Главная страница
Навигация по странице:

  • Генезис этических представлений Этические представления связаны с появлением и развитием философии. Для начала, на примере Древней Индии

  • Античная этика Предэтика

  • Этика Нового времени Концепция Т. Гоббса

  • Утилитаризм

  • Русские крупнейшие ученые

  • Этика

  • Достоинство

  • Корректность

  • Любезность

  • Высокая самоорганизованность

  • Дипломатический протокол

  • Этика юриста. Этика, эстетика и этикет в профессии юриста. Деловой протокол. Этика философская наука, которая отвечает на вопрос Как следует правильно жить


    Скачать 24.63 Kb.
    НазваниеЭтика, эстетика и этикет в профессии юриста. Деловой протокол. Этика философская наука, которая отвечает на вопрос Как следует правильно жить
    АнкорЭтика юриста
    Дата06.11.2020
    Размер24.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлас.docx
    ТипПротокол
    #148505



    Этика, эстетика и этикет в профессии юриста. Деловой протокол.

    Этика — философская наука, которая отвечает на вопрос «Как следует правильно жить?» и в основном изучает мораль. Как отрасль философии, она занимается исследованием природы морали, её оценки, вопросами о том, что является добро и зло, полезным и вредным и т.д.

    Обычно «мораль» и «этика» употребляют как синонимы, но мораль — это убеждение о добре и зле, благодаря которому мы управляем нашим поведением, а «этику» мы употребляем для определения стандартов поведения для какой-либо группы людей.

    Генезис этических представлений

    Этические представления связаны с появлением и развитием философии. Для начала, на примере Древней Индии, мы можем рассмотреть возникновение философских идей об этике. (3-2 вв. до н.э. по 3-4 вв. н.э.)

    Основу философии там составляют Веды — это древнеиндийские литературный философский памятник, тексты которых имели абстрактный характер. Конкретизацию данных текстах, например, в Упанишадах — свод поучений для учеников. Добро и зло в Упанишадах означает следующее: доброе — это все, что способствует постижению брахмана (мировой абсолют), а зло — что ему препятствует. Как и в буддизме, джайнизм раскрывает вопрос спасение души, определявшийся совершенной верой, знанием и поведением.

    В Древнем Китае имеется чёткая хронологизация история, в т.ч. и в вопросах этики. (18 в. до н.э. – 2-3 вв. н.э.)

    Влияние на этико-философские мышления там имел культ предков, а также была развита практика гадания. Философская мысль была крайне политиризована, а этические воззрения имели прагматический оттенок. В развитии этики особое значение имело конфуцианство, положения которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

    Конфуций выстроил своеобразную интеллектуальную иерархию, согласно которой люди различаются по своим моральным достоинствам, т.е. степень моральности определяется уровнем знания. Эта иерархия имеет социальное закрепление, а именно «Верхи» должны обладать высокими моральными качествами еще и потому, что они выступают в качестве примера «низам», которые сами по себе не могут осознать великое дао, но обладают склонностью к подражанию. Даосизм стоит на принципе «недеяния»: отказ от активной деятельности и т.д.

    Античная этика

    Предэтика – зачатки моральных норм, имеющих форму заповедей:

    • «Чти старших»;

    • «Мера – это лучшее»;

    • «Обуздывай гнев» и т.п.

    Основная направленность – общество.

    Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен». Этика античности была обращена к человеку и выражается Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Главной установкой являлось понимание морали, добродетельности поведения как разумности – разум правит миром античности. Основателем считается древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), абсолютизировал мораль.

    Мораль (от лат. «moris» — нравы) — форма общественного сознания, отражающая идеи, представления и принципы поведения в обществе. Мораль и нравственность — синонимы.

    Сократ положил начало эвдемонистической традиции, где высшее благо — в достижении счастья. Он различал счастье и наслаждение, определил главные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

    Ученик Сократа, Платон (427 – 347 гг. до н.э.), совершил попытку систематизации этических идей, разделяющихся на две взаимосвязанных части:

    • Индивидуальная этика – интеллектуальное и нравственное совершенствование человека – прежде всего его души;

    • Политическая этика – закрепление добродетелей за каждым сословием: правители – мудрость; воины – мужество; низшее сословие – умеренность. Высшая добродетель государства – справедливость. Нет места индивидуальному.

    В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), ученика Платона, античная этика получила наивысшее развитие. Он дал имя этой науке, ему принадлежит первый этический труд, впервые смог поставить проблему самостоятельности этики как науки.

    Этика (от древнегр. «этос» — обычаи, нравы). В 4 веке до н.э. Аристотель обозначил «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное ethica — этика, для обозначения особой практической науки о добродетели, цель которой — научить человека, как стать счастливым.

    Основной труд Аристотеля — «Этика к Никомаху», в котором этика представлена как система, включающая учение о высшем благе, учение о добродетелях вообще (добродетель не врожденное, а приобретается через общественно значимое действие), учение о дружбе.

    Средневековая этика

    Средневековое этическое мышление представляет собой отрицание античной моральной философии и базируется на религиозной вере, что задаёт жёсткие границы истолкования проблематики: жизнь и ценности через соотнесения с божественным законом, а источник морали — бог. Добродетели — милосердие, прощение обид и т.д.

    Правило нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    Этика Нового времени

    Концепция Т. Гоббса сводится к правилу: «Не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Государство являлось особой властью, которое подчиняло всех. Противоположным взглядом является Спиноза: познание является основой свободы и нравственного совершенствования личности; появляются утилитаристские нотки (Утилитаризм, где счастье — это выгода, польза), получает развитие в 18 в.

    И. Кант (1724-1804) проводит теоретический анализ нравственного как особого, специфического явления; много трудов посвящено вопросам этики («Критика практического разума»).

    Г. Гегель ориентировался на установление морали в системе общественных отношений. Его воззрения систематизированы в трудах «Философия права» и т.д.

    Русские крупнейшие ученые–философы: св.Тихон Задонский, св. Феофан Затворник, В.Соловьев, Бердяев, мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. (Современная этика – особое место этики ненасилия – развитие у Л.Н. Толстого.)

    В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества.

    Этика – наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

    Категории этики — основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Основу составляют добродетели, пороки и ценности.

    Добродетели и порокиположительные и отрицательные черты, характеризующие личность человека и служат для моральной оценки личности. (Не поступки и цели.)

    • Долг — отношение к общественным обязанностям как к своим субъективным.

    • Совестьспособность человека к моральной саморегуляции на основании самооценки.

    • Достоинство — особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

    • Честьособое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности личности связанное с его конкретными заслугами и общественным положением, родом деятельности.

    Ценности — глубоко осознанные убеждения в том, что в жизни действительно является важным и к чему надо стремится. Являются критерием моральной оценки поступков и целей.

    Общеэтические категории:

    • Добро и зло

    • Справедливость и несправедливость

    Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля. Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

    Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

    Этикет (фр. Etiquette — ярлык, этикетка) — устойчивый порядок поведения, выражает внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе.

    Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы; их нарушение нельзя рассматривать как проявление неэтического поведения, т.к. речь идет лишь о хороших или плохих манерах.

    Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий, выражает внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе.

    Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической и эстетической. Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, т.к. являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом, правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета — важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

    Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

    Основные этико-эстетические правила взаимоотношений юриста и участников решения юридического дела:

    • Чувство такта — чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела. Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих. Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

    • повседневное служебное общение;

    • специфические формы служебного общения;

    • экстремальные формы общения;

    • невербальные и неспецифические формы общения.

    • Корректность— сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.

    • Вежливостьвнешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

    • Любезность — готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается.

    • Точность — своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

    • Высокая самоорганизованность— планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

    Эстетика (от греч. «эстетикос» —  чувствующий) — философская наука, изучающая всю область человеческого отношения к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.

    Правовая эстетика — это система знаний о требованиях, предъявляемых к внешней стороне деятельности юристов и их роли в достижении положительных результатов при рассмотрении юридического дела. Требования правовой эстетики касаются всех аспектов деятельности юриста. Они способствуют обеспечению эффективной и оптимальной организации труда юриста, ее высокой культуры, создания обстановки делового комфорта. Правовая эстетика — прикладное знание, изучает воздействие эстетических явлений на психофизиологическое состояние юриста, разработку принципов правомерного поведения, предупреждения преступности с помощью красоты окружающей природной и социальной среды, а также произведений искусства. В сферу правовой эстетики входит изучение эстетических чувств личности юриста, исследование эмоциональных реакций и переживаний и их значение для физической и психической жизнедеятельности. Эстетическое отношение — это способность юриста оценивать явления действительности как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Один из главных вопросов правовой эстетики — о природе эстетических отношений и оценок в связи с психофизиологическим состоянием юриста. Она выясняет причины, вызывающие ощущения приятного возбуждения и радости, смены психических состояний, когда печаль сменяется успокоением, а последнее переходит в длительное, духовное равновесие (катарсис). В сферу правовой эстетики входит также описание деятельности юриста по законам красоты, направленной на решение юридических задач. Этика, эстетика и этикет шествуют рядом друг с другом. Для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, внешнего вида, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях.

    Деловой протокол

     Слово «протокол» греческого происхождения и первоначально оно обозначало лист с именем писца и датой составления документа. Одно из значений слова «протокол» - совокупность норм и правил, регламентирующих порядок проведения мероприятий на высшем уровне. В 1961 году была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, на которой построен весь современный межгосударственный протокол.

    Дипломатический протокол — это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых международном общении. Он регламентирует порядок приема глав иностранных государств или правительств, правительственных делегаций; все виды официальных дипломатических контактов. Внесение изменений в протокол используется как инструмент внешней политики. Деловой протокол регламентирует порядок встреч и проводов делегаций, проведения бесед и т.п.

    Деловой этикет — это правила поведения в обществе, эталон делового общения.

    Дипломатический протокол — это хорошие манеры в отношениях между государствами, а дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими государство. Для разрешения проблем, например, в бизнесе, были установлены особые правила, основное из которых - гость должен соблюдать местные обычаи.


    написать администратору сайта