Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Зарождение национально-политического движения в Чувашии в начала ХХ века.

  • Этногенез чувашского народа характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеЭтногенез чувашского народа характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей
    АнкорIstoria_i_kulturv_Chuvashii_bez_30go (1).doc
    Дата18.02.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_i_kulturv_Chuvashii_bez_30go (1).doc
    ТипДокументы
    #2827
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    20. Собственно национальных политических партий у чувашей не было, однако среди крестьян большое влияние имели социалисты-революционеры (эсеры). В годы революции 1905—1907 гг. практически во всех «чувашских» уездах Казанской и Симбирской губерний имели место выступления крестьян не только с экономическими, политическими, но и национальными требованиями. Только в 1906 г. произошло 270 волнений. Наиболее крупное выступление чувашских крестьян имело место в феврале 1907 г. — в селе Чемеево Ядринского района.

    Представители чувашской интеллигенции в декабре 1905 г. добились от властей разрешения на издание в Казани первой легальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» («Весть-). Первый номер газеты вышел в свет в январе 1906 г. под редакцией Н. В. Никольского, впоследствии известного чувашского историка и этнографа. Газета распростра­нялась по подписке среди чувашей Среднего Поволжья и Приуралья. Но в 1907 г. она была закрыта властями.

    С наступлением реакции в 1907 г. резко усилилось национальное угнетение. Сокращались расходы на просвещение, запрещалось издание и распространение литературы на родном языке, в рукописях остались созданные в годы революции произведения многих чувашских поэтов, писателей и композиторов.

    Начавшаяся в 1906 г. столыпинская реформа, разрешившая крестьянам выделяться из общины со своим наделом, в чувашских селениях была малорезультативной. Чуваши традиционно крепко держались общинной жизни, хуторов не заводили. Столыпинская реформа, однако, сказалась на резком увеличении переселения чувашских крестьян в Сибирь. Но обещания правительства по выделению чувашам-переселенцам лучших земель и долгосрочных ссуд не были выполнены.

    В 1909—1914 гг. произошли многочисленные выступления чувашских крестьян против аграрной политики властей. Наиболее крупное из них имело место в 1913 г. в Ядринском уезде, в деревне Большие Атмени («Атменевское восстание»). Восставшие крестьяне выступали против проведения работ по выделению на хутора и отруба. Полицейский отряд подавил восстание, устроив кровавую расправу над крестьянами.

    Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война лишила многие тысячи чувашских крестьянских семей кормильцев. По данным 1917 г., из селений Чувашии в годы войны было мобилизовано в армию 42,8% трудоспособных мужчин. Чувашские солдаты воевали на всех фронтах войны. Немало чувашей было в составе Экспедиционного корпуса, сражавшегося во Франции и на Балканах.


    22. Реформаторы в царском правительстве прекрасно понимали, что традиционная сельская община в России является одним из главнейших тормозов капитализации сельского хозяйства и перевода его на рельсы товарного производства,ориентированного на рынок. Такой курс характеризуется как “рыночный”,объективно буржуазный курс реформаторского крыла в правительстве.Русская крестьянская община, сохранившаяся в деревне со средневековья,выступала в это время как организм общественной жизни деревни,нивелирующий социальные отношения внутри крестьянства,тормозивший социальное и имущественное расслоение крестьян-общинников,консервирующий натуральное нетоварное хозяйство с его архаичными формами землепользования и землеустройства.П.А. Столыпин видел главную причину отсталости сельского хозяйства России в чрезвычайно примитивном и нерациональном строе общинного землевладения с его чересполосицей крестьянских наделов, их раздробленностью и распыленностью,принудительным трехпольем и низкой урожайностью крестьянских полей. Средневековая община сковывала частную инициативу наиболее даровитых и хозяйственных крестьян своей уравниловкой и невозможностью выделиться из нее с личным земельным участком. В общинах постоянно практиковались переделы земельных участков и коллективная обработка земли. Крестьянин-общинник являлся в стране фактически человеком“второго сорта”,так как он не имел права уйти по своему желанию из своего территориального“крестьянского мира” и был во всем зависим от него. Это создавало в деревнях европейской части России,прежде всего,огромный переизбыток сельского населения и искусственно тормозило рост численности городского населения в целом, и, в частности,рабочих, занятых в промышленном производстве.В самой общине такое положение приводило к массовому обезземеливанию крестьян, к росту численности практически“лишнего”пауперизированного деревенского населения,живущего порой за счет работающих общинников и по сути дела являющегося неспокойным“бунтарским”и даже криминальным элементом. Да и отпускаемые из общин крестьяне в силу своей крепостной зависимости от “крестьянского мира” не могли быть полноценными городскими жителями.Уравнительные тенденции в общине лишали наиболее предприимчивых ее членов стимулов к увеличению производительности труда, к освоению и внедрению передовых агрономических приемов и новой сельскохозяйственной техники. Таким образом, происходила консервация архаических форм хозяйствования.Это вызывало нравственную,а порой и физическую деградацию части крестьянства,выражавшейся в довольно широком распространении в деревнях России такого явления как пьянство, в общем снижении культурного уровня российского крестьянина.В связи с аграрным перенаселением российской деревни среди безземельного и малоземельного крестьянства широкое распространение получило требование нового передела земли и отчуждения ее у помещиков.Хотя следует заметить, что это требование не было чуждо и более зажиточным слоям деревни.Это и послужило основной причиной крестьянских выступлений во время революции1905–1907 гг., в которой аграрный вопрос стоял с особой остротой. Дабы ликвидировать социальный конфликт в деревне, правительство во главе со Столыпиным и предприняло ряд мер с целью реформировать аграрный сектор экономики. 5декабря 1908 г. на заседании Государственной Думы П.А. Столыпин приоткрыл истинную цель нового законодательства,сказав, что правительство делает ставку“не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”,которые и “станут преградой для развития революционного движения среди крестьян”

    23. Большим потрясением для нашего народа стала начавшаяся в августе 1914 года первая мировая война. Здесь, как и по всей стране развернулась широкая кампания в поддержку русской армии во имя победы над коварным врагом. Эти события нашли свое отражение в документах уездных по воинской повинности присутствий, управлений уездных воинских начальников.Посильную помощь оказывали солдатам на фронте и женщины. Так, в Чебоксарах с первых дней войны под руководством предводителя дворянства Л. Эннатского начал свою работу Чебоксарский дамский комитет. Комитет взял шефство над 308 пехотным Чебоксарским полком. Уже к декабрю 1914 года комитетом было отправлено в полк 325 комплектов белья, в каждый из которых входили рубаха, кальсоны, чулки или портянки .В ответном благодарственном письме от 26 декабря 1914 года за № 2115, адресованном Чебоксарскому уездному воинскому начальнику полковнику Г.П. Слюсаренко, командир полка полковник Топуриа писал: «Нет цены присланным посылкам, ибо они ценны своею своевременностью, своим исключительным моментом, когда полк, завершивши в семидневном бою возложенное на него дело и сделавши форсированный марш, пообносился и нуждался именно в том, что воспоследовало из родных Чебоксар. Здесь, в окопах, вдали от родного угла, в томительно длинныя темныя ночи, под неприветливым свинцовым небом – здесь в грязь и холод, часто на непросохшей шинели, когда чувствуется особенная сильная усталость, - живое ободряющее слово с родины, подарки оживляют чувство, вливают энергию, и деловой будничный день становится праздником: как не бывало усталости, забыты неминуемыя невзгоды походной жизни; слышатся шутки, остроты; полк живет и долго помнит этот день, и не забудет никогда. Ныне этот праздник полку устроила отзывчивая душа русской женщины в лице дамскаго комитета родных Чебоксар. Чебоксарский дамский комитет развернул широкую пропагандистскую компанию среди женщин города по сбору вещей, продуктов питания для действующей армии. Помимо простого сбора вещей комитет занимался также непосредственно изготовлением комплектов белья и активно привлекал к этому жительниц Чебоксар. Вместе с тем комитет систематически организовывал и проводил «кружечный сбор» среди жителей города, в котором активное участие принимали известные люди города: Ф.П. Ефремов, Ф.Ф. и В.Ф. Дрябловы, А. Алатырцев, Н.М. Ремезов и многие другие. Причем этот сбор проводился строго с разрешения губернских властей. Так, председатель дамского комитета, предводитель дворянства Л.Эннатский обратился в Казань с просьбой о проведении 19-20 июля 1915 года в Чебоксарах кружечного сбора «для проведения работы по изготовлению респираторов». В ответ от Казанского главноначальствующего Боярского поступила телефонограмма «Сбор на респираторы разрешаю. Боярский Немцы, прибегая в войне с нами к разным зверствам, в настоящее время ввели в употребление удушливые газы. Но если мы пошлем нашим героям обезвреживающия приспособления – повязки-противогазы, то немецкая выдумка будет нестрашна. Чебоксарский дамский комитет приступил к изготовлению противогазов и для усиления денежных средств организует 19 и 20 сего июля кружечный сбор. Противогазы изготовляются в помещении Чебоксарского благородного Собрания ежедневно, кроме праздничных дней, с 5 до 7 часов вечера, куда приглашаются все лица, желающия принять в деле участие» В имеющейся в деле квитанции, датированной 31 июля 1915 года за № 25 указано, что «Получено в Дворцовую кладовую противогазов 512 от Чебоксарскаго дамскаго комитета» Значимым мероприятием, проводимым дамским комитетом, были беспроигрышные лотереи, которые обычно приурочивались к большим праздникам Рождеству, Пасхе и др. Объявления о проведении таких акций также расклеивались по городу В ходе лотерей разыгрывались незначительные, по современным меркам, вещи и предметы быта: кружка жестяная, корзинка базарная, статуэтка гипсовая, карандаш и многое другое. Всего в среднем до 1500 наименований. Лотерейные сборы, как и все другие финансовые и материально-вещевые поступления использовались строго по целевому назначению: на нужды армии и оказание помощи семьям фронтовиков. За этим строго следила специально-созданная контрольно-ревизионная комиссия.Так, порой во многом себя ограничивая, чебоксарские женщины, отдавая всю теплоту своих сердец, вносили неоценимый вклад в общее дело победы над врагом.Это лишь небольшой эпизод в более чем тысячелетней истории России, одно архивное дело, а сколько интересного и поучительного содержится в нем

    24. Переход власти в руки большевиков в Казани 30 октября 1917 г. ускорил установление Советской власти в уездах и городах Чувашии в ноябре—декабре. Среди активных участников установления Советской власти в Чувашском крае самих чувашей было крайне немного. Чуваш­ские национально-политические лидеры были в числе эсеров и меньшевиков. Чувашские крестьяне встретили смену власти с крайней настороженностью и в основной массе не знали смысла происходивших в городах событий.

    С конца октября по декабрь 1917 было объявлено о переходе власти к советам во всех чуваш. Совет рабочих, солдат. и крестьян. депутатов принял решение о ликвидации Комитета народ. власти и продекларировал переход всей власти в уезде к советам. Зимой–весной 1918 в Чувашии оформилась стройная организация уездного совет. аппарата. 21–24 января 1918 состоялся 1-й Цивил. уездный съезд Советов солдат. и крестьян. депутатов, к-рый принял положение об организации власти в уезде. После Октября 1917 произошли радикал. изменения в сфере социально-экономич. отношений. Началась целенаправленная деятельность по ограничению и ликвидации крупной, средней, а затем и мелкой част. собственности и предпринимательства. С марта по июль 1918 в Чувашии повсюду был введён рабочий контроль над производством и распределением, ограничена деятельность владельцев предприятий, установлены 8-ча­совой рабочий день и новые тарифы для рабочих и служащих; подготовлены условия для национализации промышленности и торговли. Одновременно происходило создание новых органов управления экономикой – уездных советов народного хозяйства, к-рые в Чувашии сформировались во 2-й пол. 1918. Декрет о земле, а затем Закон (Основной) о социализации земли от 25 января (7 февраля) 1918 послужили основанием для конфискации помещичьей, церковно-монастыр. и др. некрестьян. земель. В результате в Чувашии была подорвана мощь зажиточ. слоёв сел. населения, перераспределено ок. 105 тыс. дес. земли.

    Революция стала мощным толчком к дальнейшему подъёму чувашского национального движения, к оживлению дискуссий среди деятелей обществен. движений и партий по вопросу национал. и политич. модели развития этноса. Правые эсеры и Чувашское национальное общество безоговорочно поддерживали Учредител. собрание, парламент. демократию. Левые эсеры были сторонниками советов, выступая за построение их на основе пропорционально-национал. представительства. Колеблющуюся позицию занимали чувашские военные организации. На военноокруж. съезде представителей чуваш. солдат и офицеров Казан. воен. округа, прошедшем в декабре 1917 в г. Казань, были зафиксированы положения о немедлен. открытии Учредител. собрания и необходимости создания среди чувашей волост. земств. Вместе с тем не отрицались и советы, но при условии их реоргани­зации на национально-пропорционал. основах. Ожесточён. споры по вопросу о власти развернулись на Всероссийском чувашском военном съезде (январь 1918) – широком общечуваш. форуме. В конеч. итоге из-за острых разногласий съезд так и не смог принять определён. решения по вопросу о власти. Лишь на Общечувашском рабоче-крестьянском съезде (июнь 1918) была зафиксирована лояльная позиция к совет. власти. Летом 1918 в стране окончательно установилась гегемония партии большевиков, а в чуваш. национал. движении – близкого к ней и её политич. платформе Чувашского левого социалистического комитета.

    Политич. и социально-экономич. процессы, получившие название Октябрь­ской революции, оказались крайне противоречивыми. Наряду с широкой демократизацией, стремлением осуществить принципы социал. справедливости, они сопровождались установле­нием однопартийной диктатуры, политикой ликвидации политич., граждан. и экономич. свобод, ущемившей в т.ч. и очень значител. часть крестьянства (установление продовольственной диктатуры).

    21. Зарождение национально-политического движения в Чувашии в начала ХХ века.

    В начале XX века Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех десятков фабрично-заводских предприятий, но среди немногочисленного промышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистические промыслы находились еще в ста­дии мануфактуры и держались главным образом на эксплуатации надомников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролетаризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промыш­ленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не было национальных партий. На территории края из всех политических партий России наибольшую активность в революционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели также работу выразители интересов мелкой буржуазии — социалисты-революционеры (эсеры).

    Процесс политического и экономического развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-экономического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.

    Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрации рабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководством революционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в революционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».

    Важное значение в повышении революционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовского завода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходниками, работавшими на нижегородских предприятиях.

    Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ открыто стал восставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразования государственного строя, свободы печати... Простолюдины вместе с интел­лигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки... читали разные прокламации и пе­ли революционные песни...»
    29. В 50—80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. В 50—60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. К 1970 было построено и введено в действие 26 крупных промышленных предприятий, в т.ч. чебоксарские хлопчатобумажный комбинат, заводы электроизмерительных приборов, тракторных запасных частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. В 1970 началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 — Чебоксарского завода промышленных тракторов. Эти же годы были примечательны усилением директивного характера экономических отношений. Реформы народного хозяйства не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. Недостаточно продуманным оказалось размещение промышленных предприятий. К концу 90-х гг. свыше 80% производственных мощностей оказалось сконцентрировано в Чебоксарах и Новочебоксарске. В сельских районах промышленность представлена в основном небольшими заведениями пищевой и деревообрабатывающей отраслей.
    Интенсивный рост промышленности приводил к значительной миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в городской местности, сужение функций чувашского языка. С начала 60-х гг. школы республики перешли к обучению учащихся с 5—7 классов на русский яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть русским языком, облегчило им учебу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного языка из образовательного процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у многих сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чувашской диаспоры.
    Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апреля 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. Уровень производства продолжал снижаться. С 1991 начался спад объемов производства в абсолютном выражении. Неудачные попытки коренного реформирования экономики страны, предпринятые в начале 90-х гг., привели народное хозяйство к системному кризису. В особо трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природными ресурсами и предприятиями по их переработке.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта