|
ака. Задание 2. Этапы развития античной философии
Вариант I
Задание 1:
№
| Этапы развития античной философии
| Основные представители
| Основные проблемы
| 1
| Античная философия (ранняя, VI -V вв. до н.э. и высокая классика, V-IV вв. до н. э.)
| Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, З.Элейский
| Проблема единства мира, идея, что все вещества на Земле -результат различной концентрации воздуха, идея, что мир состоит из воды, под которой понималось не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.
| 2
| Античная философия (периода поздней античности, с конца IVв. до н.э. и до VI в. н.э.)
| Сократ, Платон, Аристотель, Аетисфен,К.Фиванский
| Проблема логики, Социальная проблематика содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.
| 3
| Философия средних веков (II -VIII вв. н.э.)
| А.Августин, Ф. Аквинский, Г.Палама, С. Боэция, И.Дамаскин
| Вера (богословие) и разум (философия и наука) -это разные пути, которые ведут к одной цели (Богу).
Бог сотворил и время, которое не существовало до Творца. Бог находится вне времени. Он вечен.
| 4
| Философия Возрождения (ХIV -ХVI вв.)
| М.Монтель, Н.Кузанский, Д.Бруно, Т.Мор, Н.Макиавелли
| Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
| 5
| Философия Нового времени: XVII век
| Ф.Бэкон, Дж.Локк,Р.Декарт, Т,Гоббс, С.Бенедикт
| Стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека. Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма.
| 6
| Философия XVIII века -Просвещения
| Ф.Вольтер, Шарль Луи Монтеске, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж. Кондорсе
| Основная особенность учений всех философов-просветителей -вера в безграничные возможности разума и здравый смысл. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий: познание природы человека; разумное воспитание и образование; рациональное переустройство общества.
| 7
| Немецкая классическая философия
| Иммануил Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах
| Солнечная система возникла из облака разряженных в космосе частиц в результате вращения данного облака; Природа имеет свою историю во времени (начало и конец) и не вечна и неизменна; Природа находится в постоянном изменении и развитии; Движения и покой относительны; Всё живое на Земле, в том числе и человек результат естественной биологической эволюции; Агностицизм - высказывался за невозможность познания окружающей действительности, познавательные способности разума человека ограничены; Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея Мировой дух)
| 8.
| Постклассическая философия (вторая половина XIX- начало XX века)
| В.Дильтей,А.Шопенгауэр, Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Конт
| Шопенгауэр выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость.
Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя -«вниз».
Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: закон трёх стадий развития ума и закон классификации наук.
| 9
| Русская религиозная философия конца XIX- начала XX века
| В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев,Н.Ф.Федоров,К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский
| Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.
Всеединство понималось в трех аспектах:
- гносеологическом -как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
- социально-практическом -единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
- аксиологическом -единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).
| 10
| Философия XX века
| З.Фрейд, Э.Фромм,М.Шлик, К.Поппер, Э.Гуссерль
| Феноменология -это учение о сознании, о феноменах и их смыслах;Герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. Тем не менее, содержание герменевтики много шире приведенного определения; Аналитическая философия -это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка; Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
| Задание 2:
Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Принципиальным отличием является снижение роли церкви. Философская мысль эпохи Возрождения признает ценность человека как личности, его права и свободное развитие, проявление своих способностей. Благодаря сломлению диктатуры церкви в этот период времени произошёл расцвет культуры и науки. Основными чертами эпохи Возрождения является отрицание «книжной мудрости».
Задание 3:
Экзистенциализм:
Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.
Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.
Основные идеи экзистенциализма:
- в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
- внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
- пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
- человек свободен в своём выборе;
- у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
- отрицание науки.
Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие. |
|
|