Главная страница

Эссе по Античной философии - Учение Гераклита. Эссе по Античной философии. Эссе по Античной философии студентки 340 группы физического факультета Коломыцевой Анны Учение Гераклита


Скачать 14.25 Kb.
НазваниеЭссе по Античной философии студентки 340 группы физического факультета Коломыцевой Анны Учение Гераклита
АнкорЭссе по Античной философии - Учение Гераклита
Дата04.04.2022
Размер14.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по Античной философии.docx
ТипЗакон
#441480

Эссе по Античной философии

студентки 340 группы физического факультета

Коломыцевой Анны

Учение Гераклита

В основе философского учения Гераклита лежат 3 идеи:

- идея архэ как огня, как энергии, и динамики самого мироздания, мирового года, циклов;

- идея объективной диалектики, мироздание состоит из противоположных структур;

- идея логоса, как идея объективных законов, которые существуют в мироздании.

В качестве первоосновы вещей – архэ – Гераклит выбрал огонь, как образ вечного движения, угасания и возгорания. Огонь полагался веществом, но наиболее подвижным и изменчивым из четырех стихий. Поэтому он есть основа всего и на него все обменивается, как на золото. Гераклит утверждал, что огонь, угасая, переходит в воду, а та – в землю и воздух, а когда огонь возгорается, из земли и воды исходят испарения, состоящие в том числе и из душ живых существ. Таким образом души вовлечены в круговорот космических элементов, и вообще все находится в непрерывном движении, «все течет». Гераклит также считал, что все в мире состоит из сражающихся друг с другом противоположностей. Любая вещь, любой процесс определяется взаимодействием и борьбой этих составляющих.

«Идея меры, …, обобщена Гераклитом в понятии о логосе. Буквально логос — «слово». Но это не любое слово, а лишь разумное. Логос Гераклита — объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры. Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос. Наделенный логосом огонь разумен и божествен.» [1] Человек может приобщиться к логосу через познание мира.

Гераклит полагал мудрость в том, чтобы «все знать как одно», отдельного знания о вещах и процессах недостаточно, и оно может быть ложным. Понятие логоса, как разумного слова, введенное Гераклитом, можно сказать, положило начало научному познанию, глубокому и целостному. Не зря многие науки в названии включают корень “логос”, а идея законов мироздания так же осталась в современном мире. Сейчас для познания мы используем логический анализ, изучая составные части исследуемого объекта, а потом синтезируем полученные знания в единое целое.

[1] Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. —  М.: Высш. шк., 1999, стр. 187


написать администратору сайта