Главная страница
Навигация по странице:

  • Андроновская культура

  • Великому переселению народов

  • Ювелирное дело

  • Лекця+№+13. Этнические и культурные процессы на территории казахстана


    Скачать 55.47 Kb.
    НазваниеЭтнические и культурные процессы на территории казахстана
    Дата02.11.2022
    Размер55.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекця+№+13.docx
    ТипДокументы
    #767794

    ЭТНИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
    Пространство ариев. Около 2 тыс. лет до н. э. обширные территории от Балкан до Енисея и северного Китая населяли арии - высокие, светлокожие, в большинстве своем белокурые длинноголовые люди. Они приручили лошадей и впрягали их в легкие повозки на колесах со спицами. Занимались скотоводством и земледелием.

    Древние арии одухотворяли и обожествляли животных, растения, явления природы. Ритуалы жертвоприношения человека, быка, барана или козла, с обильным употреблением хмельного проводил специальные жрецы. Тексты песен, формул и заклинаний были оформлены на рубеже Il-I тыс. до н. э. в виде Вед. Старейшим богом был Дьяус - бог Неба, богиня Земли Притхиви, их первенец Индра, богом огня Агни, бог Солнца - Сурья, бог света и дня - Митра, ночи - Варун и др. В последней трети 2-го тыс. до н. э. эти народы пришли в движение из-за изменения климатических условий. Мигрировали группами в западном, восточном и южном направлениях, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку. Некоторые племена переместились в Европу, и от них произошли греки, латиняне, кельты, тевтоны, славяне. Другие пришли в Анталию, где позднее возникла великая империя хеттов. Арии были буйным народом, приверженным к хмельным напиткам, азартным играм; они любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе. Владели искусством обработки бронзы, изготовляли оружие и орудия труда. Это был народ воинственных скотоводов с высоким уровнем военной техники. Жреческие школы довели племенной ритуал до степени развитого искусства; поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам. Их племенное общество имело сословное деление. Когда арии поселились среди темнокожих племен, они начали придавать особое значение чистоте крови, и сословные перегородки стали более жесткими. В конце эпохи арийское общество делилось на четыре группы: жрецы - брахманы, воины - кшатрии, земледельцы - вайшии, зависимые слуги - шудры. Первые три группы противопоставлялись последней. Основой арийского общества была семья. Группа родовых семей составляла род или граму (деревню). Семья была патриархальной. Жена подчинялась мужу, но занимала почетное место. Брак был моногамным. В хозяйстве главное место занимал скот. Большое значение имела лошадь. Собака была священным животным.

    Бурная история межплеменных войн родственных ариев, туров и хьона, почитающих одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке, разворачивается на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Эти события происходили во второй половине 2-го -начале 1-го тыс. до н. э.

    Согласно «Книге Белеса» исход на запад в IX в. до н.э. индоевропейских племен из Семиречья, области близ озера Балхаш, явился основой этногенеза славян. Переселяясь, часть арийцев пошла в Индию, а часть - в Иран. Среди индоиранцев был широко распространен термин «арья» - «благородный». Им называли себя члены племен, занимавшие руководящее положение в племенных союзах. В индоевропейскую общность входят ныне славянские, германские, иранские языки, а также языки северной Индии. В целом эта языковая семья сформировалась в V тыс. до н.э. между Дунаем, Рейном и Волгой, и только в III тыс. в процессе распада и расселения, началось ее распространение южнее и восточнее первоначальной прародины.

    Древних индоевропейцев - переселенцев называли индоиранцами или индоарийцами, а их язык - иранским и индоарийским, поэтому индоиранские по языку племена в науке часто называют арийскими. Древнее название Иранского нагорья - Ариана, Иран - новая форма названия Ариана. Со временем арии стали консолидироваться в небольшие царства, которые имели постоянную столицу и зачатки административной системы. Царя рассматривали как предводителя, руководящего обороной, не считая его божественным лицом, он не исполнял религиозных функций. Культура арийцев достигла высокого развития.

    На рубеже 2-1-го тыс. дон. э. арий Заратуштра из рода Спитамы уроженец Средней Азии провозгласил веру в единственное божество, творца всех прочих божеств - Ахура Мазду, который отделит Добро от Зла и установит рай на Земле.

    Зороастрийская религия запрещала осквернять огонь и землю трупами умерших, поэтому распространился обычай выставлять их на особых башнях, где они пожирались птицами. Структура авестийского скотоводческого социума: глава дома, глава рода, глава народа (племени) и глава страны (царь). Общественное устройство и его отличительные черты совпадают с теми наблюдениями, которые сделаны археологами, исследующими андроновскую культуру на территории Казахстана.

    Арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена относились к индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале 2-го тыс. до н. э. обособилась в степной части Восточной Европы и Казахстана, где стала известна современной науке как носители срубной и андроновской культур.

    Несколько волн миграции индоевропейских племен, в особенности носителей «ямной» (по способу погребения) культуры, проникли далеко на восток, памятники или родственные им археологические культуры обнаруживаются не только в Казахстане (район современной Караганды), но и на Енисее и в Западной Монголии (афанасьевская культура). Наиболее крупные подвижки на Восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности, западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название срубной культуры (по способу погребения в срубах), к которой можно отнести захоронение «Золотого человека» в кургане близ Алматы, и восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться андроновской культурой.

    Создатели боевых колесниц и бронзового оружия (втульчатые копья, секиры, металлические наконечники стрел) получили огромное военное преимущество, использованное как хеттами в Малой Азии и ахейцами на Пелопонесском полуострове, так и срубно-андроновскими племенами в Великой Степи.

    Сражения и молитвы богов и героев «Авесты» - это и есть мифы и эпос андронов – туров, хьона, дана, сайрима, саина, даха. Воины Яштов - это обладатели быстрых коней и тучных стад, «просторных пастбищ» и «добрых повозок». Их бог - покровитель - Митра, солнечный бог, небесный колесничий. Основное оружие колесничего - лук с тетивой из оленьих жил, стрелы с орлиным оперением, дротики с длинным древком, метательные ножи, металлические булавы «из желтого металла». Боевая колесница была шедевром мастерства, совмещающая прочность конструкции и маневренность на большой скорости. Ее основой являлась обтянутая кожей легкая деревянная рама, укрепленная на длинной оси; колеса с девятью-десятью спицами. К дышлу припрягали двух-четырех лошадей. Для достижения большей устойчивости при поворотах ось зачастую выносили в заднюю часть кузова. Изображенные на скалах в горах Каратау атакующие колесницы имеют ось в середине кузова. На колесницах такого типа рядом с воином мог расположиться и возница. Когда воин-колесничий сражался один, он привязывал вожжи к поясу, используя на дальней дистанции лук, а на ближайшей - дротики (колчан с дротиками крепился на раме). Прорывая вражеский строй, колесничий использовал длинное копье, но главным поражающим оружием становилась секира.

    Народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари или боги - народ скотоводов, чье имущество - быки, кони и верблюды, чья земля - пастбище, чья пища - молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам: «сто жеребцов, и тысячу коров, и мириад овец)),

    Пантеон и эпос ариев увековечен словесно и изобразительно. В древних горных капищах, где приносили жертвы и звучали гимны, обнаружены грандиозные «художественные галереи)). Одно из таких святилищ находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алматы, в горах Анрахай. Там древнейшие из множества изображений относятся к эпохе бронзы, т.е. ко времени андроновцев, -эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища - возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа». Огромные головы - диски окружены ямками-углублениями, символизирующими нимб, божественную благодать.

    Божества Солнца и Луны благословляют скот и людей. А на другой каменной плоскости представлено огромное солнцеголовое божество - Митра, возвышающийся на спине быка. Бык - второе воплощение спутника верховного божества.

    Андроновская культура. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены европеоидной расой индоиранской группы языков родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника у села Андронова близ Ачинска (Красноярский край). Один из основных центров андроновской культурно-исторической общности находился на территории Казахстана.

    Андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Они вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнее было придомным и играло существенную роль в жизни андроновцев. Животные давали пищу, шерсть, кожу, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей было молоко. Из него изготавливали творог и сыр, Мясо ели в праздничные дни, приносили в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу шли молодые животные в возрасте двух, трех лет; породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность. Поселки располагались по берегам рек. Андроновцы жили в больших домах, большой семейной общиной и вели общее хозяйство несколько поколений родственников.

    Уже на раннем этапе истории у андроновцев произошло расслоение общества на рядовых его членов, царей-правителей и воинов кшатриев. Было еще одно сословие - жрецы. Их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Они были распорядителями культовых обрядов и хранителями древних традиций и знаний. Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Умерших либо сжигали, либо хоронили особым способом, на боку в скорченном положении.

    Ценнейшим источником информации о духовной культуре человека, его мировоззрении, являются наскальные рисунки - петроглифы. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев - дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами. Встречаются и изображения домашнего быка, которые связаны с идеей плодородия, могущества и силы. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве - двугорбый верблюд - бактриан. Попадаются среди рисунков сцены пахоты. Арии, андроновцы Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем, когда завершилось формирование нового типа скотоводческого хозяйства - кочевнического, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленного производства, сложился способ обработки земли, который связан с созданием крупных ирригационных систем. Преемниками ариев в Великой степи стали их потомки - саки и савроматы.

    Саки - ираноязычные племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея. Западная ветвь более известна под именем скифов. В VI в. до н. э. азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхауды, т.е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в восточном Туркестане; массагеты, или парадарайя, т.е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья; хаомоварги, т.е. «изготовляющие хаому» (наркотик), располагались на территории Узбекистана, Туркменистана, в долине реки Мургаб.

    На степных, лесостепных просторах расположены десятки могильников, принадлежавших либо савроматским племенам аорсов и роксоланов, либо исседонам.

    В женских погребениях археологи находят каменные столики-жертвенники на ножках, богато украшенные резьбой. Было высоко развито прикладное искусство. Из золота, серебра и бронзы мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды.

    Многие сакские могильники расположены на Алтае, в долине Иртыша и его притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, «царские» курганы сосредоточены в Чиликтинской долине.

    Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящийся в 50 км восточнее г. Алматы, в предгорьях Заилийского Алатау.

    Датируется курган Иссык IV в. до н. э.

    Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они бьши сооружены в VII-V вв. до н. э.

    При раскопках обнаружен многочисленный погребальный инвентарь - лепная глиняная посуда и глиняная керамика, сделанная на гончарном круге южного происхождения, каменные жертвенники и оселки - точильные камни. В одном захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, который украшен бляхами в виде волков. Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя культурными ареалами - европейским и сибирским. Культура массагетов достигла своего расцвета в середине 1-го тыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К ним относится городище Чирик-Рабад и поселение Бабиш-мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены остатки древней ирригации. В планировке этих населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.

    "По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие сражаются луками и копьями; вооружены и секирами. Все предметы у них из золота и меди; все, что требуется для копий, стрел и секир, приготовляется из меди; головные уборы, пояса и перевязки украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири для лошадей, а уздечки, удила и другое приготовляют из золота. Железа и серебра они не употребляют, потому что Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадется на пути ... Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни, кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден далеко оттуда, вырос еще дальше". (Аммиан Марцеллин)

    С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господства скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием. Источники определяют жизнь саков формулой: «Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». Форма хозяйства определялась природ

    Скотоводство имело множество вариантов - от кочевого до пастушеского (отгонного). Кочевое скотоводство, для которого характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища, было присуще Западному, отчасти Центральному Казахстану. Весь род или все племя со своими стадами и пожитками передвигались на большие расстояния. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики - в повозках, крытых войлоком. Зимние стужи кочевники пережидали на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, которые не продувал ветер и где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд, наиболее приспособленные для дальних перекочевок.

    Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных летних и зимних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строили жилища-землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, заготавливая на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, в Семиречье, в районах Центрального и Западного Казахстана.

    Оседлый вид скотоводства предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со ' 43 скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Так было на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По костным материалам из раскопок Центрального Казахстана установлены два вида лошадей. Это низкорослая толстоногая с массивной головой и туловищем лошадь, и рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. На материалах останков коней из раскопок Пазырыкских курганов на Алтае удалось выделить 4 вида лошадей. Наиболее крупные, резвые лошади появились в результате селекции. Эти лошади использовались вождями и знатными воинами. В выведении новых пород лошадей участвовали знаменитые породистые кони соседних территорий, которые славились своими скакунами, - Ферганы, Бактрии, Парфии. Лучшие строевые кони ценились кочевниками высоко, они же в случае смерти хозяина сопровождали его в «потусторонний мир».

    Одним из важнейших видов домашних животных у кочевников были овцы, дававшие мясо, шерсть, молоко и шкуры. Раскопки показывают, что были распространены крупные домашние животные с сильно выраженной горбоносостью. Они близки современной породе казахских курдючных овец.

    У саков также было распространено верблюдоводство в степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана. Верблюда использовали в качестве как верхового, так и вьючного животного, он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом.

    Земледелие и ирригация. Посевы на зимовках давали сакам растительную пищу. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-Рабат, Бабши-мулла, Баланды посевы орошались с помощью каналов. Ремесла и торговля. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. Из бронзы сакские племена отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, котлы и жертвенники, многие из которых являются замечательными произведениями искусства. Для отливки изделий использовались формы, сделанные из камня и глины. Многочисленны находки сакских котлов и жертвенников на территории Ссмирсчья - в Илийской долине и Прииссыккульс. Котлы - сферической формы и на сферическом поддоне или на ножках, которые часто оформлялись в виде ног животных. Ручки котлов пстлевидные, а у некоторых края украшены протомами животных. Жертвенники-светильники были связаны с культом огия, а также в комплексе с котлами использовались во время празднеств, связанных с весенними и осенними праздниками, проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или окончания летнего сезона.

    В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморья и Китая. В середине 1-го тыс. до н. э. начал функционировать степной путь, по которому в степную зону доставлялись различные товары. По описаниям Геродота, степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну аргиппиев, населявших район верхнего Иртыша, а оттуда - в Монголию и Китай. На значительном протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему к сакам попадали китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае.

    Общество саков. Саки, являясь потомками ариев имели небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев, копье и стрелу для воинов, чашу для жрецов. Каждому из сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвет красный и золотисто-красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий.

    Вожди сакских племен были представителями воинского сословия. Греки называли их басилевсами - царями. Стрельба из лука и умение точно поражать цель проверялись на празднествах, а самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми. Свой лук царь передавал наследнику.

    Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, он по традиции был и воспитанником пастуха, что демонстрировало его связь с народом. Принадлежа к сословию воинов, он же был и избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От физической мощи и духовной энергии царя зависело благосостояние народа.

    Искусство и мифология. Сакское искусство было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань - с другой. Искусство «звериного» стиля сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно оттуда к сакам пришли образы льва, льва-грифона «древа жизни». Эти образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

    Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота, могли изготавливать удивительные изделия из серебра, золота, бирюзы: гривны, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

    Наиболее полно сакское ювелирное искусство представлено в кургане Иссык. Мастера использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О высоком развитии резьбы по дереву свидетельствует посуда, фигурки зверей и животных, различные застежки. Развивалось также ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок.

    Саки вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня - сердолика, агата, халцедона, бирюзы -изготавливали бусы.

    Саки поклонялись силам природы, которых представляли в виде богов. А боги, по их понятиям, воплощались в фантастических зверей, птиц и животных -крылатых коней, коне-грифов. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвала к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык - это солнечная колесница.

    Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе, гармония, организаторами которых были боги Митра, Варун, Индра, и модель мира представлялись как сочетание трех миров - подземного мира - низа, середины - земли и верхнего - неба. У неба было 4 стороны - правая, левая, передняя и задняя. Аналогичные воззрения сохранились у арийских племен, ушедших в Индию и давших ей свою культуру.

    В целом сакский «звериный» стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. С нашествием гуннов начинается упадок сакской культуры, до прихода европеоидных племен в 18 -19 вв. давших импульс развития казахстанской культуры.

    Гунны - кочевой народ, сложившийся в древности на Востоке азийского материка. В I в. до н. э. внутренние процессы раскололи державу гуннов - часть их подчинилась Китаю, другая отступила с боями на запад, где смешалась с уграми и сарматами. Вторая волна переселения гуннов началась в конце I в. н. э. Они двигались на запад, покоряя, уничтожая одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. С этого времени началась монголизацня арийско-андроново-сакских племен.

    Массовое переселение гуннов на запад с 70 г. до 4 в. н. э. дало толчок так называемому Великому переселению народов - условному названию этнических перемещений в Европе с периферии Римской империи на ее территорию. Гунны проводили опустошительные походы на многие страны. Наибольшего могущества они достигли при Аттиле, который возглавлял походы в Восточную Римскую империю, Галию, Северную Италию, что привело к падению Римской империи. В IV в. н. э. гунны вместе с другими кочевыми племенами достигли южно-русских степей, дошли до Дуная, и часть их поселилась в Венгрии, отсюда её самоназвание Хунгария.

    Продвижение гуннов на Запад было остановлено их разгромом на Каталунских полях. После смерти Аттилы (453 г.) союз племен распался, началась их ассимиляция.

    В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством.

    По мнению большинства ученых, гунны были прототюрками, и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточноиранских племен. В первой половине 1-го тыс. н. э. меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты. Отсюда бытующее поныне в казахскоязычной среде изречение: «Раньше мы были светловолосыми и голубоглазыми. Это нас монголы «испортили»».

    Общество гуннов. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелся совет старейшин, народное собрание. У гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день под названием «сюй» приносили жертву духу неба. На собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший почти неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, согников. Должности и высшие чины передавались по наследству. Среди гуннов существовала частносемейная и личная собственность на скот и землю.

    Обычное право гуннов предусматривало: «Кто в сражении отрубит голову неприятелю или возьмет его в плен, жалуется одним кубком вина, ему же подают захваченную добычу, а взятых в плен делают его рабами и рабынями» ... «Кто привезет с поля боя убитого, получает все имущество его семьи». Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников и землепашцев.

    Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадников, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбирались на горные кручи и преодолевали водные преграды.

    Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были меч, лук и стрелы. Имелись щиты круглой и овальной формы в виде деревянной рамы, в которую вставлялась основа из прутьев.

    Путешественники отмечали, что монгольская степь населена предельно густо, так как наличие пресной воды лимитирует развитие скотоводства. Скота там столько, сколько можно напоить из имеющихся родников. Где есть лужа воды -там стоит юрта и пасутся овцы. Если источник иссякал - скотовод был вынужден откочевать из середины степи к ее окраине.

    Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Поэтому засуха летом или гололед зимой имели катастрофические последствия.

    Из-за высокой детской смертности и межплеменных войн прирост населения был небольшим, поэтому равновесие населения с кормящей природой не нарушалось. Ювелирное дело. В Ш-V вв. н. э. у степных племен развивается искусство «полихромного» стиля. Для полихромного искусства характерно разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречается инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом). Полихромный стиль сменил скифа-сакский «звериный» стиль. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновременного расцвета полихромного стиля. Заимствованная в начале 1-го тыс. до н. э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув своего расцвета в IV-V вв. н. э. Полихромный стиль дожил до нашего времени в замечательных изделиях казахских мастеров-зергеров (ювелиров).

    Тюрки возникли и исчезли, оставив свое имя в наследство многим народам, которые отнюдь не являются их потомками. Древние тюрки, пришедшие из степей Монголии, несмотря на их огромное значение в истории, являлись немногочисленным правящим кланом, и после их поражения были уничтожены китайской династией Тан. Хотя история каждого народа уходит своими корнями в глубокую древность, у историков всех эпох есть стремление начать описание с даты, определяющей возникновение названия народа. Для тюркютов такой датой оказался 545 г. н. э.

    Языки, ныне называемые тюркскu.J11u, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V в. вследствие этнического смешения в период переселения на Алтай. Слияние пришельцев с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 545 г., они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью, или тюркютами.

    А сама тюркоязычная среда в то время уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили огузы, канглы, или печенеги, древние булгары и гунны. Письменность. В 6-7 веках тюркоязычные племена Центральной Азии, входившие в состав Тюркского каганата, пользовались собственным письмом. Знаки в древнетюркском языке назывались резами. Они наносились на деревянных дощечках при исчислении количества требуемых людей, лошадей, податей и скота.

    Тюркские послы снабжались грамотами. Прибывший в 568 году в Константинополь тюркский посол, привез послание от каганата, написанное «скифскими письменами». Одним из памятников письменности Казахстана в раннем средневековье является Бугутская надпись. Стела была водружена на кургане одного из первых тюркских каганов, Таспара (572-581). Надпись сделана на согдийском языке; с одной из сторон стелы находится почти уничтоженный эрозией текст на санскрите письмом брахми. Согдийский вариант рассказывает о жизни Тюркского каганата в первые 30 лет его существования. Руническое письмо. Во второй половине 7 века, на основе согдийской письменности, дополненной несколькими знаками, в тюркской среде возникло новое письмо. Оно состояло первоначально из 38 не соединявшихся между собой знаков, геометризованных очертаний, и в отличие от согдийского, было приспособлено для фиксации на дереве и камне, процарапывание, и резьбой.

    Древнетюркское письмо было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17 века Д.Мессершмидтом и И.Страленбергом, состоявшими на службе у русского царя Петра I. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами. В 1889 году русский ученый Н.М.Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине реки Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями. По месту находки основных памятников это письмо стали называть «орхоно-енисейским». Более ста пятидесяти памятников рунических надписей обнаружено в долине Енисея, на территории Тувы и Хакасии. Мелкие и плохо читаемые тексты найдены на скалах Прибайкалья и верхнего течения реки Лена, где жило древнетюркское племя курыкан.

    Тексты на бумаге относятся к Восточному Туркестану, где рунический алфавит до 1 О века использовался в Уйгурском государстве.

    На территории Средней Азии и Казахстана найдены две группы рунических памятников - ферганская (мелкие надписи на керамике, 8 век) и семиреченская (на территории Кыргызстана и Казахстана).

    Древнетюркское руническое письмо употреблялось до 11-12 веков. В Центральной Азии eгo потеснили сначала уйгурское, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских народов, которые приняли ислам.

    Два самых крупных рунических текста - надписи в честь Бильге-кагана и Кюльтегина. В средневековой тюркоязычной литературе, традиционные формы ораторского искусства - повествования о деяниях богатыря. Божественная воля, проявлением которой является власть кагана, верность кагану бегов и народа, подчинение народа бегам - таков лейтмотив идей, пронизывающих обе надписи. Автором, «начертавшем на вечном камне» «слово и речь» своего сюзерена, был Йоллыг-тегин, родич Бильге-кагана.

    Язык рунических надписей в 8-10 веках был единообразным литературным языком, которым пользовались различные тюркские племена, говорившие на своих языках и диалектах - огузы, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.

    Власть и народ. По китайским источникам, провозглашение хана было обставлено сложным церемониалом: сановники сажали его на войлок и девять раз проносили кругом, по солнцу, под приветственные крики присутствующих. Этот обычай сохранился с того времени, когда хан был выборным племенным вождем.

    За десять лет (550-560) тюркюты подчинили себе все кочевые племена от Желтого моря до Волги. Одной из наиболее острых внутриполитических задач, стоявших перед ханами, была проблема предотвращения отторжения окраин.

    Надо было создать заинтересованность, которая бы привязывала к цен­тральной власти. Согласно закону Мугань-хана наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола принцы крови получали в управление уделы.

    Пастушеское хозяйство, ведомое отдельной семьей, обычно предполагает патриархальные отношения. Инициатива сватовства принадлежала мужчинам, и по смерти отца, старших братьев и дядей по отцу женились на мачехах, невестках и тетках. Наследование жен у кочевых народов имело двойной смысл. Во-первых, в юрту приходила новая работница, во-вторых, обычай предусматривал охрану прав вдовы, так как новый муж должен был заботится о ней и защищать ее как свою жену, вдова не оказывалась покинутой на произвол судьбы. Отношение к женщине было подчеркнуто почтительным, рыцарским. Сын, входя в юрту, кланялся сначала матери, а потом отцу.

    Впоследствии мусульмане, сталкиваясь с тюрками, отмечали их удивительное умение находить общий язык с окружающими народами. Эти качества тюрки проявляли вне зависимости от того, приходили ли они в новую страну как победители или как гости, как наемники или как военнопленные рабы.

    Основные сведения о религии древних тюркютов, дошедшие до нас, содержатся в китайских летописях «Вэйшу» и «Суйшу».

    «Вэйшу» отмечает поклонение духам предков, духу неба и священной горе, которая называется Бодыт-Инли, что в переводе значит: дух, покровитель страны. В «Суйшу» сказано: «Почитают чертей и духов, верят колдунам».

    Эта религия может быть охарактеризована как анимистический генотеизм, ибо каждый род, наряду с общенародным верховным божеством - божеством света и неба - имеет своего заступника, своего племенного маленького божка из числа тосей - духов земли, воды, растительности, которые ничего общего не имеют с «космосами» - душами умерших людей.

    Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной Сибири еще в XIX веке. Древние тюрки особо почитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков».

    По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умиротворить жертвами. Подземным царствам, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.

    Культ неба - Тенгри зафиксирован орхонскими надписями: «Вверху отец - голубое небо, внизу - мать-земля; появились между ними сыны человеческие». Для тюрков небо - это отец-прародитель. Многие правители Великой степи считали себя сынами Неба, подчеркивая тем самым свое божественное происхождение.

    Почитание горы у алтайских тюрок связано с почитанием урочищ с родовой собственностью, это переплетение родового культа с промысловым. Каждый род имеет свой Алтай, который кормит членов рода. Это почитание не духов гор, рек, озер, а самих гор, рек и озер, т. е. наблюдается ожuвотворенuе природы.

    На Алтае в VII в. существовали две религиозные системы: анuмизм, связанный с сибирскими народами, и культ предков с тотемической окраской, принесенный тюркоязычными и монголоязычными кочевниками с южной окраины великой пустыни. Тюркютский культ предков имеет специфику древнего тотемного поклонения у тюрков, в частности волку, превратившегося в дальнейшем в культ предков. Но уже в конце VI -начале VII в. тотемический культ в чистом виде не наблюдается. Тесное общение между пришельцами Ашина и населением горного Алтая привело к образованию синкретических uсповеданий. На это указывают имена тюркютских ханов, которые сохранились в китайских, персидских, греческих транскрипциях и путем сопоставления различных чтений поддаются истолкованию. Личное имя Тауба-хана - Арсила переводится как тюркско-монгольское Арслан (лев). Китайское «Були» означает «Бури» (волк по-тюркски).

    Первой специальностью, с которой тюркюты выступили на арену всеобщей истории, было добывание железа. Археологическими разведками обнаружены памятники тюркютской металлургии VI-IX вв. На Алтае найдены следы добычи железной руды, неглубокие шурфы и забои, относящиеся к этому же периоду. Железо получали сыродутным способом. Из высококачественного железа алтайские кузнецы изготавливали однолезвенные ножи, тесла-топоры, стремена, удила, мечи, сабли с малым изгибом и массивным клинком, наконечники копий и стрел, железные котлы двух типов: круглые-подвесные и стоячие - на конической ножке. Железо и раньше было известно кочевникам, но только тюркюты ввели eгo в массовое употребление. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии. На вооружении их были роговые луки, панцири, копья, сабли и палаши.

    Наличие у тюркютов панцирной конницы объясняет их боевые успехи. В рукопашном бою с легковооруженным противником тюркская тяжелая конница имела все преимущества, к тому же тюркюгы ввели военный строй. Однако прекрасная в полевой войне тюркская армия не годилась для осад, 53 так как спешенный латник мало боеспособен. Городские стены положили предел распространению тюркютской державы и спасли независимость Китая и Ирана, но в степи тюркютская конница долгое время не имела себе равных. Хозяйство в каганатах представляло смешанный тип: кочевое и полукочевое скотоводство и оседло-земледельческое хозяйство.

    Пастбища находились в руках аристократической верхушки. У рядовых кочевников хозяйство было общинным. Основой хозяйства тюрков являлось скотоводство с разведением преимущественно лошадей и овец. Лошади использовались главным образом для верховой езды, они были неприхотливы и приспособлены к круглогодичному содержанию на подножном корму.

    Охотничий промысел был одним из источников существования тюрков. Меха служили ценным товаром и сырьем для пошива одежды. Наряду с этим средневековые источники повествуют о расцвете земледелия и садоводства в оседлых оазисах.

    Границы Тюркского каганата в конце VI в. сомкнулись на западе с Византией, на юге с Персией и Индией, а на востоке с Китаем. Образование тюркской державы стало в какой-то мере переломным моментом в истории человечества, потому что до сих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены. Бескрайние степи и горные хребты препятствовали сношениям Востока и Запада.

    В этой ситуации тюрки не только играли роль посредников, но и одновременно развивали собственную культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая, Ирана, Византии, Индии.

    Исследователей поражают сложные формы общественного бытия, иерархия чинов, военная дисциплина, дипломатия, а также наличие четко отработанного мировоззрения, противопоставляемого идеологическим системам соседних стран.

    В критические моменты большинство степного населения отказывало ханам в поддержке, и это привело к поражению тюрок в 745 г. Часть тюрок подчинилась уйгурам, унаследовавшим власть в степи, а большинство укрылось в китайских пограничных войсках. В 756 г. они подняли восстание против императора династии Тан. Остатки тюрок приняли в нем деятельное участие и вместе с прочими повстанцами были уничтожены. Однако имя «тюрк» не исчезло. Больше того, оно распространилось на пол-Азии. Арабы стали называть тюрками всех воинственных кочевников к север у от Согдианы, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его стали для степняков образцом доблести и геройства. В дальнейшем этот термин еще раз трансформировался и стал названием языковой семьи. Так сделались «тюрками» многие народы, никогда не входившие в великий Тюркский каганат VI-VII вв. Некоторые из них были даже не монголоиды, как например, туркмены, османы, азербайджанцы и др.


    написать администратору сайта