Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные нормы первобытного общества Соц.нормы

  • Нормы нервобыгной морали

  • Агрокалендари

  • Основными теориями происхождения государства

  • . Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными неюридическими и юридическими науками

  • Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества

  • Перерастание первобытных обычаев в правовые

  • Правотворчество

  • Создание правовых прецедентов

  • 3. Особенности теории государства и права определяются не только предметом, но и методологией этой науки.

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

  • ТГП ОТВЕТЫ. Предмет теории государства и права


    Скачать 224.05 Kb.
    НазваниеПредмет теории государства и права
    Дата19.12.2021
    Размер224.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТГП ОТВЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #309598
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. предмет теории государства и права

    Теория – это система знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.

    Теория в окружающем нас мире фиксирует лишь те явления, которые соответствуют собственной природе и неизбежно вытекают из господствующих в обществе общественных отношений.

    Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующе­го в обществе способа производства.

    Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

    Закономерность – это обнаружение (проявление) закона на поверхности явлений в виде правильности, повторяемости, регулярности этих явлений (Гегель).

    Под законом же следует понимать внутреннюю необходимую связь между двумя явлениями.

    Из всего этого следует, что изучение закономерностей означает познание законов, скрывающихся за ними.

    Например, в основе такой закономерности, как смена дня и ночи, лежит закон вращения Земли вокруг Солнца. Значит, и изучение закономерностей возникновения, развития и изменения государственно-правовых явлений означает познание законов, скрывающихся за ними.

    Методология – это система научных способов (приемов) исследования предмета явления. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений. Стало быть, без методологии невозможно понять природу права, государства, законности, правопорядка, юридической ответственности и других юридических явлений.

    Когда мы приступаем к изучению государства и права, то прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Возникает вопрос: с чего начать их изучение? И здесь мы неизбежно упираемся в проблему начала, а всякое начало противоречиво, ибо «то, что начинается, уже есть, но в такой же мере его еще и нет» (Гегель. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 129). Так, началом линии является точка, реки – ручей, дня – рассвет и т. п.

    Поэтому теория государства и права начинается с анализа процесса разложения первобытнообщинного строя и появления государственно-правовых явлений. Затем изучаются все более сложные отношения, лежащие в основе государства и права. Причем более простое явление изучается раньше не только потому, что его легче понять, но и потому, что оно исторически предшествует более сложному.

    Другим универсальным методом теории государства и права является принцип совпадения исторического и логического. Раскрывая его суть, Ф. Энгельс писал: «С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс...».

    Историческое понимается как реальный, фактический процесс развития явления со всеми случайностями, зигзагами, частностями, искажающими его объективную логику развития, а логическое - как закономерное, необходимое в развитии явления.

    4. ФУНКЦИИ ТГП

    Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

    Функции теории государства и права:

    Онтологическая – функция, которая изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует;

    Гносеологическая - функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

    Прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

    Методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

    Прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности;

    Политическая (политико–управленческая или организационно–управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

    Эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

    Идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений;

    Практически–организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства, законодательства и юридической практики;

    Воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

    Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений;

    Учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку;
    6. Социальные нормы первобытного общества

    Соц.нормы  — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

    Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

    Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

    Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

    Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

    Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.

    Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.

    Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.

    Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.

    9. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

    1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

    2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными неюридическими и юридическими науками

    Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

    -технические;

    -естественные;

    -гуманитарные.

    Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

    Существенное влияние государства и права на вес стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе. Экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т. п.

    Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь, теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных конструкций она передает свои выводы о закономерностях развития государственно- правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.

    Следовательно, теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует сфилософией, социологией, политологией и т. д. В частности, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается обшей методологией познания государственно-правовой действительности. В то же время, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

    Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

    -теория государства и права;

    -историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

    -отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право);

    -прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т. п.).

    Место теории государства и права в системе юридических наук обусловлено ее взаимодействием с каждым из видов этих наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно- правовых форм в хронологическом порядке (т. е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т. и. (т. е. применяет преимущественно логический метод).

    Если историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений) изучают государство и право в строгой хронологической последовательности, учитывая различного рода случайности, а также парадоксы прошлого и настоящего в развитии конкретных государственно-правовых явлений и исторических процессов, то теория, обобщая все богатство исторического опыта, освобождаясь от всего конкретного и случайного, на основе прошлого определяет общие закономерности настоящего и перспективы будущего государственно-правового функционирования общества. При этом исторические сведения могут стать частью теоретического исследования, способствуя получению нового теоретического знания. Это становится возможным, когда они используются для обоснования и подтверждения теоретических положений или когда на их основе устанавливаются источники и движущие силы развития политико-правовых явлений, периодизация их функционирования.

    По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

    Отраслевые юридические науки (уголовное, гражданское, трудовое право и т. п.) имеют предмет исследования, ограниченный во времени (только действующее законодательство) и в пространстве (только определенная разновидность регулируемых отношений), и изучают специфические закономерности отдельных, конкретных государственно-правовых явлений. Теория же, обобщая отраслевые юридические знания и устанавливая системные связи между юридическими явлениями и процессами, определяет общие закономерности их развития, а на этой основе вырабатывает логически завершенную систему базовых категорий, аккумулирующих новые знания о природе этих явлений (теория правонарушения создана на основе системного исследования преступлений, гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных проступков и т. д.).

    Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

    Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мерс является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

    7. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:

    -общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);

    -формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;

    -разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);

    -обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).
    8. Основные способы образования права

    Право возникает в результате вызревания его норм внутри конкретного общества(основные способы), либо в результате заимствования (неосновные). Среди основных выделяют:
    1. Перерастание первобытных обычаев в правовые, то есть санкционирование их государством. Правовым называется обычай санкционированный (признаваемый) иобеспечиваемый (охраняемый) государством. На ранних этапах существования государства обычное право (как совокупность правовых обычаев) представляло собой почти все право данного общества, в дальнейшем оно постепенно вытесняется позитивным (писанным) правом.
    2. Правотворчество, то есть установление государством новых нормативно-правовых норм. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие в обычном праве норм посредством издания нормативно-правовых актов. Постепенно они становились основным источником права (особенно в странах романо-германской правовой семьи).
    3. Создание правовых прецедентов. Прецедент  это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер для решения аналогичных дел в будущем. Такая норма может возникать, особенно если по данному делу отсутствуют правовые обычаи и нормативно-правовые акты. Прецедентное правосуществует практически во всех странах, но наибольшее развитие получило в странах англо-саксонской правовой семьи.

    3. Особенности теории государства и права определяются не только предметом, но и методологией этой науки.

    Методология всякой наукой понимается по-разному. В данном случае под методологией теории государства и права понимается система принципов, методов, правил, ценностей, которые в своем единстве обусловливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщенных сведений, образующих предмет теории государства и права. Главным же элементом методологии являются методы. Что касается идей, принципов, теорий познания, ценностей, которые образуют одновременно, как отмечалось, и основание научного знания, они нередко совпадают. Так, к несомненным научным ценностям следует отнести (и это одновременно можно и нужно рассматривать в качестве принципа и идеи) этику научного познания (этичность, т. е. нравственность личности исследователя), свободу, ответственность ученого, стремление творчески осуществлять поиск истины и т. д. В качестве самостоятельных методологических принципов называют нередко принцип историзма (хотя так же нередко именуется и соответствующий метод), принцип детерминизма (обусловленности явлений и процессов некоторыми факторами объективного и субъективного свойства), принцип активности исследователя и др.

    И все же ведущим компонентом методологии науки, в данном случае – теории государства и права, выступают методы.

    Метод теории государства и права – это совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.

    Как и у всякой другой науки, методов у теории государства и права достаточно много, что предполагает необходимость их определенной классификации.

    В настоящее время их принято делить на следующие группы:

    1. Общефилософские методы.

    2. Общенаучные (общие) методы.

    3. Частнонаучные (специальные) методы.

    Общефилософские методы представляют собой основу, на которой развивается теоретическая наука о государстве и праве. Исторический путь становления государства и права и учений о них вызвал к жизни научные школы и подходы к изучению государственно-правовых явлений, которые базировались на различных философских основах. Поэтому в данную группу входят методы, основанные на разнообразных философских течениях.

    Основополагающим в данной группе является диалектико-материалис-тический метод. В постсоветский период указанный метод был несколько дискредитирован в силу известных обстоятельств, связанных с разрушением Советского Союза и коммунистической идеологии. Однако о полном исчезновении материалистической диалектики из инструментария научного познания говорить не просто неверно, но и невозможно. Справедливости ради следует сказать, что, действительно, ряд положений этого философского мировоззрения и соответствующего научного метода познания мира были советской идеологией утрированы, доведены нередко до абсурда и в абсолютизированном виде стали, по существу, своего рода религиозными догматами, что в принципе противоречит самой диалектике как учению о развитии. Если же отстраниться от этих догматов и фетишей, то главное, что имеется в этом учении: материалистический взгляд на окружающий мир и диалектическое его восприятие – остается, на наш взгляд, и верным, и объективным, и наиболее объясняющим истинное положение вещей, в частности, в государственно-правовой действительности. Поэтому диалектико-материали-стическое основание теоретического познания государственно-правовой материи является, на наш взгляд, наиболее отвечающим целям и задачам достижения объективной истины наукой теории государства и права.

    5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком. Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер. Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.
    Всякая социальная власть — это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.

    Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, а также ряд других должностных лиц — военачальника, руководителя по делам охоты и т.д. Роды объединялись в племя, а некоторые племена — в союз племен. При этом совет старейшин племени, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени — военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен. Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям, нарушение которых влекло суровые кары. Обычаи первобытного общества постепенно складывались в результате действия системы разнообразных регуляторов общественной жизни и поведения людей в те далекие времена. Исследователи отмечают: "В самые первые эпохи истории мы застаем человека с системным мировосприятием. Как в области материальной, так и общественной и духовной первобытный человек с самого начала системы, и в этом его коренное отличие от стадного животного. Чем древнее культура, тем больше в ней внутренней связанности, неподвижности, замкнутости. В процессе социализации человека коллективное явно превалирует и безусловно доминирует над индивидуальным во всех сферах жизни и деятельности людей, обеспечивая тем самым выживание хрупких ростков социальности в стихии могучих естественных сил. Преодоление огромной силы естественного притяжения требовало жесткого и безусловного единства всех сил социализировавшегося первобытного коллектива. Этим продиктованы как абсолютно непререкаемый характер первобытных норм, так и суровость наказаний за их нарушение (вольное или невольное).

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта