курсовая работа музеи псковской области. Этноэкологические музеи как учреждения культуры 5 Сущность этноэкологических музеев 5
Скачать 89.4 Kb.
|
2.5 Музей-усадьба М.П. МусоргскогоЕдинственный в мире государственный мемориальный музей-усадьба великого русского композитора М.П. Мусоргского был создан по инициативе директора Жижицкой школы А.И. Качнова, при поддержке Союза композиторов СССР и Министерства культуры. Торжественное открытие музея состоялось 29 июня 1968 года. В 1970 году мемориальный музей М.П. Мусоргского был включен в состав Псковского музея-заповедника в качестве филиала. В фондах музея содержатся предметы дворянского быта из семей близких родственников и друзей композитора: мебель, посуда, предметы убранства жилища, альбом семейных фотографий, икона из церкви Одигитрии погоста Пошивкино, прихожанами которой были родители Мусоргского. Модест Петрович Мусоргский был композитором в высшей степени национальным, в полном смысле слова певцом России. Он оставил нам в наследство непревзойденные образцы оперного и симфонического искусства, шедевры вокальной классики, признан одним из величайших композиторов во всем мире. Творчество Мусоргского глубоко народно и реалистично, он служил народу всеми силами творческого гения. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» пополнили золотой фонд мировой классической музыки. Усадьба в Наумово принадлежала родителям матери композитора – дворянам Чириковым. Ее в разные годы посещал Модест Петрович. Сохранился практически весь комплекс главных усадебных построек: усадебный дом, флигель, молочная, амбар, оранжерея. Неподалеку, в деревне Карево, располагалась усадьба его отца – Петра Алексеевича Мусоргского. Постройки усадьбы полностью утрачены, сохранился лишь законсервированный фундамент усадебного дома, остатки парковых устройств. В одном из флигелей 21 марта 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский. В этой усадьбе он жил до десятилетнего возраста. Мусоргские принадлежали к старинному княжескому роду. «Я сын старинной русской семьи», - записал композитор в своей автобиографической записке. В фондах музея содержатся предметы дворянского быта из семей близких родственников и друзей композитора: мебель, посуда, предметы убранства жилища, альбом семейных фотографий, икона из церкви Одигитрии погоста Пошивкино, прихожанами которой были родители Мусоргского. К творчеству композитора относятся печатные издания его произведений, в том числе первое из них – «Полька-подпрапорщик» 1852 года. К 150-летию композитора 1989 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Мусоргского. В здании оранжереи открыли экспозицию «Зимний сад». В Карево был установлен первый в стране памятник М.П. Мусоргскому (скульптор В.Х. Думанян, архитектор А. Степанов). В 2008 году открыт новый музейный объект на погосте Пошивкино. Проведена музеефикация семейного склепа Чириковых, в котором похоронена мать композитора и другие родственники. На могиле Ю.И. Мусоргской установили надгробную плиту. Музей-усадьба М.П. Мусоргского расположена на берегу живописного Жижицкого озера. В ансамбль мемориального музея входят: усадьба Наумово с парком, усадьба Карево, погост Пошивкино, памятник М.П. Мусоргскому. Здесь можно познакомиться с: «Господским домом», построенным И.И. Чириковым — дедом композитора. В этом доме родилась Ю.И. Чирикова — мать М.П. Мусоргского и часто гостил он сам; деревянным зданием «Людская», в котором жили крепостные крестьяне; «Оранжереей», кирпичное здание которой построено в XIX веке. В настоящее время в музее М.П. Мусоргского функционируют следующие экспозиции: «Жизнь и творчество М.П. Мусоргского» (главный дом); «Постановка опер М.П. Мусоргского» (флигель); «Быт крестьян XIX века» (Людская); «Зимний сад» (Оранжерея). ЗаключениеВ заключение можно сделать следующие выводы: Экомузеи ориентированы на доминирование более широкого типа хранимого и актуализируемого наследия, включая ландшафты, нематериальные элементы - образ жизни, фольклор, народные обряды, традиционные ремесла и т. д. Для музеев, деятельность которых направлена на такие актуализированные объекты, предлагались и другие термины: средовой музей, музей действия, живой музей. Таким образом, название «экомузей» не предполагает обязательного присутствия природного, естественнонаучного компонента. Непременным и дифференцирующим признаком является социально-средовая, эколого-культурная составляющая. История города Пскова насчитывает более 1100 лет. В нем сохранились старинные сооружения, соборы и монастыри, а дополнят культурную программу интересные музейные экспозиции. Многие туристические объекты, достойные посещения, разбросаны по всей Псковской области, от средневековых крепостей до усадебных домов известных деятелей науки и искусства. На территории Псковской области расположено большое количество уникальных музеев, которые являются одной из важных составляющих историко-культурного наследия. Отличительной особенностью последних лет стало внедрение информационных технологий, участие в туристическом бизнесе, развитие новых форм профессиональной деятельности, способствующей финансовой самостоятельности музеев. Псковская губерния уже в 18 - 19 веках являлась дачным районом для аристократии и творческой интеллигенции Санкт-Петербурга. Относительно сохранившимися можно считать лишь два десятка усадеб, из которых 12 являются музеями-усадьбами или мемориальными усадьбами. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник) – особо ценный объект культурного наследия народов России, уникальный памятник русской культуры национального и мирового значения. Усадьбы не только Пушкина, но и других известных деятелей науки и искусства можно найти в Псковской области. Например, в деревне Наумово находится барская усадьба, которая принадлежала деду известного русского композитора Модеста Мусоргского. Сам он родился недалеко от Наумово, но регулярно бывал в родительском доме своей матери. При большевиках в усадьбе открыли школу, а в 1970-х гг. состоялась первая выставка, посвященная Мусоргскому – правда, не в самой усадьбе, а во флигеле. Однако сегодня она находится в основном здании, которое сохранилось в хорошем состоянии. Экспозиция посвящена жизни и творчеству композитора. В музее часто проходят музыкальные фестивали, представления, народные игры и мастер-классы. Особенно шумные гуляния разворачиваются в новогодние праздники и на Масленицу. В рамках курсовой работы была рассмотрена лишь небольшая часть экомузеев Псковской области. Список использованной литературыВилков О.Н. К истории музеев под открытым небом//Историко-архитектурный музей под открытым небом. Принципы и методика организации. - Новосибирск, 1980. - 76 с. Галкина Е.Л. Музей под открытым небом (на материалах РСФСР)//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Сборник научных трудов НИИК, № 109. - М., 1982. - 174 с. Гнедовский Б.В. Некоторые проблемы создания историко - мемориальных музеев//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. – №13. - 2018. – 36 с. Гнедовский Б.В. О создании музеев русской народной архитектуры. – М., 1981. – 164 с. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Музеи под открытым небом. Развитие принципов формирования и структуры. – М.: ГБЛ, 2017. – 41 с. Гнедовский М. Тайны под открытым небом//Музей. - №3. 1994. – 94 с. Давыдов А.Н. Музей под открытым небом как вид этнографической экспозиции//Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний: Тезисы конференции. - Омск, 1987. - 238 с. Жигульский З. Музеи мира: Введение в музееведение. - М.: Аспект Пресс, 2019. – 345 с. Кимеев В.М. Локальный музей под открытым небом как национально-культурный центр//Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР. - Омск, 1990. – 163 с. Мейран П. Новая музеология//Museum: Международный научный журнал ЮНЕСКО. - №148. - 2015. – 115 с. Музеи Псковской области. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.culture.ru/museums/institutes/location-pskovskaya-oblast?ysclid=l1x060p3g1 (дата обращения 10.04.2022) Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2018. - 190 с. Ривьер, Ж.А. Эволюционное определение экомузея//Museum: Международный научный журнал ЮНЕСКО. – №148. - 1985. – 249 с. Семененко Т.П. Экомузеи Франции: Новые тенденции в развитии музейной идеологии//Музейное дело. - №21. – 1992. – 172 с. Шола Т. Предмет и особенности музеологии//Museum. - № 153. – 2017. – 124 с. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. |