Главная страница
Навигация по странице:

  • Августин Аврелий (354—430)

  • Фома Аквинский (1225—1274)

  • Фома Аквинский об этике отношения к себе и другим людям

  • Джордано (Филиино) Бруно

  • Джордано Бруно (1548—1600)

  • Мартин Лютер (1483—1546)

  • Этическая мысль эпохи Просвещения.

  • Иммануил Кант (1724—1804)

  • Иммануил Кант об этике отношения к себе и другим людям

  • В философии выделяются следующие общие характеристики рассуждений этих мыслителей, суть которых заключается

  • В. С. Соловьев об этике отношения к себе и другим людям

  • Николая Александровича Бердяева

  • историческое представление об этике. Исторические представления об этике. Этические учения эпохи Средневековья


    Скачать 319.23 Kb.
    НазваниеЭтические учения эпохи Средневековья
    Анкористорическое представление об этике
    Дата13.12.2021
    Размер319.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсторические представления об этике.docx
    ТипДокументы
    #302140

    Этические учения эпохи Средневековья.

    В отличие от античной этики, в основе нравственности которой лежит разум человека, христианская этика (этика Средневековья) провозглашает существом морали религиозную веру. Для мыслителей этого периода разум играет второстепенную роль в формировании нравственности (морали), а идея Бога как моральный образец является главной, и именно она задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики. Основной тезис христианской этики заключается в том, что Бог является высшим благом, а поэтому высшее благо существует ради славы самого Бога, и он выступает как единственно правильный источник морали.

    Обобщив основные положения христианской этики, можно выделить следующие ключевые мысли об этике, морали и нравственности:

    — источником и природой зла является отступление человека от божественных заповедей и ориентира на выбор свободной воли;

    — только в единении человека с Богом возможна победа над силами зла и всем, что чуждо морали;

    - источником греховной жизни человека является его тело, так как оно смертно и греховно, а душа бессмертна и божественна;

    — Бог, который создал мир и человека, является источником нравственных ценностей и норм поведения.

    В отличие от античной этики, этическая мысль Средневековья исходила, и в этом ее достоинство, из того, что:

    — мораль несет в себе общечеловеческий характер;

    — человек независимо от его происхождения, социального положения и достоинств является ценностью сам по себе;

    — понятие «мораль» следует рассматривать через категории вины, греха, страдания и искупления.

    Ключевыми фигурами христианской (средневековой) этики являются Августин Аврелий (Блаженный) и Фома Аквинский.

    Августин Аврелий (рис. 1.5) считается одним из самых значительных представителей средневековой этики. Он так же, как и другие, считал, что единственным источником и мерой моральности и нравственности является осознание Бога. Зло он объяснял как отрицание добра и отступления от божественных законов, что тесным образом связано с этикой.



    Рис. 1.5. Августин Аврелий (354—430)

    Этическим проблемам посвящены трактаты Августина Аврелия «О свободном произволении», «О благодати и свободном произволении», «О граде Божием», «Исповедь». В этих трудах он отмечает, что, думая об исповедальном акте, человек совершает нравственные поступки, но вместе с тем они абсолютно свободны, так как жизнь в них завершается лишь мысленно, она еще впереди и, совершая поступки, человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.

    Августин Аврелий уделял много внимания размышлениям о душе. Душа — это основа формирования морального сознания, или совести. А совесть, в свою очередь, является согласованием божественного закона и человеческих моральных установок. Мораль же служит указателем определенного вида бытия, озаренного божественным светом, и является благом. Порок вредит природе человека, так как он противоестествен ему, он является нс природным злом, а моральным, понимаемым как умаление добра из-за невозможности допущения того, чтобы добро было источником зла. Таким образом, человек может быть свободен от зла, а соответственно и от проблемы выбора между добром и злом. В этом случае он может быть благодатным, использовать не свободу воли, но дары Бога.

    Августин Аврелий (Блаженный) об этике отношения к себе и другим людям

    — Всякий, кто имеет свою меру, т.е. мудрость, — блажен.

    — Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это свое сомнение как некоторую истину.

    — Да будет выслушана и другая сторона.

    — Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.

    — Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

    — Не произносите бесповоротных суждений.

    Тот, кто добр — свободен, даже если он раб; тот, кто зол — раб, даже если он король.

    Этическое учение Фомы Аквинского. Этика итальянского философа и теолога Фомы Аквинского (рис. 1.6) опиралась на этические взгляды Аристотеля, но осмысливалась им в контексте христианского вероучения. Таким образом, Фома Аквинский сделал попытку синтеза морали и религии, основные положения которого были изложены в трудах «Комментарии на Никомахову этику», «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Однако его взгляды на сущность всего этического, по сути, опровергают его замысел и доказывают противоположное: невозможность гармонии религии и морали, единение которых сможет произойти только путем подчинения, но не равенства.



    Рис. 1.6. Фома Аквинский (1225—1274)

    В качестве основных предметов своего учения Фома Аквинский выделяет Бога и путь к Богу. Именно путь к Богу и есть учение о морали, так как мораль по своей сути и есть движение к Богу по заповедям Христа. И в этом движении главным «помощником» человека является его способность соединять разум и волю. Фома Аквинский так же, как и Аристотель, различал высшее благо и благо, чтимое народом. Высшее благо, считал он, человек может постигнуть только созерцательным умом, а наслаждение — посредством воли, достигшей своей цели — пути к Богу. И в этом проявляются нравственность человека и его нравственные поступки, которые определяются целью. При плохой цели действия и средства, используемые для ее достижения, не могут быть нравственными (моральными), напротив, благая цель и достойные средства ее достижения — суть морали, и главным мерилом этой цели и средств является совесть.

    Фома Аквинский, как и его предшественники, уделял большое внимание размышлению о добродетели. Добродетель рассматривалась им как доброе качество ведущей правильную жизнь души. Добродетельный человек не может быть злым, так как его разум, воля и желание подчинены стремлению к высшему благу — пути к Богу.

    Добродетели философ разделял на интеллектуальные, моральные и теологические. К интеллектуальным добродетелям он относил рассудительность, благоразумие и способность к совету, к моральным — разумность желаний человека, справедливость, благоразумие, воздержанность, а высшая (теологическая) добродетель — любовь или милосердие, которые являются следствием взаимодействия Бога и человека.

    Фома Аквинский об этике отношения к себе и другим людям

    — Нельзя желать того, что до этого не было познано.

    — В каждой душе живет тяготение к счастью и смыслу.

    — Любить кого-либо то же самое, что желать этому человеку добра.

    — То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, приобретай сегодня.

    — Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, — процентами на него.

    — Счастливому человеку нужны друзья, и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно, для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

    Этика эпохи Возрождения и Реформации. Центральным понятием этики эпохи Возрождения и Реформации является гуманизм. Мыслители этого периода опираются на идею антропоцентризма, суть которой заключалась в возвышении человека как творческой личности, являющейся венцом Божьего творения. По этой причине человек постоянно должен духовно совершенствоваться, самоутверждаться и развивать свои творческие силы.

    Выразителем идей наличия у человека нравственного духа и творческих способностей является Джордано (Филиино) Бруно (рис. 1.7).

    Джордано Бруно полагал, что моральный человек является самостоятельной, самодостаточной, творческой личностью, способной нести ответственность за себя и свое окружение. Моральный человек впитывает в себя все богатство общечеловеческих ценностей, осмысливает моральные проблемы как возможность реализации человеческих способностей.

    Наивысшим достижением морального человека является героическая любовь, отражающая единство телесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Эта любовь лишена обыденности и повседневности, так как любящий человек не пускается в погоню за богатством и прибылью, а «отдается более высоким деяниям». Таким образом, согласно Джордано Бруно, личность должна следовать цели — служению обществу, что доказывает и его личный моральный подвиг.



    Рис. 1.7. Джордано Бруно (1548—1600)

    Джордано Бруно об этике отношения к себе и другим людям

    — Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.

    - Жизнь человека на земле является нс чем иным, как состоянием войны. Он должен поражать ничтожность лодырей, обуздывать нахальство, предупреждать удары врагов.

    Одним из ярких представителей эпохи Реформации является Мартин Лютер (рис. 1.8). В этот период в религиозно-этической мысли формируются протестантизм и протестантская этика как ответ на ригидность официальной церкви, не сумевшей принять вызов времени и приспособиться к изменившимся условиям.



    Рис. 1.8. Мартин Лютер (1483—1546)

    Учение Мартина Лютера содержит этическую теорию, согласно которой человек при обязательной приверженности к евангельскому учению имеет право быть автономным в мирских делах. Основная обязанность человека состоит в том, чтобы проявлять высокую нравственность в отношениях с людьми, в своей каждодневной деятельности, совершенствовать профессиональное мастерство, проявлять скромность и ограничение своих потребностей. Главными же пороками, неизбежно приводящими любого человека к погибели, становятся праздность, леность, склонность к легкой жизни.

    Мартин Лютер об этике отношения к себе и другим людям

    - Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других, ибо те, кто ищет счастье, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.

    - Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.

    Этическая мысль эпохи Просвещения.

    Главной чертой этических учений эпохи Просвещения является понимание социальной природы морали, суть которой состоит в жертвовании собой ради других людей и общества в целом.

    Философы этого периода негативно оценивали нравы людей и существующие идеалы добродетели. Это способствовало поиску новых методов формирования нравственности и преодоления человеческого эгоизма. Огромный вклад в разработку этих методов внесли Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Г. Гегель, И. Кант и другие, которые рассматривали нравственное совершенствование личности как духовное самопринуждение, ограничение непосредственных склонностей и выход на социально-природные границы живого человека.

    Ярким представителем этической мысли эпохи Просвещения является Иммануил Кант (рис. 1.9).



    Рис. 1.9. Иммануил Кант (1724—1804)

    Принципы своего этического учения Кант излагает в сочинении «Критика практического разума». Он обозначил целый ряд специфических черт морали.

    По мнению ученого, нравственность в сознании человека формируется через воспитание, подчинение чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Мораль имеет нормативный характер, она должна быть присуща человеку и не зависеть от душевного настроя, внешних житейских событий. В этом прежде всего и состоит природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию, т.е. Кант проводит разграничение «логики чувств» и «логики морали». В этом разграничении он видит суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания, противостоянии долга и склонностей, влечений, желаний и непосредственных сремлений. Долг в понимании Канта есть прочная цельность, альтернатива моральной мягкотелости.

    Одной из заслуг Канта в развитии понятия «мораль» является указание на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от других социальных нормативов, таких как обычаи и традиции. Кроме этого, философ обозначил роль личного самосознания и самопонуждения человека к морали, обратил внимание на характер нравственной свободы и связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается Кантом как один из определенных и важных аспектов нравственного разума. Однако в этике Канта парадоксальна невозможность достижения в этом мире природного и морального совершенства. И тем не менее философ пытается разрешить этот парадокс, не прибегая к идее Бога. Главное открытие Канта состоит в том, что человек является собственным (и одновременно всеобщим) законодателем морали.

    Иммануил Кант об этике отношения к себе и другим людям

    — Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, нс имеет никакой цены.

    — Закон, живущий в пас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших проступков к этому закону.

    Когда стыдливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

    Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга.

    — Обязанность по отношению к самому себе состоит в том, чтобы человек соблюдал в самом себе человеческое достоинство.

    Этические учения в русской философии. Особый интерес для осмысления русской этической традиции представляют труды философов XIX— XX вв. В отечественной философии отмечаются две тенденции развития этического мышления этого периода.

    Первая тенденция воплощается в тяготении к материалистической морали. Наиболее ярко она проявляется у революционных демократов, которым удалось довольно близко подойти к материалистическому пониманию нравственности. В работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского прослеживается попытка создания целостной этической концепции, суть которой заключается в подчинении этических представлений общественно-политическому характеру. Например, ими поставлена проблема зависимости морали от общественной среды и особенностей исторического процесса; рассматривался вопрос об улучшении нравов посредством коренных социальных изменений; вскрывались нравственные пороки крепостничества, самодержавия и любых форм эксплуатации человека; оценивались роль и значение нравственной мотивации в человеческой деятельности. Долг, согласно мнениям этих мыслителей, трактовался как внутренняя потребность человека.

    Вторая тенденция ориентирована на идеалистическую парадигму. Наиболее интересными, с точки зрения развития этических воззрений, представляются такие направления, как философия всеединства (В. С. Соловьев,

    С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков) и экзистенциальная философия (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов).

    В философии выделяются следующие общие характеристики рассуждений этих мыслителей, суть которых заключается:

    — в иррационалистической тенденции их творчества и установке на панэтизм — представлении о всеобъемлющем характере морали и первостепенной значимости этики, которая должна охватывать все мировоззрение;

    — идеологическом вакууме, в котором находилась российская интеллигенция того времени;

    — убежденности в необходимости глобальных перемен в общественной жизни.

    Рассмотрим этическое учение двух философов этого периода, отражающих вышеназванные тенденции в развитии этики — В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.

    Этика религиозно-философского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева (рис. 1.10) отражает философию «всеединства». Он понимал этику как синтез религии, философии и науки, целью которой является раскрытие «полноты жизни» в единстве веры, мышления и опыта.



    Рис1.10. В. С. Соловьев (1853-1900)

    В. С. Соловьев — автор многочисленных трудов, в том числе «Оправдание зла» (1887—1899); «Русская идея» (1888); «Русский национальный идеал» (1891) и др., в которых он обращается к вопросам философии этики.

    Философ исповедовал принцип «положительного всеединства», который, по его мнению, дает возможность созидания «цельного знания» (синтеза веры, мышления и опыта), а результатом осуществления данного принципа является теософия, главная часть которой — этика. Отсюда предметом этики, но Соловьеву, является абсолютное начало в его синтезе с человеком (субъективная этика) и человечеством (объективная этика).

    Соловьев верил в прогресс добра в человеческой истории. Зло, по его мнению, представляет собой противоположность любви, его источник всегда находится в проявлении эгоистических устремлений человека. Поэтому он выделяет три главных нравственных качества человека — стыд, жалость и благоговение. Стыд, но мнению Соловьева, отражает отношение человека к своим низшим, естественным влечениям. В чувстве жалости отражается отношение к другим людям и ко всем живым существам, подобным человеку, а в благоговении — отношение к высшему, что делает человека глубоко духовной и моральной личностью.

    В противоположность положительным нравственным качествам — стыду, жалости и благоговению, Соловьев называет такие отрицательные качества, как бесстыдство, жестокость и нечестивость. Поэтому деяние добра должно стать главным в жизни человека, а весь исторический процесс философ понимал как движение к триумфу добра — воплощению божественных идей в мире. Итогом такого движения должен стать некий социальный организм - идеальное человечество (богочеловечество), которому присущи добро, благоговение, патриотизм и природная совесть.

    В. С. Соловьев об этике отношения к себе и другим людям

    Нравственная обязанность настоящего патриота — служить народу в человечестве и человечеству в народе.

    — Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть.

    Чтобы должным образом осуществлять благо, необходимо знать истину; для того, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть.

    Этика Николая Александровича Бердяева (рис. 1.11), крупнейшего русского религиозного философа, определяется его отношением к свободе и творчеству человека как высшим благам. Бердяев считал, что Бог создал человека, но не его свободу, поэтому зло возникает из несотворенной Богом свободы, следовательно, не кто иной, как человек, несет ответственность за зло и его последствия.



    Рис. 1.11. Н. А. Бердяев (1874—1948)

    Но преодоление зла Бердяев видит не в ограничении свободы и творчества человека, а наоборот, в их развитии, в основе которого лежит чистая совесть, обеспечивающаяся любовью к Богу и проявлением гуманности к другим людям. Таким образом, личность является свободной и способной быть ответственной за себя и оказывать помощь другим.

    Духовность и нравственный опыт человека Бердяев сводил к двум основным типам мироощущения. В основе первого лежит чувство обиды, в основе второго — чувство вины. Осознание человеком своей зависимости от жизненных условий рождает чувство обиды, поэтому он, определяясь в своем поведении, должен исходить из своей абсолютной свободы, которая, тем не менее, должна рождать абсолютную ответственность. Но действия человека могут быть и деструктивными, что влечет за собою понимание вины. «Только свободный может чувствовать себя виновным, только сознавший вину обращается к глубочайшей своей свободе», — писал Бердяев[1]. Этот путь является, по Бердяеву, единственно верным, созидательным путем, в нем человеческая личность может полностью реализоваться, проявив себя как истинно Божье начало.

    В книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931) Бердяев проанализировал различные нравственные проблемы, с которыми сталкивается в своей жизни человек, и выделил конкретные вопросы этики. Они охватывают такие экзистенциальные «способности» человека, как ложь, правда, совесть, свобода, добро, зло. Осмыслению подвергаются также эмоциональные состояния: страх, ужас, тоска, скука, любовь, сострадание.

    Рассматривая нравственную жизнь человека, Бердяев отмечает ее трагизм, объясняя это тем, что человек в своей жизни постоянно сталкивается с дихотомией добра — зла и постоянно вынужден делать выбор между ними, что подчас осуществляется трагически непросто в силу многих причин:

    1) добро в необычайно сложной и запутанной нравственной жизни может быть не подлинным, под видом добра может маскироваться зло;

    2) добро и зло могут оказаться неузнаваемыми, и от личности требуется немалая духовная проницательность, чтобы распознать их;

    3) отношения между добром и злом парадоксальны и трагичны, так как существование добра имманентно предполагает существование зла. Как отмечал Бердяев, для «целей добра» необходимо наличие зла: не самого зла как такового, а творческой энергии, пробуждаемой злом в процессе его преодоления: «и вместе с тем зло имеет положительное значение, потому что оно вызывает высшую творческую силу добра для своего преодоления»[2];

    4) злом невозможно победить зло, но и добро не способно победить зло. Это бессилие добра трагично;

    5) человеку предписывается, например, действовать так, «как будто бы он уважает и любит, хотя в действительности он презирает и ненавидит, он должен делать знаки доброго поведения и сигнализировать чистую совесть, хотя он человек низкий и бессовестный». Человек в лучшем случае высту- пает здесь как «автомат добра»: не имея добра в душе, он демонстрирует его наличие «внешне»[3].

    Среди основных трудов Н. А. Бердяева, можно назвать работы «Философия свободы» (1911); «Философия неравенства» (1918); «Философия свободного духа» (1927—1928); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931) и др.

    Н. А. Бердяев об этике отношения к себе и другим людям

    — Совесть есть духовное, сверхнриродное начало в человеке, и она совсем не социального происхождения. Социального происхождения скорее засорение и искажение совести. Совесть и есть та глубина человеческой природы, на которой она нс окончательно отпала от Бога, сохранила связь с Божественным миром.

    — Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

    Рассматривая этические учения, важно выделить этические категории, которые осмысливались в разное время практически каждым философом: добро, зло, добродетель, благо, справедливость, долг, ответственность, достоинство, честь, совесть. Эти этические категории чаще всего становятся предметом обсуждения современных философов и важны при определении этических требований к профессиональной деятельности психолога. Дадим определение каждой из них.

    Добро — положительно нравственная ценность, в обобщенной форме означающая деяние блага, пользы, радости и удовлетворения.

    Зло — отрицательная нормативно-оценочная категория, означающая силу, разрушающую добро и противостоящую ему. Это разрушение, насилие, агрессивность, гнев, зависть, ненависть и т.и.

    Добродетель — положительное качество человека. В первую очередь это честность, гуманность, бескорыстие, толерантность, верность и т.п.

    Благо — все, что способствует человеческой жизни, позволяет вести ее, насыщая потребностями различного рода. Благо является средством достижения целей. Можно выделить различные виды благ: материальные, духовные и др. Примечательно, что понятие полезности не всегда совпадает с понятием блага. Например, жертвенность противоречит идее полезности, однако в некоторых случаях является благом[4].

    Справедливость — одна из значимых этических категорий в регуляции межличностных отношений, будь то личностных, или профессиональных. Посредством справедливости определяется социально значимая сторона поведения людей — долг, плата за добро и зло, соответствие между содеянным человеком и его результатом. Справедливость — это признак цивилизованных отношений и поступков.

    Долг — довольно емкое понятие. Это внутреннее осознание человека поступать в соответствии со своими обязанностями (профессиональными, общественными, семейными и др.), а также потребностями, согласующимися с этическими ценностями и требованиями.

    Ответственность — это понятие неотделимо от понятия «долг». Ответственность человека проявляется через его интеллектуальную и физическую готовность к моральной деятельности по выполнению тех задач, которые он перед собой поставил, а также по исполнению долга, который он на себя возложил.

    Честь — комплексное этическое понятие, выражающее стремление личности поддержать свою репутацию, добрую славу, чистую совесть и достоинство, т.е. это понятие выражает отношение человека к самому себе и отношение к нему других.

    Достоинство — эго понятие неразрывно связано с честью, достоинство как бы подтверждает и утверждает ее. Оно обозначает самоуважение, позволяющее человеку чувствовать себя, с одной стороны, нужным, значимым и полезным другим, обществу в любых жизненных ситуациях, а с другой стороны — ответственным перед самим собой за совершаемые действия и поступки.

    Совесть — эго внутренний нравственный судья человека, его способность оценивать свои действия, мысли, желания, чувства сообразно с действующими в обществе моральными (нравственными) нормами. Совесть сочетается с такими моральными ценностями, как честность, правдивость, справедливость, нравственная чистота, уважение прав других людей и своих обязанностей.

    Все перечисленные категории являются объектом изучения раздела этики — деонтологии, на которую в первую очередь опирается этическая система профессиональной деятельности психолога.

    Термин «деонтология» (от греч. deontos — должное, надлежащее и logos — учение) был введен в начале XIX в. английским философом Иеремией Бентамом в работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Первоначально термин «деонтология» отождествлялся с учением о нравствености, но затем стал рассматриваться как одна из концепций морали, а в настоящее время — как один из разделов этики. В современный период под деонтологией понимаются моральные обязательства специалиста, проявляемые им в профессиональной деятельности.

    Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: педагогической, юридической, медицинской и т.д. Наиболее близка для психологов деятельность врача, которая является исторически первым видом помощи человеку, имеющему различные проблемы. Да и медицинская деонтология значительно старше деонтологии психологической, становлению и развитию которой мы являемся свидетелями. К примеру, задолго до возникновения термина «деонтология» основные принципы, регламентирующие деятельность врача, содержались в письменных источниках, дошедших к нам из глубины веков. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены четкие и конкретные правила поведения врача. В античные века огромное влияние на развитие этических принципов медицинского работника оказала знаменитая клятва Гиппократа, которая дошла до нашего времени практически без изменений. Первое и единственное изменение было сделано в 1967 г.: на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже внесено дополнение к клятве: «Клянусь обучаться всю жизнь».

    В последние два десятилетия в России интенсивно развивается психологическая практика, возникают и оформляются новые специальности и специализации, разрабатываются и внедряются новые психотерапевтические и консультативные технологии. Все это обостряет проблему этико- деонтологического обеспечения деятельности практических психологов, в связи с чем в начале XXI в. все чаще стал подниматься вопрос о создании новой дисциплины — психологической деонтологии, в рамках которой «изучались бы все этические аспекты взаимодействия “помогающий — принимающий помощь” и психологические личностные механизмы, обеспечивающие надежное морально-нравственное функционирование личности специалиста в процессе оказания помощи»[5].

    Е. К. Веселова[3] отмечает, что психологическая деонтология имеет свой предмет изучения, а именно: морально-нравственное поведение психолога, профессиональные функции, этические аспекты взаимодействия специалиста с клиентом, психологические личностные механизмы, обеспечивающие моральную надежность специалиста. Автор выделяет в экзистенциально-онтологической концепции нравственного функционирования личности наличие двух структур личности — бытийной и ментальной. Бытийную структуру составляет субъект, реализующий определенный образ жизни в соответствии с некоторой, не всегда осознаваемой этической моделью. Ментальную структуру представляет мировоззрение, формируемое через группу, в котором представлена этическая модель социума. Они интегрируются особой структурой, чувствительной к поведению личности в моральной сфере, — совестью и различаются степенью осознаваемое™. Сохранность совести (ее соответствие «естественному нравственному закону» и стремление к еще более высокому нравственному идеалу — в рамках представлений, принятых в христианской культуре) определяет нравственный потенциал личности. Огромная роль в психологической деонтологии должна отводиться нравственной зрелости психолога как профессионально важныму качеству специалиста. По мнению Е. К. Веселовой, ее уровень определяется: 1) соотношением грех этических моделей — универсальной (в рамках христианской культуры), этической модели социума и этической модели на уровне индивидуального сознания; 2) степенью интегрированности ментальной и бытийной структур личности; 3) способностью осознавать ресентимент[7]как психический феномен, связанный с конфликтом в морально-нравственной сфере.

    Кроме названного, в рамках психологической деонтологии должны разрабатываться этические кодексы профессионала-психолога, определяться нормативно-правовые основы профессиональной деятельности, о которых речь пойдет в следующей главе.


    написать администратору сайта