Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческое задание

  • Проблемные задания, упражнения и комментарии

  • Ситуационные задачи

  • Тестовые задания Укажите верное утверждение.

  • Основная литература

  • этика. Этика (2). Этика как наука цель изучения темы


    Скачать 128.14 Kb.
    НазваниеЭтика как наука цель изучения темы
    Анкорэтика
    Дата10.10.2021
    Размер128.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтика (2).docx
    ТипДокументы
    #244426
    страница2 из 2
    1   2
    Тема для дискуссии
    «Мораль бесполезна, ибо прогресса нравственности в истории человечества не наблюдается».

    Что такое прогресс? Всякое ли движение к новому можно назвать прогрессом? Прогресс в медицине – где грань между добром и злом?
    Творческое задание
    Во время учебы в университете великий русский ученый 
    В. Н. Вернадский составил для себя жизненную программу: «Итак, необходимо приобрести знание, развить ум… Первое дело:

    - Выработка характера. Преимущественно следует: откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое мнение, отброс ложного стыда, небоязнь доводить до конца свои воззрения, самостоятельность…

    - Образование ума: а) знакомство с философией, б) знакомство с математикой, музыкой, искусствами.

    -  Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим».

    Попробуйте написать свою собственную жизненную программу, сформулировать в ней главную жизненную цель и определить те качества Вашей личности, которые надо выработать для достижения этой цели.
    Проблемные задания, упражнения и комментарии
    Задание 1. Раскройте основные этические учения согласно таблице


    Этическое направление

    Ключевое слово

    Представитель

    Гедонизм







    Эвдемонизм







    Утилитаризм







    Прагматизм







    Перфекционизм








    Задание 2. Прокомментируйте выражение российского историка В.О. Ключевского «Мысль без морали – недомыслие; мораль без мысли – фанатизм».

    А) Согласны ли вы с данным высказываем?

    Б) Следует ли из цитаты, что феномен фанатизма несет негативную сторону? Приведите примеры.

    В) Можно ли утверждать, что мораль здесь является частью рационального?
    Задание 3. В представленной ниже таблице указана структура морали. Укажите, какие есть противоречия внутри отдельных элементов морали:

    Задание 4. Какова моральная сторона одной из притч Иисуса Христа, содержащейся в Евангелии от Матфея: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

    Что аллегорично подразумевается в притче под «пшеницей» и «плевелами»?
    Задание 5. Плутарх рассказывает, что Александр Македонский долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалеку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал:

    - Я – великий царь Александр.

    - А я, – ответил Диоген, – собака Диоген.

    - И за что тебя зовут собакой?

    - Кто бросит кусок тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю.

    - А меня ты боишься? – спросил Александр.

    - А что ты такое, – спросил Диоген, – зло или добро?

    - Добро, – сказал тот.

    - А кто же боится добра?

    Наконец, Александр сказал:

    - Проси у меня чего хочешь.

    - Отойди, ты заслоняешь мне солнце, – сказал Диоген и продолжил греться.

    Какова нравственная составляющая диалога?

    Исходя из сюжета, что можно сказать об этической категории свободы?

    Как соотносится свобода и ответственность?

    Существуют ли в сюжете противоречия в понимании морали?
    Задание 6. Сравните пословицы:

    «Рана, нанесенная самому себе, плохо заживает».

    «У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица».

    Какова смысловая связь пословиц?

    Определите нравственное значение слова «рана»?

    Какие действия могут нанести «рану» самому себе?

    Что такое «совесть»? Как соотносятся понятия «совесть» и «нравственное самосознание»?
    Задание 7. Прокомментируйте стихотворение Александра Сумароков «О честности»:

    Везде и всякий день о чести говорят,

    Хотя своих сердец они не претворят.

    Но что такое честь? Один победой льстился,

    И, пьян, со пьяным он за честь на смерть пустился;
    Другой приятеля за честь поколотил,

    Тот шутку легкую пощечиной платил,

    Тот, карты подобрав, безумного обманет

    И на кредит ему реванж давати станет
    И, вексельно письмо с ограбленного взяв,

    Не будет поступать по силе строгих прав

    И подождет ему дни три великодушно.

    Так сердце таково бесчестию ль послушно?...
    А истинная честь – несчастным дать отрады,

    Не ожидаючи за то себе награды;

    Любити ближнего, творца благодарить,

    И что на мысли, то одно и говорить;
    А ежели нельзя сказати правды явно,

    По нужде и молчать, хоть тяжко, – не бесславно.

    Творити сколько льзя всей силою добро,

    И не слепило б нас ни злато, ни сребро….
    Какую проблему пытается отразить автор в стихотворении?

    Что подразумевается в стихотворении под честью?

    В чем различие этических категорий «честь», «достоинство»?
    Задание 8. В восточной притче говорится: жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

    В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

    Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

    Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

    - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде.

    Определите со стороны этики смысловую нагрузку примера.

    Что символизируют в приведенном примере «столб», «забор», «гвозди» и «дыры»?

    Проведите аналогию между представленным примером и профессиональной деятельностью врача.
    Задание 9. Прокомментируйте высказывание Ж.Ж. Руссо: «Человек рожден свободным, а между тем он весь в оковах»

    О каких «оковах» идет речь?

    Раскройте проблему свободы человека в отношениях «человек – природа», «человек – человек», «человек – общество».

    Раскройте на примере цитаты категории «свобода» и «необходимость». Перенесите цитату Руссо на конкретную жизненную ситуацию.
    Задание 10. В знаменитом романе Н. Островского «Как закалялась сталь» главный герой, молодой революционер, определяет для себя смысл и цели жизни: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

    Вы встречали среди молодежи человека с подобными идеалами? Если нет, то попытайтесь объяснить почему.
    Задание 11. «Добро должно быть с кулаками», сказал известный поэт. Но есть и евангельская заповедь: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую» (Мф. 5,39).

    Поразмышляйте над этими высказываниями. Какое из них Вы принимаете как должное?
    Задание 12. Л.Н. Толстой сказал: «Если злые люди объединяются, то надо бы и добрым объединиться – только и всего!». Что, по Вашему мнению, мешает объединиться добрым людям в борьбе с существующим злом – объективные или субъективные факторы?
    Задание 13. Во время Второй мировой войны в одной из европейских стран местные жители в условиях фашистской оккупации спасали от немцев, прятали у себя в домах евреев. Когда война закончилась, эти люди потребовали от государства денег в качестве вознаграждения за то, что спасали человеческие жизни. Спасавшие сами подвергались смертельной опасности, т. е. по сути совершали подвиг.

    Согласны ли Вы с утверждением, что вознаграждение за совершенное добро – явление нормальное в данном случае?

    Не обесценивается ли добро возможностью его соизмерения с материальными благами?

    Является ли морально добрым поступок, за который ожидается награда?
    Задание 14. И. Гёте принадлежит мысль о том, что «…исполняя свой долг, человек с любовью относится к тому, к чему себя принуждает». Как Вы понимаете это высказывание?
    Задание 15. Приведите примеры из собственной жизни и жизни окружающих людей, когда человек, исполняя долг, действует вопреки своим жизненным интересам, склонностям, потребностям, материальной выгоде. Чем руководствуются люди в подобных ситуациях?
    Задание 16. В трагедии И. Гёте «Фуст» герой заключает договор с Мефистофелем о том, что душа его будет принадлежать силам ада с того момента, как он воскликнет «Мгновенье,… повремени!», т. е. в миг, когда он ощутит наивысшее счастье. Перечитайте строки:

    Народ свободный на земле свободной

    Увидеть я б хотел в такие дни.

    Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!

    О, как прекрасно ты, повремени!

    Воплощены следы моих борений,

    И не сотрутся никогда они»

    И это торжество предвосхищая,

    Я высший миг сейчас переживаю.

    К какому осознанию смысла жизни приходит Фауст – он в стремлении к абсолютной истине, постижении тайн природы, в любви и земных радостях, в борьбе за достойную человека жизнь, возможности свободного человека трудиться на свободной земле?
    Задание 17. Могут ли уживаться вместе ценности и антиценности? Дайте обоснованный ответ, прочитав сонет Шекспира в переводе С. Маршака:

    Ты украшать умеешь свой позор.

    Но, как в саду незримый червячок

    На розах чертит гибельный узор,–

    Так и тебя пятнает твой порок.
    Молва толкует про твои дела,

    Догадки, щедро прибавляя к ним.

    Но похвалой становится хула.

    Порок оправдан именем твоим!
    В каком великолепнейшем дворце

    Соблазнам низким ты даешь приют!

    Под маскою прекрасной на лице,

    В наряде пышном их не узнают.
    Но красоту в пороках не сберечь.

    Ржавея, остроту теряет меч.
    Задание 18. Н. Макиавелли принадлежит мысль о том, что нравственные принципы не могут иметь приоритета при оценке деятельности исторической личности. Гегель также считал, что решение назревшей исторической, социальной задачи важнее соблюдения нравственных принципов.

    Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

    Считаете ли Вы, что в современных условиях практическое решение любой исторической, социальной задачи без опоры на нравственные принципы оправдывает любое зло?
    Задание 19. Попробуйте сформулировать моральный идеал современного молодого человека. Какие моральные качества формируются на основе такого идеала?
    Ситуационные задачи
    Задача № 1. «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:

    а) в карьере два врача не могут урегулировать конкурентные отношения;

    б) старый человек нуждается в помощи молодого;

    в) вор крадет товар с полки;

    г) голодный крадет кусок хлеба;

    д) друзья «перемывают косточки» знакомым;

    е) гражданин отказывается от несения воинской службы.

    Универсально ли «золотое правило»? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?
    Задача № 2. «Око за око, зуб за зуб» – принцип первобытной справедливости.

    «Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую» – нравственная заповедь. Разрешите с каждой из двух точек зрения следующие ситуации:

    а) у вас украли любимую вещь;

    б) ваш любимый(ая) ушел(ла) к другой(му);

    в) в автобусе вам наступили на ногу;

    г) старушка злобно ругает «современную молодежь», а заодно и вас;

    д) сотруднику досталось поощрение, которое должно было достаться вам.

    Покажите в каждом случае последствия ваших поступков, ближайшие и перспективные. Какой подход оказался более конструктивным?

    Сколько вариантов поступка вы нашли по первому и второму правилам?
    Задача № 3. Сравните два высказывания.

    «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

    «Знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер).

    Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями?
    Тестовые задания
    Укажите верное утверждение.

    1. Область философского знания, объектом исследования которой являются мораль и нравственность, – это:

    а) эстетика;

    б) аксиология;

    в) онтология;

    г) этика;

    2. Древнегреческий философ, основоположник этики как самостоятельной области знания:

    а) Платон;

    б) Пифагор;

    в) Аристотель;

    г) Протагор.

    3. Философ – автор термина «мораль», «моральный» или «moralitas»:

    а) Цицерон;

    б) Сенека;

    в) Эпикур;

    г) Антисфен.

    4.Важнейшим «свойством» долга является:

    a) обязанность;

    б) добровольность;                            

    в) заинтересованность;

    г) давление внешних обстоятельств.

    5.Критерием моральной оценки является:

    a) добро, зло;

    б) истинность, ложность;

    в) научность, ненаучность;

    г) соответствие или несоответствие юридическим законам.

    6. «Добродетельно то, что ведет человека к удовольствию» – ключевой принцип направления:

    а) эвдемонизма;

    б) гедонизма;

    в) перфекционизма;

    г) утилитаризма.

    7. Критерием доминаты утилитарности является:

    a) зависимость;­

    б) демонстративность;

    в) польза;

    г) индивидуальность.

    8. Определение критерия нравственного отношения к живому лежит в основе учения:

    а) прагматизма;

    б) этики благоговения перед жизнью;

    в) разумного эгоизма;

    г) утилитаризма

    9. Важнейшим «свойством» морали является:

    а) обязанность;

    б) добровольность;                            

    в) заинтересованность;

    г) принуждение.

    10. Рациональным критерием справедливости является:

    a) ответственность;

    б) равенство;

    в) научность, ненаучность;

    г) соответствие или несоответствие юридическим законам.

    Основная литература
    1. Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Кнорус, 2017.

    2. Балашов Л.Е. Этика: Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2019.

    3. Гуревич П. С. Этика: учебник для бакалавров. – М. : Издательство Юрайт, 2017.

    4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Центр гуманитарных научно-информационных исследований, 2017.

    5. Этика: учебник для академического бакалавриата / А.А. Гусейнов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Юрайт, 2017.
    1   2


    написать администратору сайта