Главная страница
Навигация по странице:

  • Василия Андреевича Жуковского (1783-1852).

  • Константина Николаевича Батюшкова

  • Евгения Абрамовича Баратынского

  • Афанасий Афанасьевич Фет

  • Аполлон Николаевич Майков

  • Яков Петрович Полонский

  • Аполлон Александрович Григорьев

  • Эстетика и художественная практика русского романтизма. Эстетика и художественная практика русского романтизма


    Скачать 24.04 Kb.
    НазваниеЭстетика и художественная практика русского романтизма
    Дата16.06.2022
    Размер24.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭстетика и художественная практика русского романтизма.docx
    ТипДокументы
    #595056

    Эстетика и художественная практика русского романтизма

    К рубежу XVIII-XIX вв. европейская и русская культура, в основе которой лежал принцип традиционализма, завершали многовековой этап художественного развития. Он определялся особым типом художественного сознания, утверждавшим представление о неизменности и единственности критериев прекрасного вообще и искусства в частности. Выход из системы классицизмасостоял в новом миропонимании личности – индивидуальной и неповторимой, активной и самодостаточной, обладающей творческими интенциями.

    Первой системой, которую это миропонимание исповедовало, стал романтизм - широкое идейное и художественное направление в европейской и американской культуре, сформировавшееся в конце XVIII – первой трети XIX века. Оно возникло в Германии, вскоре распространился во Франции, Англии, проявив себя в философии, литературе и различных видах искусств.

    Наиболее яркими представителями романтизма в литературе являются Дж. Байрон, В. Гюго, Э.Т.А. Гофман, Э. По, М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, Ф.И. Тютчева и другие. Законы искусства отражали изменившийся образ мысли и поведения человека новой эпохи. Основным предметом внимания стала личность в её неповторимости, способности чувствовать. Внешний мир утратил свой определяющий статус: личность заявляла о своей независимости, праве на собственную позицию перед лицом обстоятельств.

    С 1810-х гг. активно входят в искусство характерные протестные мотивы – бунта, одиночества, демонизма. Утрачивалась однозначность и незыблемость внутренних границ в структуре мира: этических (появляются новые герои, преступающие нормы морали, - благородные разбойники, преступники и пр.); эстетических. Единство такого мира обнаруживалось в его внутренней противоречивости: противостояли друг другу духовность и практицизм, мечта и действительность, ценности личностные и общественные. У романтиков проснулся интерес к прошлым эпохам, обладавшим собственной уникальной неповторимостью и ценностью. Русское искусство, хотя и отставало в своём развитии от культуры Западной Европы, но развивалось в том же направлении, и к началу XIX в. вполне сложились.

    «Переводчиком на русский язык романтизма Средних веков, воскрешенного в начале XIX века немецкими и английскими поэтами» называли Василия Андреевича Жуковского (1783-1852).Он одновременно был знатоком западноевропейской литературы, редактором журнала «Вестник Европы». В его поэтическом наследии – вольные переводы произведений Т. Грея, Г. Бюргера, Ф. Шиллера, Л. Уланда и многих других. Это, прежде всего, были элегии и баллады, которые создали основу поэзии формировавшегося романтизма, стали образцом для русских поэтов. Во главу угла ставилась принципиально новая позиция по отношению к миру, которую занимает субъект («Я»).

    Помимо разработки жанровых традиций, Жуковский, учитывая запросы времени, переосмыслял и само слово русской поэзии, превратив его в личностно окрашенное, иносказательное, эмоционально-оттеночное. Его поэтическая лексика очень метафорична, хотя читатель не всегда мог её уловить.

    Иначе формировались принципы эстетики и поэтики романтизма в творчестве Константина Николаевича Батюшкова(1787-1855). Он при создании иных типов романтического героя ориентировался на французскую и античную традиции. Уже в ранних стихотворениях («Мои Пенаты», 1811-1812) он создаёт образ горацианского ленивца-мудреца, наслаждающегося любовью, дружбой и поэзией. В его произведениях – переводных, антологических, а также посвященных впечатлениям войны (Батюшков – участник похода русской армии против Наполеона), - мир реальной действительности мрачен и противоречив; безысходность этой дисгармонии определяет тональность его творчества.

    Эти две раннеромантические традиции соединил в своем творчестве А.С. Пушкин, давший в 1820-1824 гг. образцы русской поэзии романтизма.

    Своеобразную его форму представлял декабристский романтизм 1820-х гг., проявившийся в творчестве К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского и других, у которых неприятие современной действительности выливалось в отрицание общественного порядка, создание собственных просветительских программ и принятие политических решений. При этом декабристы были романтиками в своих идеалистических устремлениях, так и в быту и в художественном творчестве. После 1825 года творческие мировоззренческие позиции декабристов стали различаться более активно.

    Черты романтизма были присущи и ряду литераторов-славянофилов (А. С. Хомяков, С. П. Шевырев), которые в определении мировоззренческих основ национальной культуры противопоставляли просветительскому рационализму не политические, но в первую очередь этико-религиозные начала.

    Вершинным проявлением отечественной поэзии, стремившейся к философскому осмыслению, стало творчество Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844) и Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).

    Уже у раннего Баратынского элегическая традиция, психологизируясь, обнаруживала новые для русской литературы сюжетные перспективы. Так, в «Признании» (1824) сюжет включает в себя попытки поэта постичь законы, по которым развивается жизнь; он глубоко переживает неостановимость и непобедимость времени, испытывающего человека.

    Устремления Баратынского к концептуализации жизни через поэзию в третьем (последнем) периоде его творчества нашли свое выражение в итоговом лирическом сборнике-цикле - «Сумерки» (1842), который стал вершиной этих поисков, а автор утвердился в статусе поэта-философа. Лейтмотивы сборника являются творчество и поэзия, размышления о мире и жизни, одиночестве, памяти и труде.

    Философская поэзия Ф.И. Тютчева быласущностно связанной с культурой немецкого романтизма, но изначально опиралась на трансформированную им одическую традицию. Однако если «одического человека», созерцающего картины бытия, охватывал восторг перед величием мироздания, который поддерживала вера в высшую определенность жизни, то Тютчев выходил к предельным, мучительным вопросам о наличии такой определенности. Предметом его размышлений выступает мир в его метафизически-пространственной, вещно-архитектонической организации. Этот взгляд ловит то вызывающие радостное приятие сцены жизни природы («зеленеющей рощи», «лучезарных вечеров» и пр.), то внушающей недоумение и ужас картины безучастности той же «матери-природы» к судьбе «своих детей», то свидетельства леденящей душу хрупкости этого мира, его непонятности. В поисках своего места в мире тютчевский человек пытается постичь его законы, иерархичность отношений. Но герой задумывается о первопричинах, механизмах управления этим миром:

    С горы скатившись, камень лег в долине.

    Как он упал, никто не знает ныне.

    Сорвался ль он с вершины сам собой,

    Или низвергнут мыслящей рукой?

    Столетье за столетьем пронеслося:

    Никто еще не разрешил вопроса.

    («С горы скатившись...», 1833)

    Тютчевский герой ощущает себя одиноким и в отношениях с людьми: их характеризует бездна непонимания, которая может возникнуть даже между теми, кто бесконечно дорог друг другу. Целый ряд стихотворений Тютчева – о трагизме любви («денисьевский цикл»).

    Таким образом, первой и главной сферой литературы, в которой романтизм проявился и укрепился, была поэзия. На протяжении первых трех десятилетий XIX в. она развивалась особенно динамично. В первом десятилетии XIX века наччалось переосмысление пришедшей из эпохи предромантизма идиллии: «идеальный ландшафт» утрачивает качество универсальности, представление о цельности мира сменяется дисгармонией; получает распространение и балладное двоемирие. Отсюда и столь значимое место, которое занимает романтических поэмах; при этом часто здесь появляются описания гроз, бурь и прочих природных катаклизмов, созвучных внутреннему миру героя. Таковы поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.), Лермонтова («Демон», «Мцыри»), Рылеева («Войнаровский»), Козлова, Вельтмана и др.

    Романтическая поэма, сильнейшее выражение эстетических устремлений. Во второй половине 1820-х годов коллизия противостояния одинокого героя миру переносится из поэмы в прозаическую повесть, где мы видим контраст между героем и светским обществом (повести А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского).

    Под влиянием романтизма и интереса к прошлому своего народа в 1830-е гг. появляются исторические романы (М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова); плутовской роман похождений, который обогащается этнографической составляющей, также актуальной для эстетики романтизма. Одоевский создает «Русские ночи» (1843) – философский роман-цикл, в котором наиболее сложные вопросы философской эстетики были переведены в художественную плоскость.

    К середине XIX века проза постепенно переключает внимание на анализ межличностных отношений, влияние на героя окружающего мира: формировались реалистические тенденции. Эпоха активного романтизма завершалась, но это не означало исчерпанности возможностей литературного романтизма. Он получил наименование «позднего романтизма» (вторая половина XIX в.). При активизации внимания к злобе дня, социальной проблематике, поэзия выступала хранителем человеческих ценностей, обращаясь к темам жизни и смерти, любви, преходящего времени, природы, человеческих переживаний и пр. Такой была позднеромантическая поэзия А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.К. Толстого и других.

    Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) экстраполировал и трансформировал романтические традиции. Выступив уже в 1840-е гг. певцом красоты, радостного и вдохновенного приятия жизни – в то время как его реальная жизнь была в высшей степени угнетающей и полной разочарований. В последние десятилетия своего творчества Фет, трудившийся над переводом философских трудов Шопенгауэра, создаёт стихотворения философского, трагического плана. В историю поэзии он вошел главным образом как «природы праздный соглядатай», которому удается «остановить» прекрасные мгновения её бытия.

    Другая особенность его художественного слова – это иносказательность, ассоциативность. Как отмечают историки литературы, его «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи», нередко вызывали непонимание и насмешки у современников.

    С 1840-х годов продолжал традиции романтизма Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) - поэт-художник. Он учился в Академии художеств. При обращении к «вечным» темам природы, любви, красоты предпочитал наглядно-зрительные образы, организованные в продуманные композиции: он постигал тайны мира через визуальнуюсенсорику. Его лирика пластична, изящна.

    Мастером постромантической поэзииявляется Яков Петрович Полонский (1819-1898). Его внимание было обращено к драматизированной, конфликтной составляющей мира, — причем в межчеловеческом плане, в отношениях между людьми. Его стихотворения скорее напоминают сценки с эффектом сиюминутности, соприсутствия, напряженного переживания неопределенности, расколотости мира. При этом вопрос о будущем, о законах мира остаётся недоступным пониманию героя. Его поэзии свойственен психологизм. Он часто вводит в свои сюжеты ситуацию сна, грезы, мечты. У Полонского грань между сном и явью порой размыта до неощутимости, а мир формируется столь же проблемный, открытый, драматизированный, «амбивалентный», сколь и психологически достоверный.

    Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864), поэт страсти и страдания, трагического одиночества, введший в литературу тему цыганщины. Он называл себя «последним романтиком», имея в виду фон: современные ему устремления реалистической прозы. Его творчеством действительно завершался период развития романтизма как исторически определенной эпохи. При этом принципы, открытые романтизмом, продолжали оказывать влияние на литературу и искусство и позже.

    Романтизм открыл новую культурно-литературную эпоху, сформировав в её пределах первую эстетическую систему. Преобладание личностно-индивидуального над традиционалистским, воплотившийся в его теории и практике, получило развитие в искусстве и далее, вплоть до нашего времени. Неоромантические устремления сопровождали рождение модернизма; в частности, способствовали становлению такого важнейшего литературного направления, как символизм.


    написать администратору сайта