Философия. ИДЗ №1
Студент: Москотин А.И.
Группа: ХТб-2102а
Основные концепции античной философии
Натурфилософские концепции
| Название школы
| Основатели и представители
| Период
| Элементы, из которых состоит мир (основные категории)
| Основные методы познания
| Значение концепции для последующего развития философии
| Милетская
| Фалес
| 625-547 гг. до н.э.
| Вода – «физос» - жидкий
| Диалектика
| Тенденция к материализму или идеализму. Ни смотря на то, что у трёх представителей разные представления о первоначале мира – основной упор на теоретическое, рациональное объяснение природы, а значит отдаление от мифологии и развитие науки
| Анаксимандр
| 610-547 гг. до н.э.
| «Айперон» - бесконечная субстанция
| Диалектика
| Анаксимен
| 585-525 гг. до н.э.
| Воздух, проходящий в своём изменении ряд этапов
| Диалектика
| Элейская
| Парменид
| 501-450 гг. до н.э.
| Бытие
| Метафизика
| Зарождение онтологии
| Зенон
| 495-425 гг. до н.э.
| Бытие
| Метафизика
|
| Ксенофан
| -
| Бытие
|
| Пифагорейская
| Пифагор
| 570-495 гг. до н.э.
| Число
| Метафизика
| Демонстрация продвижения философской мысли от чувственного мышления к интеллектуальному, абстрактному
| Атомистическая
| Демокрит
| 460-370 гг. до н.э.
| Атом
| Диалектика
Метафизика
| Теория атомистического строения Вселенной
|
| Гераклит
| 535-483 гг. до н.э.
| Огонь – «Логос» - закон вечной природы
| Диалектика
| Разделение начала мира (огня) на идеальное и материальное, что стало основой для идеалистических учений
| Академия
| Платон
| 427-347 гг. до н.э.
| Духовное начало, независящее от сознания
| Диалектика
| Первая последовательная система объективного идеализма. Выделение форм правления государством
| Ликей
| Аристотель
| 384-322 гг. до н.э.
| Материя и форма
| Метафизика
| Зарождение теологии
|
Антропологические концепции
|
| Основатели и представители
| Период
| Идеал человека
| Отношения между человеком и государством
| Значение концепции для последующего развития философии
| Софисты
| Протагор, Горгий, Продик
| 5 век до н.э.
| Человек искусный, мудрый, красноречивый
| Полисная демократия
| Гносеологический релятивизм.
Смещение философской проблематики. Теперь вопрос не в космосе, а в человеке и его взаимодействии с социумом
| Сократ
| Сократ
| 469-399 гг. до н.э.
| Нравственный человек, обладающий добродетелью
| Правовое государство
| Нахождение истины путём доказательства в свободном споре
| Киники
| Антисфен, Диоген
| 404-323 гг. до н.э.
| Добродетель и свобода заключаются в безразличии к материальным благам, в совершенствовании духовности
| Неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, морали
| Противопоставление экономических отношений рабовладельческого общества и отношения морали
| Стоики
| Зенон Китионский, Хриссип, Эпиктет, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий
| 1 в. н.э.
| Единственное благо – добродетель, которая заключается в воле. Всё зависит от самого человека
| Подчинение личных интересов благу государства
| Впервые появился термин «логика». В качестве идеала выдвигали аскетизм.
| Сад Эпикура
| Эпикур
| 341-270 гг. до н.э.
| Начало всякого блага – удовольствие, основанное на чувстве меры
| Свобода человека от общественной и политической деятельности
| Принципы гедонизма. Начало борьбы с религиозными суевериями
| Скептики
| Пиррон
| 4-1 вв. до н.э.
| Не существует достаточных оснований для того, чтобы предпочитать один порядок другому
| Плюрализм в понимании социальных норм
| Начало эллинистической философии (изучение этических проблем)
| |