философия. филос. Эссе эссе
Скачать 40.87 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» ________________________________ Кафедра философии ТЕМА ЭССЕ эссе Выполнил студент _619вф3___________ учебной группы _Хайитмуродов.Ш.Б_________________________ (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: Маковецкая Мария Владимировна (фамилия, имя, отчество) _Кандидат Философски___Наук______________________ (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2022 Оглавление1.Вступление. 3 2.Что такое пессимизм в философии. 3 3.Артур Шопенгауэр. Краткая биография и его основные работы. 4 4.Идея разделения мира воли и мира как представления, как источник пессимизма 5 5.Как преодолеть страдание 7 6.Заключение. 9 Список литературы 10 Вступление. Одним из основных вопросов, изучаемых философами, является вопрос, рационален мир или иррационален, познаваем или нет, каково место человека в этом мире. Представления о рациональности мира, приводят к идее прогресса, возможности улучшить мир, достижении идеала, таковой является, например, диалектика Гегеля, идея развития и постоянного совершенствования мира, благодаря существованию абсолютного духа, чистого разума. Главным представителем иррационализма в европейской философии был Артур Шопенгауэр. В своей философии он выступал против диалектики и историзма Гегеля, выдвигая идею, что в основе мира лежит не разум, а воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, то, что лежит в основе всего сущего, являясь еще и движущей энергией всего происходящего, идеальной силой. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Она лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»). Именно на этом и основан пессимизм Шопенгаура. Что такое пессимизм в философии. Термин пессимизм происходит от латинского слова pessimus, что означает «худший». В философском понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. Индивид – бессильный объект всеобщего процесса. Любое сопротивление этому увеличивает его мучения, так как стремления вырваться из круга, созданного безличной волей обречены. Философия Шопенгауэра пропитана трагизмом его собственной жизни. Непонятый и не принятый Шопенгауэр был практически неизвестен при жизни, но после его смерти сначала Кьеркегор и Ницше, а затем и вся последующая культура по достоинству оценили наследие великого пессимиста. Артур Шопенгауэр. Краткая биография и его основные работы. Артур Шопенгауэр – знаменитый немецкий философ (1788–1860). Родился в семье преуспевающего банкира. В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу. В 1809 он поступил на факультет медицины в гёттингенском университете, затем занимался философией в Берлине и Иене. По окончании своего главного труда «Мир как воля и представление» (издан в Лейпциге, 1819) Шопенгауэр отправился в Испанию. По возвращении оттуда он безуспешно добивался кафедры в берлинском университете, а в 1831 уехал во Франкфурт-на-Майне, который считал самым здоровым городом в Германии и предался исключительно философским занятиям. Сочинение «Мир как воля и представление» при втором издании (1844) увеличилось вторым томом. В числе других известных трудов Шопенгауэра: «О четверном корне закона достаточного основания» (содержит его логику), «О Воле в природе», (натурфилософия), «Две основных проблемы этики» (два сочинения: первое провозглашает основой этики сострадание, а второе излагает весьма близкий к Канту взгляд на свободу воли), «О зрении и цветах». Широко известны также «Раrerga und Parolipomena» Шопенгауэра – собрание мелких статей, из которых особенно знамениты статьи о профессорах философии, о духовидении и популярные афоризмы о мудрости жизни. Своим главным учителем Артур Шопенгауэр считал Иммануила Канта, его критику разума и о том, что познаваемый мир дан нам только в представлениях о нем. В 1813 в Веймаре Шопенгауэр знакомится с Фридрихом Майером, изучавшим Индию, ее религию и философию, который и познакомил его с буддизмом, во многом сформировавшим пессимизм Шопенгауэра. В основном буддийском учении о «4 благородных истинах» содержатся то, что ляжет в основу пессимизма философа: 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленно хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное “погашение” бытия. Письменный стол Шопенгауэра украшала статуэтка Будды. Идея разделения мира воли и мира как представления, как источник пессимизма Ключевая идея философии Шопенгауэра, это разделение реальности на мир как волю и мир как представление. Согласно этой концепции, весь окружающий нас мир на самом деле, лишь наше представление о нем. Нет ни Солнца, не Земли а есть лишь глаз который видит, рука чувствующие тепло земли, говорит Шопенгауэр. Именно наше сознание в ответе за то, каким образом перед нами предстаёт мир. Например, мы воспринимаем весь окружающий мир в категориях пространства и времени, Здесь Шопенгауэр продолжает идею другого великого немецкого мыслителя, Иммануила Канта который говорил о том, что сознание, по сути, формирует весь окружающий мир. Мы видим мир таким образом только потому, что наше сознание создает его таким для нас, и мы, в принципе, не можем воспринимать его по-другому. Мир, данный нашему познающему мышлению, Шопенгауэр называет миром представлений. Но что же тогда, мир как воля, и откуда мы знаем о его существовании? Шопенгауэр начинает свою теорию с самого очевидного для каждого человека факта, с тела. Мы понимаем его двумя способами: как объект среди других объектов и как непосредственно наше тело который мы переживаем напрямую, и мы чувствуем наличие у нас воли, для нас это очевидный факт. По аналогии с нашим телом, делает вывод Шопенгауэр, у всех объектов есть две стороны: внутренняя и внешняя. Внешняя сторона - эта форма предмета в мире представлений, а внутренняя - это воля которая составляет глубинную суть всех вещей. Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе, слепая сила. В природе она явлена и в поведении человека. Огромная разница в проявлениях, но суть остается неизменной. Но в нашем опыте мы сталкиваемся только с внешней стороной всех предметов и не имеем доступа к внутренней стороне, к их воле. Тем самым Шопенгауэр подводит нас главной мысли: мир состоит из двух сфер - мира как воли, и мира, как представления, но это не два отдельных друг от друга мира, а две стороны одной и той же реальности мира. Представление не существовало бы без мира воли, мир изначально представляет собой единую волю, а то, что мы осмысливаем его через отдельные предметы, это следствие работы нашего сознания. То есть, если говорить словами Шопенгауэра, появляется мир так представление. Человек познает мир, а наше познание работает по принципу объективации, то есть, она превращает мир изначальной воли, в набор объектов. Изначально, был мир воли. Человек, появившись в мире начал познавать его, и наше познание преобразовала мир воли в мир представлений, но воля продолжает проявлять себя через наши желания и стремления, воля хочет вернуться в изначальное состояние единства, что приводит к конфликтам в мире представлений, так как каждый стремится реализовать свои желания. Таким образом, мир буквально пожирает сам себя, и этот процесс никогда не закончится. Человек не способен его изменить, отсюда знаменитый пессимизм Шопенгауэра: именно познание ведет нас к страданиям, потому что мы все глубже погружаемся в мир представлений, уходя от единства первоначальной воли, также мы страдаем потому, что боремся с другими носителями воли, все сильнее обосабливаясь друг от друга. Одновременно с этим, мы ведем борьбу с собственными желаниями и стремлениями, и даже их реализация не приведет к спокойствию и прекращению страданий, так как за одними желаниями всегда будут следовать другие, и человек никогда не прекратит этот бессмысленный путь. Человек буквально сгусток вожделений, которые никогда не оставляют его в покое. Как преодолеть страдание Вся философия Шопенгауэра направлена на поиск спасения в мире бесконечного страдания. Философ находит два способа прекратить их: эстетический опыт и нравственность. Каким образом они помогут преодолеть страдание? По Шопенгауэру, страдание нам приносит наша индивидуальность. Чем больше мы погружаемся в мир представлений, чем больше его познаем, тем сильнее мы конкретизируем мир вокруг, а значит, страдаем. То есть все дальше и дальше отдаляемся от изначального единства или общей воли, и чем мы ближе к воле, тем меньше мы связаны с многообразием мира представлений, и тем нам легче. Поиск этого спокойствия и есть попытка прервать бесконечную череду страданий. Такое спокойствие Шопенгауэр находит в эстетическом опыте. В эстетическом переживании мы теряем черты своей индивидуальности и сливаемся с художественным объектом. Во-первых, эстетический опыт не связан с познавательной деятельностью. Эту мысль Шопенгауэр берет у своего учителя Канта, поэтому искусство, это момент отдыха от бесконечной череды страданий познания. Во-вторых, искусство поднимает нас над нашими конкретными чувствами и желаниями к абсолютным переживаниям. В таком состоянии спокойного эстетического созерцания трудно оставаться долго, но есть определенная категория людей с врожденной склонностью к такому способу восприятия мира - это гении, которые могут не просто удерживать себя в эстетическом восприятии мира, но и создавать произведения, которые будут давать подобный опыт другим людям. Особо Шопенгауэр выделяет музыку, называя ее высшим из искусств, копией самой воли, так как музыка позволяет почувствовать всеобщие чувства и эмоции, очищенные от повседневных деталей, которые и приносят страдания, так как выражают мир представлений. Но самое важное состоит в том, что музыка не имеет материального воплощения, в отличие от живописи, скульптуры и даже поэзии, ведь поэзия, это искусство конкретных слов, а музыка обладает наименьшим физическим воплощении в мире и таким образом, меньше связана с миром представлений, а значит, сильнее всего позволяет почувствовать мир воли. Второй способ избавиться от страданий, философ видит в нравственной жизни, т.е. по сути, следует христианской системе ценностей и предлагает отказаться от всех чувственных желаний. Человеку нужно избегать насилия, и развивать эмпатию, чувство сострадания, которое и станет основой нравственной философии Шопенгауэра, который ищет умиротворения. Когда мы видим другого человека, мы должны помнить, что каждый человек, лишь реализация единой воли, соответственно в каждом человеке мы должны видеть облик всего человечества, все различия между людьми иллюзорны, и принадлежат миру представлений, от которого нужно отказаться. Тем самым через нравственное отношение к другому человеку, проявляющемуся через сострадание, мы находим первоначальное единство, свойственное самой воле, но для этого человеку необходимо разделить страдания всех людей мира. Познавая мир, создавая представления, и деля мир на индивидов, человек создает иллюзию того, что люди разделены и чужие друг другу, хотя на самом деле, мы все принадлежим к единой воле и представляем собой человечество. Пессимизм философа заключается в том, что человек видит свою принадлежность к единой, общей воле, исходя из своего морального и эстетического восприятия, но будучи отдельным человеком в мире представлений, воля проявляется в нас через конкретные желания, которые нужно усмирять. Все эти проявления воли через себя, лишь иллюзия мира представлений, от них нужно избавляться. Вывод из этого: мир полон страданий и разочарований. Человек должен объявить войну своим инстинктам. Мир представлений – это тюрьма, выход из которой один, смерть. В человеке идет борьба безличного «я» мира воли и индивидуального «я» мира представлений, и нравственность, это не цель, а средство слияния «я» с миром воли и ухода из мира представлений, и избавление от страданий, и только избавление от индивидуальности несет свободу, потому что дает слияние с миром воли. После основанных на разуме больших философских систем Канта и Гегеля, теория Шопенгауэра совершает переоценку ценностей, ставя на место разума, волю, как изначальный принцип всего мира. Заключение. Основываясь на идеях Артура Шопенгауэра, что люди находятся во власти своих представлений, познавая мир, мы можем попытаться понять, почему же представления о мире столь различны. Почему для одних мир рационален, для других иррационален. Что лежит в различиях этих представлений? Шопенгауэр, живший после ужасов французской революции, наполеоновских войн, в мире, где идеи просветителей о разумности мира, были разрушены происходящим, и был тем, кто выдвигал идею об иррациональности мира, человеческом страдании, так как действительность, в которой он жил, создавала подобные представления. Но, с другой стороны, его современником и основным соперником на философском поприще, был Георг Гегель, считавший, что нет противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом). Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Можем ли мы сделать тогда вывод о том, что представление о мире, возникающие у человека, в том числе и у философа, приобретают тот или иной характер не только исходя из познания окружающей его действительности, но на них еще оказывает влияние внутренние, психологические мыслителя, например, то, что в современной психологии называется «базовым доверием к миру», без которого и появляются идеи пессимизма? Список литературыАртур Шопенгауэр «Мир как воля и представление». М. Харвест, 2011 Гулыга А. В., Андреева И. С. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия, 2003. В.Васильев Философия Артура Шопенгауэра . Западная философия XIX века. М., 2005. С.Торчинов Е. А. Благородные истины, четыре. Буддизм: Карманный словарь. — СПб., Амфора, 2002 |