Главная страница
Навигация по странице:

  • Клавдий Гален

  • В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений. Развитие психологической в эпоху Античности


    Скачать 20.97 Kb.
    НазваниеРазвитие психологической в эпоху Античности
    Дата05.04.2022
    Размер20.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ Древней Греции наиболее известные описания психических явлений.docx
    ТипРеферат
    #444507



    Реферат

    Тема: Развитие психологической в эпоху Античности



    Выполнила: студентка группы ДПХ-915с Естаева Ж.Е.

    Проверила: Едигенова А.Ж.

    В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Гиппократом, Сократом, Платона, Эпикура, Галена и Аристотелем.
    Согласно учению Гераклита(530—470 гг. до н.э.), все вещи — суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа — психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет. Демокрит(460—370 гг. до н.э.) думал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.
    С именем Гиппократа(ок. 460—377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») — крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — жидкость).
    На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобладанием крови). Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ(470—399 до н.э.). Об этом философе, ставшем на многие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мысли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, побуждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских понятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. — Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества. Древнегреческий философ Платон(428—348 гг. до н.э.) в своих трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения. Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель(384—322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля — это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе растениям).
    Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.
    Мало кто из философов вызывал и у современников, и у потомков больше споров, чем Эпикур, мало какие идеи обсуждались более горячо, чем его учение.

    Одна из центральных идей этики Эпикура — идея дружбы, и в этом она перекликается с христианством с его любовью к ближнему: «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы»12. Особенно важна дружба в обществе по Эпикуру, обществу как совокупности индивидов: нужно совершать поступки, не мешающие другим людям, поскольку добродетели находятся в неразрывной связи со счастьем, и стремиться к добродетели нужно постольку, поскольку это есть средство к счастью. И эпикурейская дружба — это самоцель.

    Итак, эпикурейство вышло из двух источников: «из культа жизни и желания счастья и из трезвой позиции разума, который верит только тому, что ему непосредственно дано»13. Физика Эпикура — причинно обусловленные события, этика Эпикура — это культ земных благ и ответственность самого человека за собственное счастье.

    Ответственность — очень важное слово, если мы хотим ответить на вопрос, нужны ли идеи эпикурейства современному человеку.  Не зря в самом начале были процитированы слова А. Боннара, который называет Эпикура «попутчиком для настоящего века». Достаточно задуматься, что это был за мир и что это было за время — время Эпикура. Это мир, живущий в вечной тревоге, мир, лишенный твердой опоры, мир, который знает, что он — по сути — обречен. Именно тогда возник культ богини Тюхэ, что значит — «случай»: для людей той эпохи жизнь становилась такой неустойчивой, что все происходящее казалось прихотью случая. Незыблемые законы природы, объясняемые ранее наукой, в сознании людей уступили место другой мысли — о случайности мира и поступков людей.

           Не в такой ли постоянной тревоге, не в таких ли постоянных страхах живем сегодня и мы? И разве не в избавлении от страхов — счастье? Да, люди погружены в свою частную жизнь, но незаинтересованность в общественных делах — незаинтересованность, в которой так часто упрекали Эпикура, — естественна  в обществе, преисполненном внутренних противоречий и раздираемом тревогой. Стоит ли выдергивать людей из частной жизни в жизнь общественную? Не нужно ли сначала излечить их инфантилизм, их безответственность, источник которых — все те же страхи, что и у древних греков времен Эпикура? И не лучшим ли лекарством для этого будет «Тетрафармакон» и просветительский пафос учения Эпикура?

    Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Материальной основой качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) он называл пневму — особое жизнетворящее вещество. Различал два рода пневмы: животную, ее источник в сердце порождает физиологические функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.

    Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

    Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.

    Из более 400 работ Галена по медицине, философии и психологии наибольшее значение для последней имеет трактат «О частях человеческого тела», в котором описаны взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы. Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце и печень. При этом, исходя из выделенных в учении Платона частей души, доказывал, что печень связана с вожделением, сердце - со страстями, а мозг - с разумом. Гален также высказал мысль о том, что именно желудочки мозга, а не кора, играют ведущую роль в мозговой активности, так как именно в них хранится психическая пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние корешки мозга, исследование которых впервые показало существование разных, специальных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли раскрыть законы мозговой регуляции психики, рефлекса и т.д.

    Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации. Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов.

    Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.


    написать администратору сайта