эссе фил. Эссе "Польза и вред метафизического мышления"
Скачать 32.83 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» Факультет экономики и менеджмента Кафедра философии ТЕМА ЭССЕ "Польза и вред метафизического мышления" Выполнил студент 629вм-2 учебной группы Луценко Алиса Сергеевна (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: (фамилия, имя, отчество) __________________________ (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2023 Есть только две поистине захватывающие темы, достойные серьёзных рассуждений: сплетни и метафизика. Иосиф А. Бродский На сегодняшний день ввиду интенсивных темпов развития социального пространства, каждый человек рано или поздно приходит к тому, что начинает искать способы понимания окружающего мира. Индивид старается найти для себя такой способ мировосприятия, который был бы максимально удобен, но при этом вписывался в систему окружающего мира. Иначе говоря, любой тип восприятия мышления сталкивается с индивидуальными человеческими потребностями и феноменом догмы. Догма - это основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным, без требования доказательства. Сегодня метафизическое мышление фактически приравнивают к религиозному мировосприятию, хотя его истинный смысл гораздо глубже и имеет фундаментальную философскую основу. Современное восприятие метафизического мышления, исторический экскурс, критическая оценка. С моей точки зрения, необходимо дать определение ключевым понятиям, фигурирующим внутри нее. К таким концептам относят: «метафизику», «метафизическое мышление». Метафизика – это раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Метафизическое мышление – это такой способ мышления, который рассуждает о вещах или явлениях, абстрагируясь от условий их существования и возможности их изменения и развития. Из определений становится очевидно, что метафизическое мышление предоставляет определенные готовые «клише» для понимания человеком собственного смысла жизни. Метафизическое мышление, как мне кажется, облегчает для человека и процесс самопознания. Оно позволяет выделить такие паттерны поведения, которые не требуют слишком высоких эмоциональных затрат. Если возникает проблема, касающаяся глубоких внутренних изысканий человека, то именно метафизическое мышление дает человеку возможность понять механизмы влияния морали и нравственности на его духовный рост и эволюцию мировосприятия. Придерживаясь норм метафизического мышления человек, ищет мало постижимые смыслы и при этом сохраняет собственный внутренний мир относительно стабильным. Как мне кажется, фундаментальность, адекватность метафизического мышления некоторым реалиям доказывается еще и тем, что на его основе возникло большое количество концепций мироздания. Например, такой системой можно признать марксизм, рационализм. Марксизм - это учение, которое является идеологией левых сил, ведущих борьбу за права пролетариата, против эксплуатации трудящихся и за социальное равенство. Рационализм – это учение, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Исходя из сущности вышеописанных концепций вполне очевидно, что метафизическое мышление делает факты научными, основывается на выявлении актуальных закономерностей предметов и явлений. Все указанные факты говорят о том, что метафизическое мышление приносит пользу. Но если говорить об абсолютности метафизического мышления, то можно выявить некоторые отрицательные стороны этого феномена. Во-первых оно сужает мировосприятие. Человек, по сути, лишается творческой активности, он не имеет навыка проявления воображения даже там, где это необходимо. Если проанализировать историю науки, то можно сказать, что люди, стремившиеся к метафизическому мышлению в случае кардинальной смены социальной ситуации, испытывали большой стресс даже в том случае, если видели реальную пользу новых знаний. Развитие человека, по моему мнению, в принципе предполагает постоянную обработку новой информации, поэтому метафизическое мышление может стать серьезным препятствием в извлечении пользы из открытий и закономерностей. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что метафизическое мышление сохранилось в некотором роде и до сих пор. Есть люди, которые принимают готовые образцы поведения и не стремятся развиваться, как личности. Но при этом они сохраняют стабильность собственного эмоционального фона. Догма ложится в основу метафизического мировосприятия и организации человеческого бытия. Достаточно долгое время людям было удобно выбирать для себя готовые образцы поведения, предлагаемые догмами. Метафизическое мышление выбирало для себя своего рода научные, философские и религиозные основы и, в связи с этим давало возможность найти фундаментальные, универсальные перечни действий в той или иной ситуации. Многие принципы метафизического мышления актуальны для людей и сегодня. Д.И. Грядовой в своем труде 2016 года «История философии» говорил о том, что важно понимать философские основы метафизического мышления, чтобы адекватно воспринимать всю сущность этого явления. Данное направление мышления представляет собой наиболее древнюю отрасль философии, которая стремилась обозначить видение реальности и разработать нормативные критерии для ее определения. «После преобразований «метафизика» представляет нам науку о сверхчувственном и способ его познания. По сути дела метафизика есть абстрактный способ мышления. В определенном отношении всякое мышление абстрактно, так как оно оперирует общими понятиями и по необходимости должно отвлекаться от массы отдельных и несущественных деталей. Для метафизики характерно то, что она создает ложные, вводящие в заблуждение абстракции. Энгельс говорил, что «…искусство оперировать понятиями не есть что-либо врожденное… а требует действительного мышления». Метафизика может строить локальные теории, выводимые из одного лишь факта. Понятие неподвижной, неизменной «человеческой природы» является образцом метафизической абстракции, метафизического образа мышления. Метафизик мыслит не о действительных людях, а об абстрактном «человеке». Метафизика, или метафизический способ мышления, - это, следовательно, такой способ мышления, который рассуждает о вещах или явлениях: 1) абстрагируясь от условий их существования и 2) абстрагируясь от их изменения и развития. Как пример: пацифисты, которые выступают против всяких войн, полагая, что «все войны несправедливы». Они рассуждают о войнах абстрактно, не учитывая того, что характер каждой конкретной войны зависит от исторической эпохи, в которой она происходит, целей войны и классов, в интересах которых она ведется. Вследствие чего пацифисты не видят разницы между войнами империалистическими и освободительными, между войнами справедливыми и несправедливыми. Вообще говоря, метафизика - это такой способ мышления, который пытается установить раз и навсегда сущность, свойства и возможности всего, что он рассматривает. Следовательно, этот способ исходит из предположения, что каждая вещь обладает неизменной сущностью и неизменными свойствами. Однако такое абстрагирование от конкретных вещей или явлений, их изменениях очень ценно в получении непосредственно теоретических научных знаний, где важно представить вещи или явления без взаимосвязей друг с другом. Так, например, многие законы физики были открыты в теории, чтобы проверить их на практике Метафизическое мышление также помогает развиваться философии как науке: формулирует духовные ценности, свойства личности, которые помогают людям измениться к лучшему. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика»: 1) Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук. 2) Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики. 3) Определенный философский способ мышления (познания), противоречащий диалектическому методу как своему антиподу. Метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, абсолютизирует его статичность, неизменность, а потому для метафизического метода главным является накопление предельно полной информации о познаваемом объекте, которая затем мысленно суммируется. При анализе заявленной проблемы мною были сформулированы следующие выводы: 1) философия и ее категориальный аппарат позволяет понять сущность совершенно различных форм мышления, которые складывались в течение длительного исторического периода времени; 2) в рамках философии длительное время формировалось метафизическое мышление, которое для людей становилось способом восприятия мира, ориентации в сложных элементах реальности; 3) догмы стали для людей векторами поведенческого развития, ориентирами для мировосприятия, которые в некоторой степени сохраняются и в современности; 4) польза и вред метафизического мышления выделяются достаточно относительно. Любой тип мировосприятия уникален, поэтому для одних людей он может показаться приемлемым, а другие будут резко отрицать все его концепты; 5) метафизическое мышление порождает определенного рода психоэмоциональные барьеры при восприятии чего – то нового, но вместе с тем принятие базиса дает человеку спокойствие, гармонию, минимизирует стрессовые ситуации, предлагая ему правильные образцы поведения, которые оставляют человеку возможность сохранить собственные ресурсы; 6) я считаю, что метафизическое мышление имеет право на существование, но должны учитываться все его особенности. |