Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил

  • 1.. Учения Конфуция; 1.1 Учение о человеке; 1.2 Учение обо обществе; 1.3 Учение о государстве;

  • Реферат-202. Этические и мировоззренческие позиции античных философов. Конфуций


    Скачать 32.15 Kb.
    НазваниеЭтические и мировоззренческие позиции античных философов. Конфуций
    Дата06.03.2023
    Размер32.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат-202.docx
    ТипРеферат
    #971398

    АЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    РЕФЕРАТ по учебной дисциплине «Основы деловых коммуникаций»

    Тема: «Этические и мировоззренческие позиции античных философов. Конфуций »
    Выполнил: студент группы А-20-07

    Дьяков Иван

    Проверил: преподаватель

    Иванов Виктор Васильевич
    Ачинск 2021

    Содержание:

    1.. Учения Конфуция;

    1.1 Учение о человеке;

    1.2 Учение обо обществе;

    1.3 Учение о государстве;

    1. Учение Конфуция

    В Китае философия возникает в VI-Vвв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества.

    Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

      1. Учение о человеке

    Согласно Конфуцию, люди делятся на две категории: те, кто следует Морали, и те, кто пренебрегает ею. С одной стороны, достойный, благородный (цзюнь-цзы), с другой мелкий, ничтожный (сяожэнь). Можно сказать - истинный человек и до-человек, не ставший еще человеком, что не мешает ему проникать во властные структуры. Их жизненные позиции прямо противоположны: цзюнь-цзы думает об Истине, сяожэнь - о выгоде. Цзюнь-цзы требователен к себе, «ищет причину в себе, сяожэнь - в других» («Лунь-юй», 15, 20). Цзюнь-цзы, пребывая в центре, внутренне свободен, полагаясь на волю Неба; «всеедин, но не коллективен (не объединяется в группы). Сяожэнь коллективен, но не всеедин» («Лунь-юй», 2, 14). Цзюнь-цзы в своем одиночестве открыт всему миру, сяожэнь наоборот. Японцы комментируют: «Цзюнь-цзы гармоничен, не похож на других. Сяожэнь ведет себя, как другие, но не гармоничен» (всеедин - чжоу; всё объемлет, вездесущ - пубянь).

    Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

    1) Распущенные;

    2) Сдержанные;

    3) Глупцы.

    Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

    Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:

    1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

    2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и СлоЖэнь.

    3) СлоЖэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
    Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу".[Конфуций. Изречения - Изд-во «МГУ М.»,1992]

    Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

    Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь” человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

    “Вэнь” - “культура”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость”. Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

    Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

    “Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ”.

    Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив”.

    “Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ".

    "Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями".

    "Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие”.

    Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

    Категория «благородный муж» - это идеальный человек, наглядный пример для подражания, По теории Конфуция, каждый человек должен поступать в соответствии со своей ролью и своим местом в обществе. А главное, как полагал Конфуций, люди должны быть великодушны и почитать культ предков.

    В книге «Лунь Юй» он пишет, что « благородный муж» всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения, в речах скромен, при завершении дел - правдив. Именно таков и есть «благородный муж». [Блинников Л.В. Великие философы, словарь – справочник - М.; Изд-во «Логос», 1998]

    Большую роль в философии Конфуция играет понятие «ли», которое обозначает нормы общежития и выражает практическое воплощение этического закона жэнь. Понятие «ли» охватывает всю социальную жизнь, хотя действия этого понятия различны в зависимости от социального положения людей. Кроме того, в системе Конфуция соответствующее место занимают и другие этические категории: «и»-чувство долга, справедливости; «синь»-верность, искренность. Все категории этической концепции Конфуция служат для характеристики нормативной личности, которая сочетает в себе высокие моральные качества и занимает высокое социальное положение. Такую личность он и называет «благородным мужем». Противоположностью благородному мужу выступает, по мнению Конфуция, «маленький человек», который руководствуется личной выгодой и занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе все люди равны, а различаются они по привычкам. Поэтому для самосовершенствования необходимо преодолеть себя и возратиться к «благопристойности» («ли»). В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. СлоЖэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал СлоЖэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

    Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: " Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка внепознавании и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество. Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу".

    Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей. Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао”. Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

    Многие положения Конфуция живы и сейчас. Например, идея «сяо», или сыновней почтительности, уважения к старшим, предлагает на основе понимания сущности всех добродетелей строить свое поведение в отношении старших и по возрастам и по социальной иерархии. Эта концепция призывает заботиться о старших, относиться к ним уважительно и милосердно, проявлять терпение к их недостаткам, уметь использовать все ценное из их жизненного опыта.

    Конфуций создавал идеальную модель личности. Поиск, совершенствование собственного Я должны были, по мысли Конфуция, привести к согласию в обществе, к оздоровлению социально-политической обстановки в стране, т.е. по своим целям его концепция имела вполне социологическое направление.

    С другой стороны основной категорией в системе этических понятий Конфуция является «жэнь» (гуманность). Нравственный принцип «жэнь» должен определять все отношения между людьми в семье, в обществе.

    Концепция Конфуция о формировании идеального типа личности, о средствах и путях его достижения была детально, глубоко разработана немецким социологом М.Вебером. И сейчас эти ценности не утратили своего значения.
    1.2 Учение обо обществе
    Китайский ученый первым пришел к мысли о необходимости отделить нормы морали от религиозных норм. Для него мораль была своего рода механизмом для совершенствования общественных отношений. В этой сложной нестабильной ситуации, когда шатались троны, рушились династии, правители неоднократно обращались за советом к ученым мужам. В ответ на такое обращение современник Конфуция Цзы Чань сформулировал идею: ввести среди земледельцев систему круговой поруки, основанную на всеобщем доносительстве.

    Так как Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов, то умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

    Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

    Одним из ключевых понятий в учении Конфуция является «верность». Синонимичное словам «долг» и «почтительность», это простое и вместе с тем многозначное понятие касается отношений между друзьями и между подданными и их правителем. Но начинается все с верности старшим: «почтительность к родителям и уважение к старшим братьям - вот основа человечности в этой жизни».

    Конфуций говорит: «Молодые люди в семье должны проявлять почтительность к родителям, вне дома - уважение к старшим. Старательно и честно относиться к делу; любить народ и сближаться с Человечными людьми». Управлять - значит поступать правильно. «Если делать все правильно, откуда возьмется неправильное?». На вопрос - не нужно ли казнить отступивших от Пути? Конфуций ответил: «Если правильно управлять, зачем казнить? Если сверху стремятся к добру, то и народ станет добрым. Дэ цзюнь цзы - ветер, дэ мелкого человека - трава. Ветер дует, трава склоняется».

    Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

    В «Беседах и суждениях» можно найти немало доказательств тому, что Конфуций умел видеть то, как следует поступать в разных обстоятельствах: «С чистым сердцем любите учение и, не страшась смерти, идите добрым путем. В страну, где жить опасно, не входите. В стране, где царит смута, не живите. Если мир живет по правде, будьте на виду, а если правды в нем нет - скройтесь»

    Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с "жэнь". “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь”. Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

    Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

    В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.

    Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

    1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

    2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

    3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

    4) Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

    Уже американские трансценденталисты, Ральф Эмерсон и Генри Торо, признавали единство человека и природы (кстати, не без влияния Конфуция). По мнению Торо, от божественной Природы, а не от социума, человек получает силы для восхождения. Торо верил в благотворное влияние Востока, опубликовал «Изречения Конфуция», «Китайское четверокнижие», а также «Законы Ману» и «Молитвы Будды». Находил созвучные идеи у Конфуция, цитировал «Лунь-юй»: «Если государство не идет по Пути Справедливости (Дао), то стыдно быть богатым и в чести. Если государство следует Дао, то стыдно быть бедным и не в чести». Последователи Конфуция развивали его этические нормы и принципы, внося в них свой вклад. Например, Лао-Цзы утверждал, что человек, обладающий высшей добродетелью в отношениях с людьми, должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним, в управлении (страной) должен быть последовательным ; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время.

    Помимо «благородного мужа», ключевыми понятиями «Бесед и суждений» являются принципы добродетели, ритуала, справедливости, мудрости, доброго намерения и человечности. Последнее занимает в тексте центральное место. Из 492 глав «Бесед и суждений» 58 так или иначе касаются человечности. Какой смысл вкладывал в это слово Конфуций? Известно, когда ученики спрашивали его об этом, он отвечал неодинаково. К примеру, Янь Юаню мудрец сказал, что человечность значит «быть кротким по отношению к другим»,а другой ученик узнал, что следует делать не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, попадает в беду». Поэтому он давал разные ответы на один и тот же вопрос, помогая, таким образом слушателю найти свою дорогу к Праведному пути. По большому счету, следование всем вышеуказанным понятиям, связанным друг с другом и образующим единую систему, и формирует Праведный путь.

    Не стоит забывать, что, несмотря на кажущуюся простоту, каждый принцип Конфуция, представляет собой сложную понятийную систему. Даже перевод их на европейские языки является очень условным.

    Конфуций много рассуждает о верности нижестоящего к вышестоящему. В Древнем Китае, как в любом традиционном обществе, общественная иерархия означала мировой порядок, необходимый для функционирования общества.
    1.3 Учение о государстве

    Конфуцианская этика выработала широкий круг правил, регулирующих отношения в структурах власти и подчинения, между сословиями, одами, внутри семьи, короче, отношения между людьми.

    Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию.

    Во главе государства, по его мнению, должны стоять мудрые люди. Их главная задача - личным примером влиять на своих граждан, сохранять мир, вносить доброжелательность в человеческие отношения.

    Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

    Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

    Управлять - значит поступать правильно. «Если делать все правильно, откуда возьмется неправильное?». На вопрос - не нужно ли казнить отступивших от Пути? Конфуций ответил: «Если правильно управлять, зачем казнить? Если сверху стремятся к добру, то и народ станет добрым. Дэ цзюньцзы - ветер, дэ мелкого человека - трава. Ветер дует, трава склоняется».

    Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

    Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.

    К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.

    Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

    Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

    1) Управляющие

    2) Управляемые

    Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

    Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

    1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

    2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

    3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит и обеспечить прогресс всего общества.

    4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

    Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем.

    Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

    Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества. Большое место в высказываниях Конфуция занимает проблема государственной власти. По его мнению, правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на основе собственного примера, так как формы, в которых осуществляется управление государством, воздействуют на нравы людей и общество в целом. Политическая программа Конфуция сводилась к определению соответствующих обязанностей для всех членов общества. Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: «Государь должен быть государем, подданный-подданным, отец-отцом, сын-сыном».

    Конфуций выступал за объединение всех раздробленных территорий в одно единое государство.

    Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая; в дальнейшем оно было признано государственной религией.

    и его.


    написать администратору сайта