Инклюзивный подход в Европе и США. доклад_ип. Сравнение моделей инвалидности в Европе и сша
Скачать 19.09 Kb.
|
Сравнение моделей инвалидности в Европе и США Проблема отношения к людям с ограниченными способностями всегда была довольно острой, так как во многих обществах они становятся изгоями из-за преобладания медицинского подхода. Чтобы исправить ситуацию, было создано несколько моделей инвалидности в Европе и США. Используя эти теории на практике, можно посмотреть на проблему изнутри и найти способы ее решения. Особый интерес представляют 2 непротиворечащие друг другу модели: культурная и психосоциальная. Рассмотрим их более подробно. 1. Культурная модель в США Динамическая составляющая социального движения инвалидов в США и Великобритании в 1980-1990-х годах XX века, социально-политическая модель инвалидности как группы угнетаемого меньшинства, идеи Харлана Хана, Паула Лонгморе, Вика Финкелштейна, Елспета Моррисона, Ирвинга Золы и других исследователей послужили основанием для разработки во второй половине 90-х годов прошлого века культурной модели инвалидности. Согласно этой модели, инвалидность можно рассматривать как совершенно особый культурный феномен, отличный от других культурных феноменов. Дискуссия о культурной модели инвалидности ведется о том, каким образом социальная идентичность сплачивает людей, каким образом культура и искусство инвалидов дают возможность людям с ограниченными возможностями не только войти в «мэйнстрим» доминантной культуры, но и создавать собственный позитивный публичный имидж в обществе. Развитие культуры инвалидности дает понимание инвалидам особенностей своей жизни как группы людей с ограниченными возможностями, показывает, что инвалидность приносит особую уникальность и групповую идентичность. Культура инвалидности включает гордость за принадлежность к коллективу, группе, организации, объединяет разных инвалидов вместе, укрепляет их общественную позицию. Самоидентификация представляет собой одну из наиболее устойчивых характеристик для групповой идентичности, однако суть указанной идеологии создает понимание того, что самоидентификация инвалидов требует комплексного решения и, прежде всего, преодоления зависимости лиц с ограниченными возможностями от иерархии культурных предпочтений господствующих в социуме властных групп, создания особой субкультуры инвалидности и активной культурной интервенции людей с ограниченными возможностями в доминантную на данный момент в обществе культуру. Сейчас в США появляется все больше доступных (для инвалидов) общин коллективов. Под этим, свою очередь, подразумевается прежде всего приобщение к социальной жизни того или иного сообщества, будь то рабочий коллектив или даже община как совокупность населения, проживающего на определенной территории. Инвалиды в США также всячески подчеркивают, что имеют такие же гражданские права, что и другие их соотечественники. Говоря про свои права, они используют словосочетание “полноценное гражданство”, которое выражает идею абсолютного «включения» в социальную жизнь страны в целом и отдельных сообществ в частности, Как реакции на недовольство со стороны инвалидов, в США в последнее время возникают разнообразные статьи и руководства по устройству общин, а также рабочих и учебных коллективов, которые не делают разграничения между инвалидами и остальными членами социальной группы. Несомненной положительной чертой таких руководств являются советы по использованию политически корректной лексики в отношении людей с ограниченными возможностями. 2. Психосоциальная модель в США Психосоциальной модели инвалидности, вытекающей из учения Гофмана, и в качестве методологической базы, использующей социологию символического интеракционизма и постмодернистские концепции. Эта модель, разработанная вначале в США, приобрела широкое признание в научном сообществе и стала методологической базой, на основе которой развивались большинство из последующих американских моделей инвалидности. Гофман рассматривал разрыв между тем, чем человек должен быть - «виртуальной социальной идентичностью», и тем, что он на самом деле собой представляет - «актуальной социальной идентичностью». Любой человек, имеющий между этими двумя идентичностями разрыв, «заклеймен», «стигматизирован». С помощью понятия «стигма» рассматриваются театрализованные взаимодействия между нормальными и заклейменными людьми, к которым можно отнести и лиц с ограниченными возможностями. Природа такого взаимодействия зависит от того, к какой из двух категорий принадлежит человек - дискредитированной или дискредитируемой. В случае дискредитированной стигмы автор полагает, что различия известны всем членам аудитории или очевидны для них (например, страдающий параличом или не имеющий конечностей, — это в случае, если человек обладает визуально определяемой инвалидностью. Для такого человека основная проблема, определяемая в терминах драматургического подхода, - контроль над психологическим напряжением, возникающим из-за того, что окружающим известно о его отличии от окружающих. Дискредитируемая стигма - такая, в которой членам аудитории различия не известны и не ощущаются ими (например, для страдающего пороком сердца или онкологическим заболеванием — это в случае, если человек обладает не определяемой визуально инвалидностью). Для человека с дискредитируемой стигмой драматическая проблема заключается в управлении информацией таким образом, чтобы его проблема, трудность, по возможности, оставалась аудитории неизвестной, для того чтобы не быть стигматизированным, то есть дискриминированным. Согласно драматургическому подходу Гофмана, инвалидность определяется как результат действия стигмы - неожидаемых различий или «нетипичности». Таким образом, граница между здоровыми и инвалидами, то есть между «нормой» и «аномалией» является социальной конструкцией. Причем стоит отметить нестатичный характер этой границы, она меняется в двух плоскостях - пространстве и времени. «В силу этого, инвалидность можно понимать не только как физиологическую патологию организма, дефект внешнего вида или поведения человека, но и как социальное определение, стигму, ярлык. Этот ярлык - знание об инвалидности - может приклеить человеку какая-то конкретная социальная система, в которой данное состояние принято считать отклонением от нормы. 3. Особенности моделей инвалидности в Европе В 70-х годах европейские социальные работники отказываются от термина «инвалид». Постепенно слово инвалид выходит из употребления, так как означало «не валидный», «не пригодный», «вышедший из строя» и на смену ему приходит англосаксонское «Нandicap» (hand in cap), означающее в буквальном переводе «рука в шляпе». В Европе основное развитие модели инвалидности приобрело особую форму «игры». Наndicap — это игра, случайно изобретенная людьми, пытавшимися каким-то образом организовать свой досуг в отсутствии игрового материала. Участники игры выполняли определенные действия с перевязанной рукой. Такое препятствие ограничивало возможности играющих, которым была предоставлена возможность сравнить свою временную ситуацию с необратимой ситуацией инвалидов и понять, в каком социально невыгодном положении оказываются последние по сравнению с большинством человечества. Автор данной концепции (Ф. Вуд) построил свою модель на простом постулате: «Инвалидом оказывается любой человек, перед которым встают препятствия, ограничения, мешающие ему нормально действовать, в результате чего он попадает в социально невыгодное положение». Несчастный случай, болезнь и другие причины могут привести к органическим нарушениям, способным вызвать недостаточность организменных функций (патологический аспект Наndicap), что и является причиной социального неблагополучия, невыгодного положения (ситуационный аспект). В конце 80-х годов ВОЗ одобрила концепцию Наndicap Ф.Вуда и приняла ее за основу при составлении "Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» (МКН). Наndicap является одновременно философской, социальной и медицинской концепцией. Социальный работник сопровождает личность с ограниченными возможностями на пути к адаптации и социализации. Интегрировать личность с ограниченными возможностями, предоставить ей возможность развивать свои индивидуальные компетенции, снимая все возможные социальные препятствия (доступ к учреждениям, к информации, транспорту, преодоление негативного отношения), являются сегодня одной из основных задач социальной работы как науки, так и практической деятельности. Социализация никогда не происходила вне общества. Доказательство: дети-Маугли. Лишь только находясь в обществе можно ассимилировать «норму», приспосабливаясь к ней. Общество, в лице государства, тогда расширит их возможности и нивелирует недостаточность, когда ему удастся снять барьеры, произвести так называемое «социальное протезирование»: - построить пандусы, туалеты, установить лифты, адаптированные светофоры для слепых пешеходов, распространить алфавит Брайля, - обратит внимание на монтессори-материал, откроет мастерские защищенного труда. Адаптация концепции Наndicap к международным соглашениям во многих европейских странах определила гражданскую позицию членов общества к лицам с ограниченными возможностями и укрепила гражданский статус в правовом обществе. 4. Вывод В связи с развитием гуманизма в западных странах, граждане ЕС и США стремятся адаптировать инвалидов к простой для нас, но сложной для них среде. Здоровые люди проявляют эмпатию и сочувствие к лицам с определёнными недугами. В США чётко сформировались 2 модели: культурная и психологическая. Культурная модель стремится объединить инвалидов в определённые группы на основе самоидентификации. Психосоциальная модель Гофмана, напротив, раскрывает сущность проблемы адаптации инвалидов к агрессивной среде, ищет социальные причины. В Европе же не произошло формирование чётких моделей инвалидности. Граждане стремятся более благосклонно относиться к данным лицам. Вникая в физиологическую и анатомическую проблему инвалидности, игра помогает проявить к инвалидам максимальное сочувствие и переживание. Не смотря на разные аспекты, европейская и американская модели имеют право на жизнь. Они стремятся помочь этим людям и свести на нет все их недостатки. |