|
Эссе по социологии на тему Этническая и конфессиональная идентичность. эссе социология. Этническая и конфессиональная идентичность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт ИСА
Кафедра СППК
ЭССЕ
на тему:
«Этническая и конфессиональная идентичность»
Выполнил: Проверил: Г. Москва, 2020г.
1. Введение. Современный мир в условиях глобальной трансформации переживает кризис идентичности. В эпоху крупномасштабных социальных изменений общественное сознание не успевает адаптироваться к возникающим социальным практикам. Изменения, происходящие в самой основе социокультурных укладов, способах жизнедеятельности, а также разнообразие конфликтов приводят к потере восприятия индивидом традиционно устойчивой целостности человеческого мира. В этих условиях актуализируется процесс идентификации.
Проблема идентичности — одна из центральных в психологии, социологии и других науках. Структура социальной идентичности, ее изменения, иерархия и позитивная совместимость различных категорий идентичности являются актуальными темами всевозможных общественных дискурсов.
Российская Федерация, по своему составу, является полинациональным и поликонфессиональным государством, которое при этом является государством светским. Таким образом, в российском обществе XXI века вопросы этнической и религиозной идентичности становятся особенно актуальными, что, в частности, проявляется в возрастающем интересе к важнейшим проблемам сохранения культурного наследия.
2. Основная часть.
2. 1 Терминология.
Идентичность в социологии - социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального. Принято считать, что исследование идентичности, как зафиксированного феномена, начал У. Джемс, в своей работе «Принципы психологии»[2] он представил концепцию самотождественности, осознание своих границ и места в мире, места на социальной лестнице. Именно У. Джемс показал, что человек представляет себя в двух плоскостях - в личном (личностная самотождественность) и в социальном (множество социальных индивидов). Но термин «идентичность» появился после работ Э. Эриксона и Э. Фромма [3]. По мнению Э. Фромма, чрезвычайно сильным движущим мотивом поведения является стремление человека избежать одиночества, желание ощущать себя частью окружающего мира.
Содержание понятия «этническая идентичность» в социальной психологии трактуется как осознание собственной принадлежности к определенной этнической группе [1]. Общеизвестно, что каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. При этом этническая идентичность приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Если родители ребенка принадлежат к одной и той же этнической группе, и его взросление проходит в ней, то не возникает проблемы этнического самоопределения. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Пример социальной идентичности – русский, немец, француз, украинец, татарин.
Религиозная идентичность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. М.М. Мчедлова [4] определяет религиозную идентичность как результат самоотождествления личности или референтного сообщества с определенным религиозным учением или его частью.
Конфессиональная идентичность рассматривается как составная часть религиозной идентичности, являющаяся результатом соотнесения себя с определенным религиозным учением или конфессией. [5]
Пример конфессиональной и религиозной идентичности –христианин, мусульманин, буддист. 2.2 Различия между понятиями «религия» и «конфессия».
В научной литературе и массовом сознании понятия «религия» и «конфессия» часто употребляются как синонимы. Также взаимозаменяемы во многих научных исследованиях понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность». Однако, это не совсем корректно. «Конфессия» происходит от латинского «confessio» - «вероисповедание», т.е. это исповедование какой-то конкретной религии. А «религия» («religare) переводится с латинского как «связывать», т. е. отношение связи человека с Богом.
Многочисленные социологические исследования выявляют противоречия, которые нельзя объяснить, если считать понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность» тождественными. Верующими себя называют приблизительно 70% респондентов, а посещают религиозные учреждения, осуществляют религиозные практики около 10%. 2.3 Взаимное влияние этнической и конфессиональной идентичностей друг на друга.
Одним из аспектов изучения вопроса идентичностей является анализ соотношения этнического и конфессионального в идентичности населения. Этнос и конфессия - два разных вида социальных общностей, однако нередко они функционируют на одном территориальном пространстве и представлены одной и той же совокупностью людей. Как следствие, границы между этими двумя видами социальных общностей пересекаются. Необходимость более подробного изучения этого вопроса выявляется, в частности, для прогнозирования и предотвращения социокультурных конфликтов.
Как и в предыдущие эпохи, религия продолжает играть важную и неоднозначную роль в этнической дифференциации. Она оказывает влияние не только на культурно-духовную сферу жизнедеятельности человека, но и обеспечивает ощущение взаимной комплиментарности. Поэтому при исследовании важно рассматривать этническую идентичность в тесной взаимосвязи с религиозной.[6] История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого, персидского и многих других народов показывает, что религиозность играла важную роль в формировании и поддержании этничности. Религия принимает участие, как в формировании, так и в дальнейшем существовании общности людей, объединенных одним этносом.
Через религию, веротерпимость и толерантность можно преодолеть отчужденность между людьми, гармонизировать взаимоотношения между различными народами, государствами и цивилизациями. Причем это должно быть сделано без ущемления, как свобод индивида, так и коллективных прав и свобод этнических и конфессиональных групп населения страны.
3. Заключение.
С целью изучения влияния конфессиональной идентичности на формирование нравственных, этнических, культурных и других предпочтений Исследовательским центром «Религия в современном обществе» Института социологии РАН было проведено всероссийское социологическое исследование взглядов представителей различных вероисповеданий и мировоззрений - православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев, буддистов, неверующих. Массовый опрос был проведен методом индивидуального стандартизированного интервью. Среди 1500 респондентов параметры были определены следующим образом: православные - 400, мусульмане - 250, протестанты -150, католики - 110, иудаисты - 110, буддисты - 110, неверующие - 370 респондентов. В целом, исследование, которое охватило представителей 37 национальностей, 15 социально-профессиональных групп в 22 городах и регионах, отобразило основные тенденции в ментальности последователей тех или иных религиозных общностей.
Сотрудники Центра также исследуют проблемы гармонизации межконфессиональных отношений, утверждения атмосферы толерантности, мира и согласия между различными религиозными направлениями (в Центре идет работа над темой "Православно-мусульманские отношения: история и современность").
Поэтому проблема этнической и конфессиональной идентичности остается актуальной и в наше время.
4. Список используемой литературы.
[1] Стефаненко Т. Г., «Этнопсихология. » // М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. [2] Джеймс Уильям, «Психология» //«Академический проект», 2011. [3] Э. Фромм, «Бегство от свободы» //«АСТ», 2019. [4] Мчедлова М.М. Религиозная идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности: В 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий, 2012. [5] Мчедлова М.М. Конфессиональная идентичность // Политическая идентичность и политика идентичности: В 2 т. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий ,2012. [6] Дзанхотова А. А. «Этноконфессиональная идентичность» // Молодой ученый,2010. — №4. |
|
|