Главная страница
Навигация по странице:

  • Способы уменьшения

  • Этнодифференцирующий признак.

  • физического типа людей

  • Культурный признак.

  • Языковой признак.

  • Хозяйственный признак.

  • Бытовой признак.

  • Семейный признак.

  • Горохова. Задание 2. Этноцентризм


    Скачать 11.44 Kb.
    НазваниеЭтноцентризм
    Дата11.06.2020
    Размер11.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГорохова. Задание 2.docx
    ТипДокументы
    #129574

    Этноцентризм.

    Этноцентризм — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Термин этноцентризм был введен в 1906 г. У. Самнером, который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие.

    Исследования по этноцентризму, проведенные Д.Кемпбеллом и его коллегами, показали, что всем людям свойственно:

    1. считать то, что происходит в их культуре, естественным и

    правильным, а то, что происходит в других культурах -

    неестественным и неправильным;

    2. рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что

    хорошо для нас, то - хорошо и для других;

    3. считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно

    верными;

    4. считать помощь и кооперацию с членами своей группы

    естественной;

    5. действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;

    6. гордиться своей группой;

    7. чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.

    Многие культуры само понятие человек определяют через название своей культурной группы (племени), таким образом, люди из других культур не воспринимаются как действительно люди. Так, для древних греков люди, не говорящие погречески, были варварами (от звукосочетания варвар — непонятная речь).

    Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки. Поэтому некоторые ученые считают, что сравнительный метод глубинно этноцентричен по своей сути и зачастую — это другой способ расположения людей все в той же иерархии во главе с собственной культурой. Другие ученые видят опасность в том, что, изучая культуру, многие социальные исследователи находят параллели с прошлым своей собственной культуры, невольно опять таки поддаваясь соблазну рассматривать ее на верху иерархии.

    Способы уменьшения:

    1. сопротивление и осознание собственного этноцентризма - первый шаг к свободе от него.

    2. путем осознания ограниченности наших современных знаний и попытки проверить данные исследований и теорий в других культурах.

    3. научиться ценить лучшее из того, что производится людьми, вне зависимости от того, где это делается.

    4. анализировать механизмы социального поведения в других культурах и овладеть навыками, которые способствуют успешности взаимодействия представителей разных культур.

    Этнодифференцирующий признак. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что отличия, дифференциация этносов друг от друга — вопрос второстепенный для выяснения их сущности. Однако они упускают из виду, что без этнической дифференциации теряет смысл вопрос об этнической идентификации. Характерная особенность этнических общностей состоит именно в том, что их непременным свойством, имеющим важное научное значение, является взаимное различение.

    Среди всей совокупности этнодифференцирующих признаков прежде всего следовало бы выделить внешние отличительные особенности физического типа людей — расовые признаки, поскольку оценка человека начинается обычно с его внешности, т.е. с расовой принадлежности. Но, во-первых, народы мира в большинстве имеют сравнительно однородный расовый состав, хотя антропологические типы могут и отличаться, однако для неспециалиста различия между близкими антропологическими типами практически неуловимы. Во-вторых, внешние отличия между людьми одного народа не такая уж редкость. Например, в Германии средний житель южной части страны — Баварии — темнее и шире лицом, меньше ростом, чем северянин, а среди немцев-северян процент блондинов гораздо выше, чем в Баварии. Русские-ростовчане, большей частью черноволосые и темноглазые, довольно сильно отличаются от русских коренных жителей северо-западных областей, чаще всего русоволосых и голубоглазых. Китаец из северо-западных районов страны по одним лишь чертам лица легко отличит земляка от китайца с побережья Южно-Китайского моря.

    Поэтому в действительности расовые черты не играют сколько-нибудь существенной этнодифференцирующей роли. Кроме того, в настоящее время процесс смешения рас зашел весьма далеко и не позволяет определить этническую принадлежность человека по расовому признаку. Можно привести немало примеров, когда отдельные этносы состоят из представителей различных рас (кубинцы, мексиканцы, бразильцы и т.п.). Более того, в современной этнической картине мира вообще не существует абсолютно «чистых», не смешанных в антропологическом отношении этносов.

    Культурный признак. Как свидетельствует анализ данных относительно этнодифференцирующих признаков, для этнического размежевания более существенное значение имеют характерные черты культуры в самом широком смысле этого слова, т.е. понимаемой как совокупность специфических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов. Именно в сфере культуры обычно сосредоточены основные отличительные признаки этносов. Не случайно в практике повседневного межэтнического разграничения, как правило, акцент делается на устойчивых и отчетливо внешне выраженных компонентах культуры этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для каждого этноса своеобразием.

    Языковой признак. В этой группе культурных компонентов важным этнодифференцирующим признаком является язык, но и он не всегда показывает, к какому этносу принадлежит человек. Возможны случаи, когда на одном языке говорит несколько этносов — английский, испанский, португальский, русский и др., также возможно, что один этнос говорит на нескольких языках — мордва говорит на языках эрзя и мокша.

    Возможны и другие ситуации. Например, большинство сегодняшних ирландцев говорит по-английски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ирландцы говорили 300-400 лет назад, но ни у самих ирландцев, ни у ученых нет сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки. Нельзя забывать и о случаях, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах; так, северные, восточные и южные группы немцев и особенно китайцев просто не понимают друг друга. Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания.

    И все же, по мнению большинства специалистов, язык занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения. В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику — иной алфавит или правописание, иную фонетику, лексику, специфические обороты и фразеологические сочетания. Так, явное, специально культивируемое своеобразие характерно для аргентинского-испанского и бразильского-португальского.

    На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный (религиозный), благодаря которому сложилось большое количество межэтнических общностей. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основных мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Сформировавшиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немало народов мира. Однако мировые религии также не являются показателями этнической принадлежности человека. Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов.

    Хозяйственный признак. Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает разграничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукочевой, кочевой), формам орудий труда, одежды и других элементов материальной культуры.

    В качестве примера можно рассмотреть обычную соху — древнейшее пахотное орудие, с помощью которого сотни лет пахали землю крестьяне Восточной Европы. В начале XX в. насчитывалось несколько десятков типов сох. Разными сохами пользовались жители Центра России, Литвы, Белоруссии. Украинский воз, в который большей частью запрягали волов, сильно отличался от русской телеги, которую обычно тащит лошадь. Японская наковальня совершенно не похожа на русскую. Польский и русский кузнецы придавали в старину разную форму обычному топору.

    Своеобразны жилища у разных народов мира. Это и свайные постройки (у части меланезийцев и микронезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома —юрты, чумы, типи (у народов Севера, индейцев прерий), и дома-башни (у народов Кавказа). Русские крестьяне, куда бы они ни попадали, стремились всегда построить срубный дом из дерева. Например, в полярной тундре его возводили из плавника (бревен, прибитых к берегу моря), а в безлесых районах Кубани, Казахстана русские предпочитали подолгу жить в землянках, чтобы накопить деньги и привезти лес для постройки, но не пользовались местными мазанками.

    И интерьер домов у разных народов — свой. Например, как бы ни различались дома восточных славян по материалу, вдоль стен ставили закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу — киот с иконами, у печки размещались полки и шкафчики для посуды. Спали на деревянном помосте (русские полати). Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лицевой стены.

    Бытовой признак. Очень сильно различается традиционная одежда. По одежде русской крестьянки начала XIX в. нередко удавалось с точностью до конкретного селения определить ее родину. По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек. До сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка.

    Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому их значение как этнодифференцирующих признаков уменьшается.

    Различия между народами проявляются и в составах пЪтребляе-мой п и щ и, и в способах ее приготовления, и времени ее приема. Эти отличия продолжают жить и сегодня, так как пищевые пристрастия меняются с большим трудом.

    Так, для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других — мясо (большинство народов Севера), для третьих (их называют ихтиофагами) — рыба. Хорошо известно, что у многих народов действуют разнообразные запреты на определенные виды пищи. Так, народы Индии не едят говядины, а народы, исповедующие ислам и иудаизм, — свинины. Ряд народов не употребляет в пищу молока (кхмеры). У одних народов деликатесом считается мясо собаки (полинезийцы), у других — змеи (многие азиатские народы), у третьих — лягушки (французы) и т.д. Особенно стойко сложившиеся традиции сохраняются у сельского населения, но и пища горожан продолжает оставаться в целом традиционной, несмотря на многие изменения и знакомство с пищей других народов. Кстати, поэтому бесполезны и даже вредны диеты, предлагаемые представителями иных народов в качестве панацеи от каких-то болезней или для похудения. Многие продукты, перечисленные в них, могут просто не усваиваться неприспособленными к ним организмами. Так, в России часто на завтрак готовят молочные каши, а китайцы, почти не употребляющие молока, просто не усвоят этого продукта. И хотя знакомство с пищей других народов и может многое сказать о них, употреблять новые для себя продукты следует с большой осторожностью.

    Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этнические различия. Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках. В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик. Одни народы привыкли спать на возвышении, другие — на полу.

    Более важными этнодифференцирующими признаками являются обряды и обычаи, которых придерживается человек.

    Семейный признак. Существенно различаются семейный быт, брачные обычаи и обряды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространенной сегодня у подавляющей части человечества, до сих пор у некоторых народов сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество). У одних народов (у племени пунанов на острове Калимантан) для заключения брака достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины заявили о взаимном согласии вступить в брак, у других народов (коши в Афганистане) свадьба длится двое суток, а у третьих — целых восемь (некоторые народы Индии). Для большинства европейских народов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь ближайшие родственники и знакомые, а у народов Кавказа на свадьбу по традиции приглашаются сотни гостей.

    В общении между людьми этническое своеобразие проявляется на каждом шагу. Хрестоматиен пример болгар, у которых в отличие от огромного большинства народов мира кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево — согласие. Американец закидывает ногу на ногу иначе, чем русский или француз, — он кладет на колено одной ноги щиколотку другой. Европейцы хлопают руками в знак восхищения или радости, а китайцы — в знак горя или разочарования. В XIX в. переодетого европейского путешественника, полагавшего, что он отлично знает обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников только потому, что он отбивал такт музыки ногой; другого путешественника в сходном случае выдало то, что утром он сделал свой первый шаг не той ногой, какой остальные.

    Словом, быт каждой страны пронизан особенностями, которые являются именно этническими, и нередко заметить их, понять их специфику может только посторонний для данного этноса человек. Но все-таки обряды и обычаи разных народов имеют достаточно много сходных черт, что затрудняет процесс идентификации, и даже если они сильно отличаются друг от друга, требуется специалист, чтобы правильно решить вопрос идентификации.

    Таким образом, в современной этнологии нет единой и общепринятой системы этнодифференцирующих признаков, на основе которой можно было бы решать вопрос об этнической идентичности. Это вполне закономерно, поскольку неповторимый облик каждого этноса создается не отдельной или специфической чертой, а особым, характерным только для него сочетанием объективных свойств, многие из которых могут быть присущи и каким-то другим этносам.

    Констатация этого обстоятельства, однако, не исключает из проблематики научных исследований этническую идентификацию. До сих пор актуальна проблема выявления «неразложимого остатка», который позволит уверенно провести идентификацию. Очевидно, что это то внутреннее сознание и те стереотипы, которые позволяют человеку действовать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса. Такими проблемами занимается психологическая антропология. С начала XX в. эта отрасль антропологии изучала вопрос, каким образом человек воплощает в себе культуру определенного этноса. Начав с изучения модальных личностей, не давшего желаемых результатов, ученые перешли к исследованию ценностей, которые понимаются как осознанные или неосознанные, характерные для индивида или группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия.

    На основе этих ценностей складываются ценностные ориентации — обобщенная концепция природы, места человека в ней, отношения к человеку, желательного или нежелательного в межличностных отношениях, и отношения человека с окружающим миром.


    написать администратору сайта