предметы быта и водопровод и канализационные системы.

    Керамические изделия быта херсонеситов представлены киликами, диносами, амфорами, ойнахоями и т.д. Килик – это открытый сосуд для питья. Обычно в них разбавляли вино с водой, т.к. пить вино не разбавленным у греков считалось дурным тоном.


    Килик 5 век до н.э. [ CITATION Муз \l 1049 ]



    ионийских киликов: это четыре закраины (рис. 1, 1–4)


    Динос — как правило крупный сосуд с полукруглым туловом. Стоял на подставке и использовался как сосуд для смешивания вина с водой.




    Динос 5 век Крым[ CITATION Муз \l 1049 ]

    Динос 5 век[ CITATION Муз \l 1049 ]


    В Херсонесе было найдено очень много амфор которые можно поделить на следующие подвиды: пифосы, амфоры….

    Пифос - это керамическая тара, предназначенная для хранения и транспортировки воды, зерна, мелкой соленой рыбы, масла, вина, и других продуктовых запасов. Они были популярны в Средиземноморье, Причерноморье, на Кавказе и в Средней Азии. В производстве они были трудоемки. Часто их дели не для рынка, а на заказ.



    Пифос в Херсонесе 7 век .


    Остродонные амфоры с коническим корпусом использовали для хранения и перевозки вина.




    Амфоры 7 век Херсонес


    Ойнохойя это древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Они служили для подачи вина. Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии, искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.

    Ойнохойя  найденные в Херсонеса

    Ойнохойя  7 век Эрмитаж


    В Херсонесе также найдено множество керамических светильников.




    Херсонес 6 век.


    Грузило- это одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле и для натяжения нитей в ткацких станках.


    Грузило[ CITATION Муз \l 1049 ]


    РАЗДЕЛ: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

    В Херсонесе была очень распространена декоративная роспись сосудов с помощью красок с обжигом керамики. Эта деятельность появилась во время минойской культуры до эллинизма. Главные центры вазописи находилась в Афинах и Коринф. Также известность получили в Лаконии. Вазы расписывали на мотивы из жизни богов и героев. Но также присутствует личные моменты из жизни. Что бы получилась хорошая работа, нужно глину было выветрить. Глину вымачивали в воде на месте добычи и смешивали с веществами и которые предавали желаемый цвет глине. Херсонесе преобладал бурый цвет глины. Роспись керамики производилась до обжига.5

    Была 2 вида росписи ваз: краснофигурная и чернофигурная роспись.

    Первую мы рассмотрим краснофигурную роспись.

    Краснофигурная вазопись — это красные узоры на черном фоне глазури.

    Свое название краснофигурная техника получила по характерному соотношению цветов между фигурам и фоном, прямо противоположному чёрнофигурному: фон — чёрный (как и фигуры), а фигуры — красные. Главными центрами производства краснофигурой керамики в Южной Италии были гончарные мастерские Южной Европы. Многие регионы Древней Греции приняли участие в создании краснофигурной техники.

    Сначала делали эскиз на глине с помощью инструмента. Эскиз превращают в изображение с узкими линиями, а затем дополняли более широким полосами черного цвета. Детали рисовались на глазури при помощи кисти, что выделить детали или подчеркнуть рельеф рисунка. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки. Для этого использовали такие керамические изделия: амфоры для виноделия, килилки для питья или же тарелки, кувшины для розлив вина и др.

    Чернофигурная роспись – это чернофигурные узоры на красном фоне глазури. На черно-фигурной вазописи художники работали, используя инструменты, которые были разрезаны на части, чтобы процарапать черную поверхность. В этой технике представлена подробная информация о жизни в силуэте, нанесенном на поверхность вазы.

    Не все узоры были окрашены черным цветом:

    Изменение состава шликера – смеси глин, позволило получать любые коричневые и красные оттенки.

    Использовались фиолетовые оттенки, которые были созданы с помощью пигментов и глинистой смеси.

    Для женщин использовали белый, а для одежды и аксессуаров – пурпурно-красный.

    Отличительной особенностью стиля является больший интерес к мелким предметам - мышцам и волосам, которые были выделены острым инструментом.

    Стилизованные фигурки изображают в чернофигурном стиле, который был характерен для древнегреческой вазописи

    Состав черной краски состоит из смеси щелочного поташа или соды (или глины) с высоким содержанием кремния и черного окисла железа. Наносят состав после сушки изделия с помощью закрепителей из мочи или уксуса, которые сгорают в печи, но связывает краску с вазой. Затем горшок обжогся в печи. Черный цвет оксида железа в печи меняется на красный.

    При этом каждый раз процесс обжига проходил три раза, чтобы получить уникальный красный цвет на каждой вазе. При этом на поверхности неокрашенных частей вазы оставался оригинальный красно-оранжевый цвет. По сути дела, гладкая, как стекло, глина образовывалась вместе с глиной, расплавляясь на более высоких температурах.6

    Замечательные керамические изделия можно увидеть в Государственном историко-археологическом музее‑заповеднике Херсонес. Там представлена обширная экспозиция амфор, пифосов и прочих изделий древних мастеров.

    .

    1 https://rg.ru/2020/11/19/reg-ufo/v-centre-sevastopolia-nashli-amfornuiu-masterskuiu-hersonesa.html

    2 https://old.chersonesos-sev.ru/?p=23112

    3 http://ipilgrim.ru/antichnoe-remeslo-v-hersonese-chast-5/

    4 Археологические вести, Ин-т истории материальной культуры РАН. — Вып. 27 /

    [Гл. ред. Н. В. Хвощинская]. — СПб., 2020 — 446 c.: ил.

    5 http://www.krimoved-library.ru/books/issledovaniya-hersonesa-hersona-raskopki-gipotezi-problemi148.html


    6 https://zhukdk.ru/prochee/opisanie-togo-chto-takoe-vazopis.html?utm_referrer=



    написать администратору сайта