Главная страница

Этика (Философия морали) (2). Этика (Философия морали)


Скачать 44.07 Kb.
НазваниеЭтика (Философия морали)
Дата11.02.2023
Размер44.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭтика (Философия морали) (2).docx
ТипКонтрольная работа
#930975

Контрольная работа на тему:

«Этика (Философия морали)»

Содержание


Введение………………………………………………………………………...

3

1. Этика, мораль, нравственность. Добро и зло. Язык морали………………

4

2. Профессиональная этика. Профессиональная мораль…………………….

8

3. Прикладная этика. Экологическая этика. Биоэтика……………………….

11

Заключение……………………………………………………………………...

14

Список использованных источников и литературы………………………….

15



Введение
Мораль представляет собой один из способов регулирования поведения людей в обществе. Мораль представляет собой систему принципов и норм, которая определяет характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о зле и добре, справедливом и несправедливом, недостойном и достойнос. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Актуальность данной работы заключается в том, что этика представляет собой феномен, который описывает многие аспекты поведения людей. Этическая оценка поступков человека предполагает их одобрение или осуждение с моральной точки зрения. Тем самым этика предполагает моральную регуляцию отношений между людьми. Главный вопрос этики – это определение того, как можно оценивать поведение индивида, что делает поступки человека правильными либо неправильными в глазах общества.

Целью данной работы является изучить этику – философию морали.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- охарактеризовать этику, мораль, нравственность, добро и зло, язык морали;

- описать профессиональную этику, профессиональную мораль;

- рассмотреть прикладную этику, экологическую этику, биоэтику.
1. Этика, мораль, нравственность. Добро и зло. Язык морали
Прежде всего необходимо сказать о том, что в научной литературе встречаются неоднозначные точки зрения касательно понимания этики, морали и нравственности. А. В. Щеглов указывает, что в обыденной жизни такие понятия, как «мораль»», нравственность», «этика», часто отождествляются. В современном понимании мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» провел немецкий философ Г. В. Ф. Гегель в своем труде «Философия права». Нравственность им представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Этика – это философская наука, предметом которой является мораль как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества в целом. Этика базируется на общефилософском мировоззрении, которое определяет представление о месте человека в мире, о человеческих возможностях познания мира и действия в нем.

Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то в этике как науке изучаются мораль (нравственность), ее сущность, природа, социальное назначение, структура, закономерности возникновения и развития, место в системе общественных отношений1.

И. И. Аминов определяет этику как область философской науки, приобретшую статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления2.

В. Н. Скворцова считает, что под моралью (нравственностью) обычно понимают объективно сложившиеся, реальные регуляторы поведения (нравы, обычаи, ценности, нормы, санкции, образцы долженствования и т. п.)3.

А. А. Гусейнов утверждает, что термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разделение этики и морали (нравственности) как науки (области систематизированного знания) и ее предмета (или объекта)4. В. В. Лихолетов полагает, что этика – это философская дисциплина, решающая многие вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания; основа ее предмета – учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Мораль – это один из способов нормативного регулирования поведения человека, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали, выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения5.

А. А. Солоницина констатирует, что этика – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде, а мораль – это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер 6.

Таким образом, ключевым понятием из рассматриваемых выше трех является мораль, которую можно определить как совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. Этика же – это философская наука, объектом которой является мораль как форма общественного сознания. Нравственность – это воплощение ном морали на практике7.

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

Добро и зло – это две крайности, возведенные в категории, так как имеют сверх важное значение в устройстве мира. Они идут рука об руку и не могут существовать раздельно. С точки зрения этики, добро – это эталон, который соответствует морально-нравственным нормам, правилам, принятым в социуме и ожидаемым людьми друг от друга. Бить людей плохо, помогать – хорошо. Ложь, предательство, грабеж относятся к категории зла.  Необходимо отметить, что Булгаков М. говорил следующее: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом»8.

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов - какой человек – добрый или злой. Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие – злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое. Мораль является одной из форм нравственного сознания, которая фиксируется в общих правилах поведения, предписаниях и оценках (одобрение, осуждение). Норма, долженствование и оценка являются базовыми составляющими морали. Язык морали выражает отношение к идеализированной модели мира при помощи предикатов: «хороший», «плохой», «добро», «зло», «добродетель», «порок». Оценка моральных качеств личности в целом связана с соблюдением либо нарушением субъектом определённых этических норм9.

В языке морали имеется также обширный класс слов, выполняющих двойную – нормативно-дескриптивную – функцию: они одновременно и обозначают (описывают) те или иные реалии человеческого сознания и бытия, и дают им моральную (позитивную или негативную) оценку, например: «добродетель», «милосердие», «щедрость», «сострадание», «порок», «злоба», «жестокость», «распутство» и пр. Использование подобных слов в сложных вербальных конструкциях – высказываниях, рассуждениях и доказательствах – сообщает этим последним моральную специфику и позволяет их считать также элементами языка морали.

2. Профессиональная этика. Профессиональная мораль
Профессиональная этика – теоретическое обобщение и осмысление нравственных требований, предъявляемых людьми к представителям ряда профессий и существующих в виде систематизированных этических норм и принципов поведения, профессионального кодекса.

В кратком словаре этических терминов профессиональная этика определяется как вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы. Это часто встречаемое определение в словарно-справочных источниках10.

Профессиональная этика обуславливается особенностями профессии, корпоративными нормами и интересами, профессиональной культурой. На протяжении всего существования той или иной профессии в ее среде формировались те или иные модели поведения, ценности, устои., которые в последующем сформировали профессиональные этические нормы.

Можно выделить следующие функции профессиональной этики можно выделить следующие:

1. Формирование единого сообщества специалистов, у которых будут не просто схожие профессиональные обязанности и цели, но и принципы морально-этического поведения.

2. Облегчение задачи подбора сотрудников. То есть в каждом профессиональном сообществе вырисовываются критерии и не попадающий под них человек для той или иной профессии попросту не подходит.

3. Формирование кодекса профессионального долга и уровня ответственности. В каждой профессии правила работы и выстраивания сотрудничества свои, и они складываются с учетом принципов этики профессиональных отношений в конкретном направлении деятельности.

4. Выработка путей и способов развития сообщества профессионалов. В процессе работы в одной социальной группе собираются представители разных специальностей, что способствует внедрению и использованию всевозможных (в том числе инновационных) инструментов развития в любой сфере деятельности.

4. Воссоздание привлекательного образа профессии. Профессиональная этика способствует тому, что общество положительно воспринимает различные профессии и образы задействованных в них специалистов11.

Таким образом, профессиональная этика — это совокупность норма поведения определенных моралью и нравственностью, обязательные для исполнения конкретной профессиональной общностью людей.

Профессиональная мораль - это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:

а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом);

б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;

в) отношение к продукту (к результату) труда12.

Главные черты профессиональной морали - нормативность и конкретность. Профессиональная мораль по сути является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. 

В заключении можно отметить, что существует два основных подхода к объяснению природы морали и ее взаимосвязи с трудовой моралью общества. Первый подход рассматривает профессиональную мораль как результат конкретизации трудовой морали в процессе разделения труда.

Второй подход разделяет трудовую и профессиональную мораль: трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду, профессиональная мораль обеспечивает согласование интересов профессиональных групп.

3. Прикладная этика. Экологическая этика. Биоэтика
В современной российской этике термин «прикладная этика» в последние годы активно используется для обозначения области этического знания, названной Де Джорджем специальной этикой. Рост важности прикладной этики в современном российском обществе сегодня отмечается многими исследователями.

Прикладная этика представляет собой сравнительно новую и потому еще не во всех своих аспектах общепризнанную отрасль в области этического знания. Данная нормативная этика, которая имеет дело с практикой развития нравственных отношений, с воздействием теории на процесс уточнения содержания функционирующих норм и создания новых нормативов путем конкретизации норм и ценностей общественной морали применительно к конкретному виду человеческой деятельности.

Прикладная этика включает в себя знание нормативно-оценочных подсистем, в которых происходят процессы конкретизации общественной морали.

Конкретизация нравственных потребностей применительно к конкретным условиям деятельности человека — сложный процесс, в котором конкретизируется содержание существующих потребностей изменить характер их обоснования и продвижение новых стандартов. В процессе конкретизации устанавливается и решается вопрос о подлинном развитии содержания моральных представлений, о том, что запрещено или позволено, о развитии формы морали,о развитии типов нравственной ответственности13.

Экологическая этика - это дисциплина, изучающая моральные принципы и ценности, которые регулируют отношения человека и природы. В фокусе ее интереса находятся прежде всего нравственные измерения природоохранной деятельности и относящиеся к ней теоретические, нормативные и практические вопросы. В отличие от большинства классических этико-философских учений экологическая этика признает моральную ответственность человека не только за современников, но и за будущие поколения и природу. Такое широкое понимание круга объектов ответственности требует серьезного переосмысления традиционных представлений о ценностях и статусе человека.

Концентрируясь на проблемах защиты окружающей среды, экологическая этика не ограничивается концепциями философии морали и данными экологии. Она рассматривает целый комплекс взаимодействующих факторов, связанных с охраной природы, включая экономические, политические, социальные, культурные вопросы. По этой причине она активно использует выводы и методы различных дисциплин - экономической теории, политологии, социологии, психологии, то есть производит свои изыскания на широком междисциплинарном поле14.

Следующая рассматриваемая тема – биоэтика. Биоэтика рассматривает нравственный аспект действий медиков и биологов. Действия могут быть направлены на любых существ. Если рассуждать лишь о поступках по отношению к людям, разговор пойдет о деонтологии. Так называют медицинскую этику. В философском плане биоэтика опирается на проблему жизни и смерти. Последнюю наука рассматривает в прямом смысле, отбрасывая в сторону метафорические термины типа «смерть личности», «социальная гибель». Разговор идет о биологической смерти, то есть остановке сердца и отмирании мозга. До этой точки - жизнь. Ее понимание тоже разнится. Официальной формулировкой, принятой в 20-ом веке считается: «Способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующийся динамичными структурами, функцией самообмена и саморегулированием»15.

Также биоэтика как новая междисциплинарная дисциплина сформировалась в середине ХХ века на базе гуманной философии и юриспруденции, этики и ряда естественных наук. Но главной составляющей понятия «биоэтика» стала этика, неразрывно связанная с учением о морали и нравственности. Речь идет о новых морально-нравственных отношениях между медиками и пациентами в связи с революционными достижениями в современном естествознании и медицинских науках, в клинической практике, об этике справедливого распределения ресурсов в здравоохранении и т.д. Центральное же место в биоэтике отводится анализу и синтезу решений ключевых проблем морально-правового проведения биомедицинских исследований и научных экспериментов на животных и человеке. Биоэтика стала продолжением традиционной медицинской этики и деонтологии, которые в современных условиях глобального развития науки и техники должны были интегрироваться с их инновационными достижениями16.

В настоящее время на идеи, а также принципы биоэтики опираются многие отрасли познания, которые стремятся соблюдать научную корректность, а также морально-правовую ответственность. Это, в первую очередь, этические принципы научного познания, а также экологическая этика сбережения живой природы. Во-вторую очередь - мораль, которая обеспечивает безопасность биотехнологий, нравственный характер гражданского воспитания, а также образования молодежи. 

Заключение
Таким образом, этика – это наука о морали, нравственности. Но так как мораль социально-исторически обусловлена, то необходимо вести речь об исторических изменениях предмета этики.

Этика зарождалась по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, применительно к определенному историческому периоду, придавалась абстрактная, всеобщая форма, выражающая потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходима нравственность.

Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: охватывает всё большие сферы человеческой жизни; декларируется принцип гуманизма как основной; Нравственные ценности приобретают общенациональные черты.

Возникает вопрос о том, можно ли научиться Быть нравственным. Отвечая на данный вопрос необходимо сказать о том, что еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек является моральным человеком. Важно захотеть быть человеком, то есть быть нравственным, так как человечность и есть главная основа морали, является особенно важным нравственный мотив действий человека.

Список использованных источников и литературы


  1. Абачиев, С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. - 322 с.

  2. Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.]. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2015. - 271 с.

  3. Бялт, В. С. К вопросу о соотношении понятий «этика», «мораль» и «нравственность» / В. С. Бялт // Инновации. Наука. Образование, 2021. - №47. - С.2694-2697.

  4. Ганопольский, М. Г. Профессиональная мораль: от клятвы Гиппократа до кодексов корпоративного поведения / М. Г. Ганопольский, Г. А. Тюменцева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, 2012. - №3(3). - С.77-86.

  5. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - Москва: РГГУ, 1990. - 524 c.

  6. Гусейнова, А.А. Этика [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений / [Гусейнов А. А. и др.] ; под ред. А. А. Гусейнова. - Москва : Юрайт, 2013. - 569 с.

  7. Звада, О. В. Парадоксальность языка морали / О. В. Звада. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. - С.90-91.

  8. Кочанова, Л. И. Понятие и сущность профессиональной этики / Л. И. Кочанова // Наука и образование: новое время, 2018. - №6(29). - С.806.

  9. Лихолетов, В. В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 198 с.

  10. Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2020. - №31 (321). - С.101-102.

  11. Скворцова, В. Н. Профессиональная этика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. -180 с.

  12. Солоницина, А. А. Профессиональная этика и этикет: Учебник. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 200 с.

  13. Цвык, В. А. Прикладная этика в структуре этического знания / В. А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 2013. - №3. - С.118.

  14. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.vehi.net/mbulgakov/master/29.html (Дата обращения: 16.06.2022).

  15. Низамутдинов, А.И. Биоэтика // Журнал «Инновационная наука», 2017 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika (Дата обращения: 16.06.2022).

  16. Спринчан, С., Сычев, А.А. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Журнал «Интеграция образования», 2015 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-etika-kak-forma-integratsii-estestvenno-nauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya (Дата обращения: 16.06.2022).



1 Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - Москва: РГГУ, 1990. С.88.

2 Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.]. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2015. С.6-8.

3 Скворцова, В. Н. Профессиональная этика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. С.7.

4 Гусейнова, А.А. Этика [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений / [Гусейнов А. А. и др.] ; под ред. А. А. Гусейнова. - Москва : Юрайт, 2013. С.13-14.

5 Лихолетов, В. В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. С.38-39.

6 Солоницина, А. А. Профессиональная этика и этикет: Учебник. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. С.7.

7 Бялт, В. С. К вопросу о соотношении понятий «этика», «мораль» и «нравственность» / В. С. Бялт // Инновации. Наука. Образование, 2021. №47. С.2694-2697.

8 Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.vehi.net/mbulgakov/master/29.html (Дата обращения: 16.06.2022).

9 Звада, О. В. Парадоксальность языка морали / О. В. Звада. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. С.90-91.

10 Кочанова, Л. И. Понятие и сущность профессиональной этики / Л. И. Кочанова // Наука и образование: новое время, 2018. №6(29). С.806.

11 Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2020. №31 (321). С.101-102.

12 Ганопольский, М. Г. Профессиональная мораль: от клятвы Гиппократа до кодексов корпоративного поведения / М. Г. Ганопольский, Г. А. Тюменцева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, 2012. №3(3). С.77-86.

13 Цвык, В. А. Прикладная этика в структуре этического знания / В. А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 2013. №3. С.118.

14 Спринчан, С., Сычев, А.А. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Журнал «Интеграция образования», 2015 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-etika-kak-forma-integratsii-estestvenno-nauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya (Дата обращения: 16.06.2022).

15 Низамутдинов, А.И. Биоэтика // Журнал «Инновационная наука», 2017 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika (Дата обращения: 16.06.2022).

16 Абачиев, С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. С.175.


написать администратору сайта