Главная страница
Навигация по странице:

  • Каков предмет трансцендентальной философии В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума

  • 7. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием

  • Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию» Каков экзистенциальный смысл тезиса — существование человека предшествует его сущности

  • В чем правота и в чем ошибочность утверждения Ж.-П. Сартра

  • Как понимается материя в теории К.Э. Циолковского

  • Как объясняется извечность жизни в идеях В.И. Вернадского Что понимается под «энергией человеческой культуры»

  • Кр. Контрольная работа. Если не уверуете, то не уразумеете Познание, подстрекаемое верой, наидостовернейшее


    Скачать 136 Kb.
    НазваниеЕсли не уверуете, то не уразумеете Познание, подстрекаемое верой, наидостовернейшее
    Дата27.02.2022
    Размер136 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонтрольная работа.doc
    ТипДокументы
    #376084



    Задание 1:


    1. "Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.


    а) Согласны ли Вы с мнением философа?


    б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?


    в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?


    г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?

    Задание 2:



    2. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.

    "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

    "Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".


    а) Кто был автором данного принципа?


    б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?


    в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

    г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диалектический?

    Задание 3:



    3. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

    Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"1


    а) О каком методе познания идет речь?


    б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

    Задание 4:




    4. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью2.


    а) Что имели в виду оппоненты под судьей?


    б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?


    в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

    Задание 5:




    5. Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. (Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти т. Т.3. М., 1971. С.75–76, 120–121, 123.)

    Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на вопросы.

    Вопросы:


    1. Каков предмет трансцендентальной философии?


    2. В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума?


    3. Что означает «критика» чистого разума?

    «Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий — за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания — не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

    Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов…

    Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания… Мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикойчистого разума…, она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений… Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

    Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания».

    Задание 6:




    6. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

    «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия». 


    а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?


    б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

    в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

    Задание 7:




    7. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?

    "Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального"3.

    Задание 8:



    8. Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…"4

    Задание 9:



    9. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он — человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».


    а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?


    б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

    Задание 10:




    10. Ж.-П. Сартр (1905–1980) — французский писатель, философ-экзистенциалист.5

    Вопросы:


    1. Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?


    2. Каков экзистенциальный смысл тезиса — существование человека предшествует его сущности?


    3. В чем правота и в чем ошибочность утверждения Ж.-П. Сартра?

    «Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты… и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты… Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта…

    В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду: у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой… Здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находили в природе…

    …Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом он определяется.

    Для экзистенциалистов человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».

    Задание 11:




    11. Природа в теории К.Э. Циолковского.

    Вопросы:

    1. Каковы представления К.Э. Циолковского о природе и о свойствах вселенной?


    2. Как понимается материя в теории К.Э. Циолковского?

    «…Все периодично, все умирает и воскресает. Вселенная, с высшей точки зрения, всегда была такой, какая она есть, хотя и солнца погасают и даже млечные пути, временно, как бы исчезают, разлагаясь на разряженную материю, чтобы опять возникнуть. Все повторяется, хотя и с некоторым разнообразием».

    «Бесчисленное множество периодов обеспечивает бесконечное разнообразие космосу. Ведь последний период никогда наступает.

    При этих преобразованиях материя также преобразуется: разлагается и слагается, упрощается и усложняется. Все сложные тела переходят в простые (для этого нужна только подходящая температура). Простые (92 тела) — в водород, гелий, электроны. Все это — в эфир. Эфир еще упрощается, и нет этому конца: ни сложению, ни упрощению. Сущность материи одна. Она и образует все ее виды. Жизнь вещества, т.е. атомов, так же периодична, как жизнь миров (одно даже связано с другим).

    Кроме этой сущности космоса или материи ничего нет. Она принимает форму организованной, даже мыслящей материи, которая рождает представление о Вселенной, о ее преобразовании и жизни.

    Вся сущность космоса (как и все его виды) в зачатке жива и, принимая органические сложные формы, способна чувствовать радость и страдание, способна мыслить, судить, представлять и действовать».

    «…Все во Вселенной чувствует. Нет ни одной его частицы, которая была бы бесчувственна. Но величина и сложность этого чувства зависит от комбинации окружающей его сущности. Нельзя сравнивать чувственность человека. Нет слов для выражения простоты и слабости чувства неорганизованной материи. Оно только может быть выражено очень малым числом; близким к нулю».6

    Задание 12:




    12. В.И. Вернадский о развитии ноосферного сознания.

    Вопросы:


    1. Как объясняется извечность жизни в идеях В.И. Вернадского?


    2. Что понимается под «энергией человеческой культуры»?

    «…Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия — биогеохимическая энергия — охватывает всю биосферу и определяет в основном ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

    В пределах живого вещества в последнее десятитысячелетие вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода Homo и близких к нему, … которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосфсру…

    Эта форма… присуща не только Homo sapiens, но всем живым организмам… Она связана с психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с появлением разума».

    «Человек должен понять, …что он не есть случайное, независимое от окружающего — биосферы или ноосферы — свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

    «Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества.

    Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты… Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу»7.


    1 Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1.- С. 489.

    2 Там же.

    3 Франк С.Л. С нами Бог. — Париж, 1964. — С. 63.

    4 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1991. — С. 125.

    5 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 321, 322, 232.
    6 Циолковский К.Э. Суд космоса. М., 1993. С. 3, 3-4, 4.

    7 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М.,1991. С. 126, 21, 20



    написать администратору сайта