Главная страница

курсовая работа музеи псковской области. Этноэкологические музеи как учреждения культуры 5 Сущность этноэкологических музеев 5


Скачать 89.4 Kb.
НазваниеЭтноэкологические музеи как учреждения культуры 5 Сущность этноэкологических музеев 5
Анкоркурсовая работа музеи псковской области
Дата01.11.2022
Размер89.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5muzei_Pskovskoy_oblasti.docx
ТипРеферат
#764854
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

СОДЕРЖАНИЕ




Введение 3

Глава 1 Этноэкологические музеи – как учреждения культуры 5

1.1.Сущность этноэкологических музеев 5

1.2.Функции этноэкологических музеев 10

Глава 2 Особенности Этноэкологические музеи Псковской области 13

2.1 Анализ деятельности этноэкологических музеев Псковской области 13

Таким образом, можно заключить, что музеи Псковской области 18

2.2 Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» 18

2.3 Музей «Пушкинская деревня» 23

2.4 Государственный музей-заповедник «Изборск» 24

2.5 Музей-усадьба М.П. Мусоргского 30

Заключение 32

Список использованной литературы 35


Введение



В процессе исторического развития музей менялся вместе с миром, его окружавшим. В нем нашли свое отражение почти все этапы общекультурного и научного развития. Музей является одним из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам.

С появлением масс-медиа изменилось и место музея в современном мире - многие, принадлежавшие ему функции по созданию места языка культуры перешли к прессе, радио, телевидению. Изменение роли музея в обществе определило возникновение, наряду с сохранившимися музеями-памятниками прошлого, новых непривычных музейных форм. Так, в 70-х годах в Европе и Северной Америке возникают экомузеи, в странах Латинской Америки – «интегрированный музей», а в 80-е годы - движение «Новая музеология», объединившее специалистов из многих стран мира. В основу изменений был положен пересмотр «концепций универсального музея, статичного во времени и пространстве». В отличие от классического музея, тесно связанного с политикой государства, экомузеи обладает «специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие». Таким образом, музей активнее, чем когда бы то ни было, участвует в деле создания культурно-исторической среды.

Целью настоящего исследования является особенности этноэкологических музеев Псковской области.

Для достижения поставленной цели необходимо сделать следующие задачи:

    1. Рассмотреть сущность этноэкологических музеев

    2. Проанализировать функции этноэкологических музеев

    3. Провести анализ деятельности этноэкологических музеев Псковской области.

Предметом исследования выступает деятельность этноэкологических музеев.

Объектом – этноэкологические музеи Псковской области.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования – изучение, анализ обобщение.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Глава 1 Этноэкологические музеи – как учреждения культуры





    1. Сущность этноэкологических музеев


Экомузеи (этноэкологические музеи-заповедники) – это разновидность музеев под открытым небом, в которых архитектурно-этнографические, археологические, естественно-исторические памятники останавливаются на первоначальном их местонахождении в естественной жизненной природной среде, в привычном окружении человека.[2]

Сам термин «экомузей» впервые употребил в 1971 году на Девятой генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM), а затем ввел в научный оборот французский музеолог Югде Варин.

Создатели первых экомузеев своей главной целью считали оптимальное сохранение и развитие социокультурной и природной среды как единого целого с учетом экологических проблем и особенностей данного региона. Экологический подход требовал интеграции дисциплин для того, чтобы выявить и охарактеризовать отношения между природными условиями и техническим, экономическим, культурным развитием округа. Региональный характер первых французских экомузеев проявился, прежде всего, в том, что они были адресованы местным жителям и создавались при их непосредственном участии совместно со специалистами и при активной поддержке региональных властей.

В отличие от классического музея, тесно связанного с политикой государства, экомузей обладает «специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие». Таким образом, музей активнее, чем когда бы то ни было, участвует в деле создания культурно-исторической среды.

Этноэкологические музеи-заповедники или экомузеи – это разновидность этнографических музеев под открытым небом, в которых архитектурноэтнографические памятники восстанавливаются на первоначальном местонахождении в соответствующем природном окружении.

Основателем движения за создание экомузеев считается французский этнограф Жорж Анри Ривьер. В его понятии экомузей - не только культурно-просветительское учреждение, распространяющее знания об архитектуре, предметах быта, но и лаборатория по выработке методов совершенствования отношений между человеком и его окружением. [2]

Экомузей не создает собирательный образ музея традиционной культуры и быта, а фиксирует на месте и воссоздает их в том виде и на основе того материала, который бытовал и бытует в настоящее время. «Экомузей - это воссоздание и сохранение не только традиций в реальной жизненной среде, но и самого культурного пространства - духовных, этических, хозяйственных связей между людьми»[1].

Экомузеология - довольно молодое направление в развитии музейной практики и теории. Во второй половине XX в. на музеи стали смотреть не только как на учреждения по сбору и хранению музейных предметов. Прогрессивные музейные деятели увидели в музеях эффективное средство социальных и культурных преобразований. Наиболее ранний пример такого понимания музея можно найти в США, где в 60-х гг. XX в. появился общинный музей в Анакостии. После предоставления неграм равных гражданских прав у местной общины близ Вашингтона появилась идея пропагандировать музейными средствами историю и культуру афроамериканского населения.

В эти же годы во Франции в ряде сельских общин силами местного населения было создано несколько природных парков: Мон де Арре, Уэсан, Гранд-ланд, Камарг, Нижняя Сена. Передовой французский этнограф и музееолог Жорж Анри Ривьер в 1971-1974 гг. совместно с музеологом Югом де Варином создали на основе двух старинных промышленных городов огромный музей во Франции - Ле Крезо. Экспонатами этого музея стали десятки недвижимых памятников. Были сохранены и му- зеефицированы: угольная шахта, средневековый монастырь, улица с жилыми домами начала XIX в., животный и растительный мир окрестностей. [12]

Этот метод в 1971 г., со слов Юга де Варина, получил название «экомузей». В 1985 г. в Лиссабоне была создана международная общественная структура, пропагандирующая создание экомузеев, - MINOM. Так зародилось новое направление в сохранении и использовании историко-культурного наследия - экомузеология.

К идее создания экомузеев подводило совершенствование скансен-музеев. В экомузеях архитектурные, археологические и этнографические памятники не переносятся, а сохраняются и восстанавливаются на месте своего возникновения и первоначального бытования. По мнению Ж. А. Ривьера, экомузей - это не только культурно-просветительное учреждение, распространяющее знания о прошлой истории и культуре, но и своеобразная лаборатория для изучения взаимодействия человека и природы и совершенствования их отношений.

Экомузей и местное население должны быть активными партнерами в поисках экологического равновесия между природой и человеком. Регулятором этих отношений является традиционная культура, предполагающая щадящее отношение человека к природе. Экомузеология понимает под экомузеем комплекс творений рук человека и творений природы. [12]

Экомузеология подошла с принципиально новых позиций к пониманию музейного предмета. Для нее музейные предметы - это не уникальные исторические предметы или редкие природные объекты и не шедевры произведений искусства. Музейный предмет в экомузее - это типичный предмет сохраняемой культуры. Музейным предметом становится и сама территория, на которой сложилась культура, и все, что составляет культуру сохраняемого народа: уклад жизни, орудия труда, способы, приемы и умения труда, обычаи и обряды, фольклор. Основное отличие экомузея от классического музея павильонного типа в том, что классический музей состоит из триады - здание, коллекция, посетитель, а экомузей - из триады - территория, историко-культурное и природное наследие, община местного населения.

В экомузее представлена многогранная жизнь народа: труд, ремесло, технологии, быт, отдых, культура, обряды, развлечения. Поэтому в создании и дальнейшей деятельности экомузея должны принимать участие специалисты самых различных профилей. При этом местные жители являются участниками музейного процесса в сохранении историко-культурных объектов, организации культурной деятельности, управлении музеем. Местные жители и персонал музея должны быть заинтересованы в существовании и развитии экомузея. По предположению Ж. А. Ривьера, экомузей управляется тремя структурами: штатными работниками музея, местными властями и местными жителями.

Экомузеи быстро завоевали признание в Европе: Франции, Португалии, Швеции, Польше. С 1980 г., благодаря музеологу Пьетро Мейрану, они быстро распространились в Канаде. Здесь за короткий период в провинции Квебек было создано пять экомузеев.

Под влиянием идей экомузеологии в Европе наряду со скансен-музеями стали появляться специализированные музеи, посвященные какому-либо одному виду деятельности: пастушеству, огородничеству, животноводству. Стали создаваться музеи на основе памятников городской архитектуры, археологических объектов, памятников техники.

В Англии, где сохранилось мало этнографических раритетов, стали создаваться экомузеи техники и промышленности. В 1968 г. создан музей «Ущелье Айронбридж». Это территория колыбели промышленной революции. Все памятники сохранены в положении in situ. Сохранившимся железнодорожным мостом соединены в единый комплекс все музейные объекты: доменная печь, Музей железа, металлургический поселок, семейный особняк заводчика, плотницкая улица, квакерское кладбище, фарфоровый завод. В 1971 г. открылся музей «Бимиш» - это музей человека и промышленности Северо-Востока Англии. Здесь был воссоздан шахтерский поселок с подлинной жилой застройкой, трамвайными и железнодорожными путями, железнодорожной станцией, магазинами, пивными ларьками, домом зубного врача, парком. [12]

В Америке пошли по пути создания не этнографических музеев или музеев истории промышленности, а в основном музеев истории Гражданской войны. Одним из первых в 1934 г. был создан музей «Дореволюционный Уильямсберг». Это целый город XVIII в., состоящий из нескольких десятков недвижимых памятников, в том числе резиденции губернатора, Капитолия, здания суда и тюрьмы. Прекрасным музеем истории Гражданской войны является музей «Форт Самтор», созданный на острове - последнем оплоте рабовладельческого Юга. Здесь в руинированном состоянии, со следами разорвавшихся снарядов сохранена крепость с артиллерийскими орудиями периода Гражданской войны, на основе раскопанных вещей создан музей в построенном павильоне.

Главными принципами экомузея являются следующие: музей - место гармонии человека и природы; он создается в интересах местного населения; в его создании принимают участие работники музея, местные власти и местное население; экомузей - это не здание, а территория со сложившейся совокупностью природного, исторического и культурного наследия; экомузей создается на месте нетронутого разрушительной силой современной цивилизации комплекса в положении in situ.

Во второй половине 1980-х гг. экомузеи появились и в России. Первые проекты были осуществлены в Сибири. В 90-х гг. создан хантыйский музей «Варьеган» в Тюменской области. Активно создаются музеи нового типа в Кемеровской области. В 1988 г. на основе археологического петроглифического памятника был открыт музей-заповедник «Томская Писаница», в 1990 г. - музей культуры и быта шорского народа «Тазгол».

Сибирь располагает огромным потенциалом исторического, культурного и природного наследия для создания музеев под открытым небом. Здесь имеются огромные археологические ландшафты с плотным размещением памятников самых различных эпох, этнографические реликты аборигенного населения, памятники хозяйственного и культурного освоения края русским населением, памятники гигантских промышленных строек, не тронутые индустриализацией и урбанизацией заповедные уголки природы. Ждут своего воплощения разработанные сибирскими учеными-музееведами проекты телеутского музея «Чалкой», татарского - «Калмаки», «Московско-Сибирского тракта» как памятника хозяйственного и культурного освоения Сибири, Шес- таковского музея-заповедника на основе памятников природы, палеонтологии, археологии и истории местного края.

  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта