Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема греховности и свободы воли человека

  • Проблема смысла жизни и назначения человека

  • Что определяет христианская этика

  • О каком христианском представлении основывается поведение человека

  • На чем основываются христианские этические принципы

  • Этический вопрос сосуществования и соотношения греховности как предрасположенности человека

  • На чем были размещены десять заповедей закона

  • Какое место в христианской этике занимают смирение, милосердие и прощение

  • В каком веке на территории Рима преследовалось христианство

  • христианская этика. биоэтика. Этика монотеистического периода, этика христианства


    Скачать 34.89 Kb.
    НазваниеЭтика монотеистического периода, этика христианства
    Анкорхристианская этика
    Дата02.03.2022
    Размер34.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабиоэтика.docx
    ТипРеферат
    #380804

    Приднестровский государственный университет

    им. Т.Г. Шевченко

    Реферат

    Тема : Этика монотеистического периода, этика христианства.

    Выполнила студентка

    Медицинского факультета

    Суклиян Диана Руслановна

    гр.108/114

    Специальность “ Фармация”

    Преподаватель: В.В. Романенко

    Тирасполь 2021 г.

    Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.

    Выражается этика христианства в христианском этосе, определённом стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

    При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают своё понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительностиумонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия.

    Источник христианской этики — в первую очередь жизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди, жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни современной Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

    Хотя Библия дает материалы для построения этики, однако она не предлагает этику, которую можно было бы сразу принять как руководство к действию. Авторы библейских книг жили каждый в своё время, для которого существовала своя определенная (бывало, что и отличная одна от другой) мораль.

    Главное отличие христианской этики от других этических систем вытекает из факта, определяющего все главные особенности христианского мировоззрения: сын Божий воплотился в человеке, страдал за людей, был распят и воскрес. Именно действия и поведение Христа, как и сам Его образ жизни, является примером и эталоном для Его последователей.

    • христианская этика — не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам

    • все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение);

    • все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в её культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя)

    Христианская этика подчёркивает необходимость для человека благодати, милости (в том числе прощения грехов), источником которых является Бог.

    Христианские этические принципы основываются на учении Библии как книги, выражающей волю Бога по отношению к человеку. Человеческая воля поражена грехом, то есть противлением воле Бога. Воля Божия заключается в том, чтобы «Любить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и любить ближнего твоего, как самого себя» .Благодать Божия изменяет человека и позволяет ему делать правильный выбор и поступать по воле Божией. Как грех может быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать может проявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословский аспект: она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой.

    Проблема греховности и свободы воли человека

    • С точки зрения христианской этики грех – это противление воле Бога со стороны его творений, нарушение завета с Богом, сознательное ослушание божественных заповедей, то есть нечто противное Богу в человеке как в существе, призванном быть «подобным» Ему. Такими темами в теологии занимается хамартиология, учение о грехе. В первую очередь, она старается объяснить первопричину греха, заключающуюся в извращенности человеческой природы, а также подчеркивает, что онтологическим грехом является не конкретный поступок, а внутреннее устроение, которое приводит его к совершению греховного деяния. В христианстве это понятие обозначает первородный грех, который отдалил человека от Бога, сделал его подверженным скорбям, болезням и смерти.

    • Свобода воли в христианской этике – краеугольное понятие божественной милости, данной человеку, так как является подтверждением «образа» Божия в человеке. Христианская этика учит, что под ним нужно понимать данные человеку «силы и свойства души: ум, волю, чувство». Таким образом, Божественный промысел состоит не в идеальном фатализме, а в синергии судьбы и свободной воли человека. Христианская этика склоняется к воззрению, что грех первые люди избрали также в силу свободы воли.

    Этический вопрос сосуществования и соотношения греховности как предрасположенности человека ко злу вследствие первородного греха и человеческой свободы воли выбирать праведный или греховный образ жизни особенно рассматривался в эпоху Отцов Церкви, а именно в полемике Августина Аврелия и пелагианства. Согласно Августину, свободная воля человека испорчена грехопадением, ориентирована на дурные поступки, поэтому вернуться к Богу можно только будучи приверженцем «истинной» религии, посредством благодати, которая первична добродетели. Пелагий понимал благодать как природную способность человека к достижению добра собственными силами по заповедям Бога и на примере Христа, то есть отрицал первородный грех: спасение человека возможно путем одной лишь свободы воли, личного нравственно-аскетического самосовершенствования. Но в 416 и 418 годах на Карфагенских соборах пелагианство было осуждено как ересь. Августинианскую позицию отрицания свободной воли переняли реформаторы. Доктрина М. Лютера подробно изложена в работе «О рабстве воли» как ответ на книгу Эразма Роттердамского «Диатриба, или рассуждение о свободе воли». Ж. Кальвин в труде «Наставления в христианской жизни" развивает идеи Августина и Лютера, опираясь на тему Провидения.

    • Понимание греховности и свободы воли в христианских конфессиях также имеет свои характерные особенности. Католическая этика исходит из того, что свободная человеческая воля является прямой причиной греха, а косвенных причин значительно больше, но три из них превалируют: вожделение (ложная чувственность по сравнению с духовными интересами личности), мирские заботы и светские развлечения, козни Сатаны. Согласно протестантской этике, суть греха коренится в состоянии личной вражды с Богом, отказе довериться божественному запрету, то есть неверии и жестокосердии, а внешними его проявлениями в поведении являются гордость, чувственность и страх. В православии учение о грехе приняло больше мистическую направленность, как болезнь или ранение души, усложняющие путь к спасению. Классическая христианская классификация выделяет семь смертных грехов: гордыню, алчность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и уныние, но наиболее тяжким из всех грехов считается «хула на Святого Духа». С точки зрения православия и католицизма, вернуть благодать помогают христианские таинства. Переосмыслением ортодоксальной хамартиологии в XX веке занимались Р. Нибур, П. Тиллих, представители теологии освобождения и феминистской теологии. Д. Бонхёффер в работе «Этика» утверждал, что христианин имеет право на насильственные действия в условиях политического или национального сопротивления, которые не исключают грех, но могут понизить степень греховности.

    • Согласно христианской этике, «по воле Божьей» Христос искупил грехи человечества, когда был распят на кресте. Но собственное избавление от греха для человека предполагает свободу воли, выраженную в деятельности покаяния, которой предшествуют совесть, чувства вины и стыда. Так, покаяние должно включать в себя осознание греха и надежду на его прощение посредством веры, может быть представлено в форме исповеди, молитвенной аскезы, добровольного принятия религиозного наказания (епитимии), волевого сопротивления искушениям, твердом решении исправиться и др.

    Схожий этический вопрос рассматривается в современной религиозной нормативной антропологии. Человек грешен, но он связан с идеями совершенства и святости, обладает возможностью приблизиться к человеческому идеалу в религии (мученики, страстотерпцы, святые).

    В философии идея предрасположенной греховности, переходящая в особую систему христианской морали, особенным образом раскрывалась Ф. Ницше, а потом М. Шелером через феномен ресентимента, скрытых негативных переживаний и эмоций. Для первого – ресентимент предстает в качестве источника христианской этики, морали униженных и оскорбленных людей, в том числе и «рабов» во власти Бога, для второго понятие ресентимента выступает обратным образом: основанием гуманизма, изначально построенного на «импульсах отрицания и мести» к Богу

    Проблема смысла жизни и назначения человека

    Согласно христианскому вероучению, существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель, так как в божественном мироздании не может быть ничего бессмысленного. Истинному христианину, чтобы выполнить свое назначение на земле и получить верное спасение, необходимо, во-первых, познать истинного Бога и правильно веровать в Него, а во-вторых, жить согласно этой вере, то есть жить по Божьим заповедям, воздерживаться от греха, выполнять христианские добродетели, так как «вера без дел мертва» . Иначе говоря, христианская этика учит тому, чтобы человек, унаследовавший от Бога бессмертную душу, свободную волю и разум, познавая Бога и уподобляясь Ему, был совершенным, «как совершенен Отец ваш Небесный».

    • Так, христианскую этику нельзя рассматривать без практики, которая воплощает в жизнь нормы и ценности христианской морали, материализует заключенный завет человека с Богом, раскрывает в полной мере понятие должного. Основными этическими предписаниями Ветхого Завета в христианстве принято считать десять заповедей Закона Божия, данные Моисею на горе Синай. Новому Завету соответствуют девять заповедей блаженства из уст Иисуса Христа в ходе Нагорной проповеди. Важно, что заповеди блаженства не «нарушают» Закон, а призваны дополнить его. Первые заповеди выражают запреты на то, что греховно, вторые – учат, кто и каким образом может достигнуть христианского блаженства, совершенства и святости.

    • Наиболее важным понятием христианской этики является любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Десять заповедей закона были размещены на двух скрижалях как символ двух видов любви: любви к Богу и любви к ближнему. Указывая на эти два вида любви, новозаветный Христос на вопрос, какая заповедь больше, важнее всех в законе, отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Апостол Павел выделяет особые свойства любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…». Особое место в христианской этике занимают также смирение, милосердие и прощение. Эти изначальные атрибуты божественной милости человек должен активно привносить в собственную жизнь по отношению к ближним, христианское прощение становится обязательным условием для спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

    • Нравственная практика предполагает не только исполнение заповедей и запретов, но также такие элементы аскетизма, как молитва, пост, участие в богослужениях и таинствах. Особую роль аскеза принимает в монашестве. Цель молитвы – подъем человеческого духа в трансцендентную, сверхчувственную сферу Богообщения. В греко-католицизме, начиная с XIV века, особое место придавалось Иисусовой молитве. Мистико-аскетическая практика «священнобезмолвия» и ее теологическое обоснование нашли свое отражение в восточнохристианском исихазме. Пост в христианской традиции является как пищевым ограничением, так и духовным воздержанием в помыслах, словах и деяниях, так как воспитывает усидчивость и упорство воли у христианина. Участие в богослужениях и таинствах требует от христианина постоянной практики. Вопросы добродетельности труда поднимали православная этика труда и протестантская трудовая этика.

    Христианская этика может уточняться и разъясняться для современников официальными документами, составленными на основе текстов Священного Писания и признанными в рамках конфессии (напр., Основы социальной концепции Русской православной церкви).

    Проблема веротерпимости

    • Веротерпимость в рамках христианской этики означает позитивное отношение общества к группам и отдельным людям, исповедующим отличную от религии большинства религиозную веру, которое характеризуется тем, что инаковерующие не преследуются и не отторгаются обществом, а интегрируются в него на определенных условиях, за ними признается право исповедовать свою веру. Имеет общие черты с религиозным синкретизмом. Степень веротерпимости и ее формы в каждом конкретном обществе определяются особенностями данного типа религиозного сознания и политическими интересами.

    Согласно хронологическому описанию, в III веке христианство на территории Рима преследовалось, так как в нем усматривали угрозу официальному государственному культу обожествления императора. Но в 313 году Миланский эдикт распространил на христианство принцип терпимости. Христианскому Средневековью, которое монотеизм рассматривало как убеждение в том, что истинной может быть только одна вера, а всякое отступление от нее – ересь или безбожие, веротерпимость была чужда. На протяжении истории становления христианства так называемый конфессионализм был присущ всем основным направлениям. В православии он находит выражение в том, что вероисповедное единство видится в случае, если «отпавшие» христиане вернутся в лоно православной церкви. Примером религиозной нетерпимости в истории католицизма можно считать Крестовые походы, а в эпоху Реформации – события Варфоломеевской ночи. Протестанты также отличались резкой антиклерикальной направленностью.

    • Рост веротерпимости начался в Новое время в условиях отделения церкви от государства и отнесения религии к приватной сфере, где человек наделен естественным правом выбора, на которое не может посягнуть никакая власть. Дж. Локк на фоне религиозных войн XVI-XVII веков обосновал данную необходимость в сочинении «Письма о веротерпимости». В идеях Просвещения веротерпимость приобретает форму толерантности. В таком случае решение проблемы религиозной терпимости осуществляется посредством религиозной свободы, а именно: признания права за всеми членами общества свободно исповедовать свою религию на равных условиях индивидуально или в группе; светского характера государства и государственной системы образования и права; обязательства религиозных групп (объединений) выполнять свое служение без вреда другим религиозным и нерелигиозным группам.

    Таким образом, на основании веротерпимости религиозные отношения работают в позитивном смысле, на основании нетерпимости – в негативном: в форме религиозных конфликтов, религиозных войн. Конфликтогенные мотивы могут быть самыми различными, например принудительное обращение с использованием механизмов насилия, возможность нарушения религиозной свободы, оскорбление национальных и религиозных чувств, угнетение, дискриминация и сегрегация религиозных меньшинств, настроения ксенофобии, этнофобии, шовинизма и др.

    В современной России принципы и практика веротерпимости на территории государства регулируются федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года.

    Литература

    • Аугсбургское вероисповедание. Эрланген: Мартин Лютер, 1988.

    • Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: Терра, 1991.

    • Джуссами Л. Сущность христианской нравственности. Милан: Христианская Россия, 1980.

    • Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. М.: Изд-во РГГУ, 1998.

    Тест


    1. Что определяет христианская этика?

    а) гуморальные ориентиры человеческого поведения

    б) моральные

    в) физические

    г) альтернативные Ответ: б)


    1. О каком христианском представлении основывается поведение человека?

    а) о природе и его отношение с богом

    б) о науке

    в) о животных

    г) о религии Ответ: а)

    1. Источник христианской этики в первую очередь это :

    а) жизнь людей

    б) жизнь Церкви

    в) жизнь Христа

    г) жизнь учеников Ответ: б)


    1. На чем основываются христианские этические принципы?

    а) на самоучении

    б) на учении друг с другом

    в) на учении с Библией

    г) на учении с отцом церкви Ответ: в)


    1. Этический вопрос сосуществования и соотношения греховности как предрасположенности человека?

    а) к добру

    б) к злу

    в) к ослушанию

    г) к мировоззрению Ответ: б)

    1. Основными этическими предписаниями Ветхого Завета в христианстве принято считать:

    а) непослушание

    б) милосердие

    в) злоба

    г) десять заповедей Ответ: г)


    1. На чем были размещены десять заповедей закона?

    а) на трех папирусах

    б) на коре дерева

    в) на двух скрижалях

    г) на стенах Ответ: в)


    1. Какое место в христианской этике занимают смирение, милосердие и прощение?

    а) главное место

    б) особое место

    в) незначительное

    г) вообще никакое Ответ: б)


    1. В каком веке на территории Рима преследовалось христианство ?

    а) в III

    б) в IV

    в) в II

    г) в V Ответ: а)

    1. Религиозные отношения работают на основании нетерпимости в:

    а) позитивном

    б) негативном

    в) нейтральном

    г) обобщенном Ответ: б)


    написать администратору сайта