Документ Microsoft Word (3). Этика санитарного врача
Скачать 72.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Северо-Западный государственный медицинский университет имени Ильи Ильича Мечникова Кафедра общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением. Реферат По дисциплине: История медицины На тему: Этика санитарного врача Содержание:
Этика — наука, которая изучает вопросы нравственности и морали. Медицинская этика состоит из комплекса норм профессиональной деятельности работников медицины. Она занимает особое место во врачебной практике, ведь жизнь и здоровье каждого человека зависит от ее соблюдения. Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства. Этика врача — это истинно человеческая мораль и поэтому врачом может быть только хороший человек. Биоэтика (медицинская этика, биомедицинская этика) как научная дисциплина развивалась параллельно с развитием медицины, а также впитала в себя наработки многих немедицинских дисциплин, таких как религиоведение, юриспруденция, социология, психология, социальная психология, профессиология, менеджмент, педагогика и др. Определенный путь развития биоэтики в системе медицинских знаний можно разделить на шесть этапов, соответственно историческому развитию медицины: 1 – этика на этапе «формирующейся» медицины, 2 – этап монотеистических религий, 3 – этика врачевания на этапе появления официального медицинского образования, 4 – деонтологический этап, 5 – этап биоэтики, 6 – этап биомедицинской этики. 1 этап - определяется зарождением «формирующейся медицины» и заканчивается появлением трудов греческих философов. Понятие «формирующаяся медицина» связано с эпохой неолита (8-3 тыс. лет до н. э.), в которой лечение больного стало профессией. Отцом античной этики (науки о морали) считается Сократ (469-399 до н. э.) - он полагал, что человек добр (нравственен) по своей природе, а тот, кто поступает безнравственно, то поступает так по причине «недостатка этического знания». Первый и постоянный принцип этики Сократа - торжество добродетели (постоянная направленность на добро). Именно Сократу принадлежит мысль о том, что частные цели, поступки людей, живущих в обществе должны подчиняться общей и высшей цели. Гиппократа (460-377 до н. э.) называют отцом медицины. Любой врач и сейчас знает о Гиппократе минимум 4 вещи: маска Гиппократа (лицо больного при сердечно-легочной недостаточности), шапка Гиппократа (повязка на голову при травмах черепа), темпераменты человека по Гиппократу (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), клятва Гиппократа – один из самых древних документов. 2 этап – медицинская этика как часть монотеистических религий. Появление монотеистических религий – буддизма, христианства, иудаизма, ислама и др. характеризовалось тем, что основными носителями медицинских знаний выступали священнослужители. Члены Ордена Святого Лазаря в Иерусалиме лечили прокаженных (мы теперь знаем слово «лазарет»). В Германии были созданы общины бегин (от нем начинать), которые ухаживали за больными. Возникли духовные попечительства о больных: орден «Братья милосердия» в Испании, во Франции община сестер милосердия. В древнерусском государстве при монастырях стали создаваться палаты. То место, где болезнь кладет человек «ниц» стали называть больницами. Заметный вклад в истории медицины оставили труды ученых, исповедовавших ислам. Среди них арабские ученые медики – Аль Рухави (Практическая этика врача), Ибн-абу Усейби (Приказ медицины), Ибн-Сина (Канон медицины). 3 этап развития медицинской этики связан с появлением официального медицинского образования. В Х веке открылся первый медицинский факультет на Востоке, затем в Х - ХII веке при университетах в Европе открываются медицинские факультеты, в последующем создаются корпорации врачей (вторая половина ХVIII века). Этот период знаменуется тем, что профессия врача становится самостоятельной и распространенной. В 16-17 веках в Европе открылись акушерские школы. В России первый университет открылся в 1755 г. 4 этап – деонтологический, продолжался с начала ХIХ века по 40-е годы ХХ века. Как известно еще Аристотель в своих трудах неоднократно упоминал о долге и должном поведении. В основу медицинской деонтологии этого этапа легло утилитаристское учение английского философа и правоведа И. Бентама, который в своей книге «Деонтология, или наука о морали» утверждал: «Основание деонтологии – принцип пользы, что означает, что поступок может быть хорош или плох, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы». Он считал деонтологию необходимой для любой профессии, в дальнейшем этот раздел этической теории крепко связали с врачами и то, что называлось врачебной этикой, стало назваться медицинской деонтологией. Этот этап наступил не потому, что его стали назвать деонтологическим, а потому, что бурное развитие капитализма коренным образом изменило отношения между врачом и пациентом. Деонтология - понятие боле узкое, чем медицинская этика, и имеет дело с выполнением медперсоналом морального долга перед больными, обществом и коллегами. Медицинская деонтология регламентирует деятельность врача под углом зрения интересов больного. Сюда входят вопросы, связанные с лечебной тактикой, взаимоотношениями врача и больного, понятием о врачебной тайне, коллегиальности врачей и т.п Гуманистическая направленность деятельности русских медиков разносторонне описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова, В.В. Вересаева и др. Мораль является одной из древнейших форм социальной регуляции поведения людей и человеческих взаимоотношений. Основные нормы морали человек усваивает в процессе воспитания и следование им воспринимает как свой долг. Гегель писал: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы. Вот главные из них: Все действия врача должны • быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее). • Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам. • Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям, в том числе и больным. • Решения врача основываются на положениях современной науки. • Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения. • Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила: -Сообщать о правах пациента; -Сообщать о состоянии его здоровья; -Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему; -Не причинять моральный или физический вред; -Бережно относиться к умирающему человеку; -Хранить врачебную тайну; - Под врачебной тайной следует понимать сведения двоякого рода: 1) сведения о больном, полученные медицинским работником от больного или в процессе лечения и не подлежащие разглашению в обществе; 2) сведения о больном, которые врач не должен сообщать больному (например, неблагоприятный диагноз, прогноз и т. п.). Впервые о врачебной тайне упомянуто в «Клятве» Гиппократа: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панацеей... Чтобы при лечении — а также и без лечения — я не увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной -Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента; -Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии; -Уважительно относиться к коллегам; -Поддерживать уважение к медицине. Медицинский этикет также требует корректности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, также как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго того принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства и заискивание подчиненных вредят авторитету врача. Крайне неэтичной считается ситуация, когда врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги. Еще один из важнейших элементов этики — наставничество, передача опыта и знаний начинающим врачам. В медицине, как в никакой другой профессии, принято оказывать знаки уважения заслуженным врачам, профессорам, академикам. За плечами этих людей главное достояние медика — опыт, которого не заменят никакие способности и образование. Если факты доказывают врачебную ошибку (например, неправильно интерпретированы результаты обследования, поставлен неверный диагноз, лечение проведено неправильно), врач должен думать, прежде всего, как оказать больному помощь, а не обвинять во всем своего предшественника. Однако корпоративная солидарность не означает, что на ошибки нужно закрывать глаза. Прежде всего, необходимо обсудить ситуацию с коллегой -очно и наедине. Реализация этических начал в медицине включает: - информирование пациента о его правах; - информирование пациента о состоянии его здоровья; - гуманное отношение к пациенту; - уважение человеческого достоинства пациента; - недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди); - уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него; - уважение автономии пациента; - уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь; -проявление бережного отношения к умирающему больному(дистрибутивная справедливость); - хранение профессиональной тайны; - поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности; - защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства; - поддержание уважения к своей профессии; - уважительное отношение к своим коллегам; - участие в медико-санитарном просвещении населения. Особенности медицинской этики заключаются в: Принципе милосердия, который гласит: “Я принесу добро пациенту и не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту. Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента. Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда пациенту. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинского работника должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами. Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения. Ровное отношение ко всем больным, постоянство в поведении медицинских работников и обязательность в выполнении лечебных назначений усиливают доверие больных медицинский работникам. Особую проблему в клинической деятельности медицинских работников представляет собой ятрогения - болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов. Медицинские работники не должны обсуждать данные о пациентах, их заболевании и личную жизнь. Это диктуется не только этическими соображениями, но и влечет за собой юридическую ответственность! Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом -- это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом). Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента. Медицинский работник должен стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации. Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе. “Отнесись к больному так, как бы ты хотел, чтобы отнеслись к тебе в час болезни. Прежде всего, не навредить.” - Гиппократ. Cписок использованной литературы: 1) РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА 1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России Тип: статья в сборнике трудов конференции Язык: русский Год издания: 2018 2)ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ БИОЭТИКИ КАРТАШОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», г. Ростов-на-Дону, Тип: статья в сборнике статей Язык: русский Год издания: 2018 3)Ашимов И.А. Философия медицины. Избранные вопросы / И.А. Ашимов, А.А. Муратов. – Ош, 2017. – 232 с. 4)ЭТИКА ВРАЧЕВАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА И ПРАВОСЛАВИЕ М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 2001. |