Главная страница
Навигация по странице:

  • Пётр Егорович Егоров

  • Но увековечила его имя знаменитая ограда Летнего сада.

  • Поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы “Нарспи”.

  • 36. Земледелие и животноводство

  • 37. Национальная одежда чувашей.

  • Этногенез чувашского народа характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеЭтногенез чувашского народа характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей
    АнкорIstoria_i_kulturv_Chuvashii_bez_30go (1).doc
    Дата18.02.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_i_kulturv_Chuvashii_bez_30go (1).doc
    ТипДокументы
    #2827
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    31 Даже самая общая характеристика национального состава народонаселения региона показывает, что Среднее Поволжье, область являлась зоной активных, тесных и сложных этнокультурных контактов и взаимодействий. Естественно, что в результате этого взаимодействия сформировались общие пласты и типологически сходные элементы в различных сферах культуры.

    32

    Пётр Егорович Егоров (1731 — 12 мая 1789, Санкт-Петербург) — российский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада. 

    Около трёх с половиной десятка лет своей жизни Пётр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка — лучшие черты архитектуры русского классицизма.

    Первый его проект — церковь в Пярну (Эстония) которая должна была стать образцом дпя строительства в Прибалтике православных храмов. Петр Егорович участвовал в проектировании, строительстве и ремонте Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Мраморного дворца и многих других зданий, украсивших Петербург. Но увековечила его имя знаменитая ограда Летнего сада. Именно П. Е. Егоров является автором ее проекта и постройки. Ограда отличается своей красотой и изяществом, в то же время — строгостью и простотой.

    Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря его замечательным трудам, в первой половине XIX в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга, является национальной гордостью нашего народа. В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.

    В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.

    Кикин Петр Андреевич (1775 — после 1830), статс-секретарь по принятию прошений на Высочайшее имя. Образование получил в Московском университетском пансионе, а затем проходил военную службу и принимал участие, уже в качестве флигель-адъютанта, в войнах 1812—1814, после которых в чине генерала вышел в отставку. Внес предложение о сооружении храма Христа Спасителя в Москве. С 1816, став статс-секретарем, проявлял прямоту, честность и твердость характера. В 1820 вместе с дворянами-меценатами И. А. Гагариным и И. Д. Мамоновым осуществил замысел основания в С.-Петербурге Общества поощрения художников, которое стало предметом его забот и опеки.


    33

    В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель. Выйдя благодаря содействию прогрессивных русских деятелей на всероссийскую арену, С.М.Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.

    Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М.Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.

    Как предшественник И.Я.Яковлева, основоположника и классика демократической педагогики чувашей, С.М.Михайлов создавал определённые условия для развития чувашской педагогики во второй половине XIX века. Богатейшее наследие, оставленное этим самоотверженным тружеником, безусловно, способствовало успешной деятельности выдающегося чувашского просветителя, педагога И.Я.Яковлева и его талантливых последователей.

    Наследие С.М.Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике. Знакомство с жизнью и деятельностью чувашского ученого включено в программы по изучению культуры и просвещения родного края. Творчество С.М.Михайлова изучается в педагогических классах средних школ, колледжах и высших учебных заведениях, готовящих учителей и воспитателей.
    Поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы “Нарспи”.

    Родился 27 мая 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского района Республики Башкортостан.

    Выпускник Симбирской чувашской учительской школы. Рано проявил способности к живописи, музыке. Работал в Симбирской чувашской учительской школе. За короткую творческую деятельность написал стихотворения, стихотворные сказки, баллады, трагедии, поэмы, серию рассказов по семейным преданиям: “Икe хeр” (“Две дочери”), “Тaлaх арaм” (“Вдова”), “Тимeр тылa” (“Железная мялка”), “Выca аптранaскерсем” (“Голодные”), “Шуйттан чури” (“Раб дьявола”), “Нарспи” и др. “В лучшем творении поэта – поэме “Нарспи” – масштабно осмыслены основные философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей, гуманизм, противоборство жизни и смерти”.(Артемьев Ю. М. Иванов… С. 179)

    К. Иванов вошел в историю чувашской литературы и как переводчик. Благодаря ему чувашский народ читал произведения М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта на родном языке. Классик принял активное участие в подготовке сборника “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним”, при его участии был подготовлен и издан новый “Букварь для чуваш с использованием русской азбуки”. Поэт успешно работал в области живописи: рисовал декорации, иллюстрации для букваря, увлекался фотографией.


    34

    Будучи педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И.Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», организовал 8 учительских съездов по повышению квалификации сельских педагогов. При нем число учащихся в губернии удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания . Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) и в течение полувека руководителем Симбирской чувашской школы (1868-1918), И.Я. Яковлев через своих единомышленников и воспитанников содействовал открытию сотен чувашских школ, подготовке 1200 учителей, в том числе 400 учительниц, организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей .


    35

    Деятельность И. Я. Яковлева по просвещению родного народа проходила в условиях царского самодержавия. До октября 1917 года политика царизма придерживалась установки, которая в изречении начальника Симбирского 5-го жандармского корпуса изложена так: «Опыты всех времен доказывают, что легче управлять народом невежественным, нежели получившим хотя бы малейшее просвещение. На основании сего правила начальствующие над чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества». («Красный архив», 1938, № 2, с.91). В этих условиях Симбирская чувашская школа, открытая И. Я. Яковлевым в 1968 г., сыграла историческую роль в организации школьного дела в чувашском крае. До Октября 1917 года она являлась основным центром подготовки учителей, которые преданно трудились на ниве просвещения родного чувашского народа. И чем дальше отодвигаемся мы от этой эпохи, когда жил и творил И.Я.Яковлев, тем явственнее становится роль и значение гениального сына чувашского народа в национальном подъеме чувашей.

    36. Земледелие и животноводство

    Основу традиционного хозяйства чувашей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством.

    Археологические данные свидетельствуют, что население лесной зоны Восточной Европы земледелием начало заниматься до нашей эры, в эпоху бронзы. В то время бытовало ручное подсечно-огневое земледелие. Этот способ расчищения полей у чувашей применялся как подсека с ограниченным применением огня.

    Традиция удобрения почвы навозом на северных лесных почвах проявлялась сильнее, чем на юге. В степной зоне вплоть до конца XIX - начала ХХ вв. навоз применялся редко, его сваливали в овраги Зерновые культуры убирали серпом (дурла), покупным или изготовленным местным кузнецом. По форме серпы были: а) в виде правильной полуокружности; б) сплющенные у основания, полукруглые ("английский" серп).

    Некоторые яровые (например, просо) теребили руками (пололи). Горох, чечевицу, гречиху косили. Коса-горбуша (дава) была древним о сказанием в Поволжье. С конца XVIII в. у чувашей все более начинает употребляться воспринятая от русских коса-стоика (литовк ). у орудием в Поволжье.

    Сжатый хлеб вязали в снопы (келте). Перевясла (келте дыххи) как для ржи, так и для яровых делали из ржаной соломы. Существовало несколько способов укладки снопов. Их раскладывали Зигзагом (карта), городьбой (второй сноп колосьями на комель первого, третий на второй и т. д.), гусиным рядом (хур карти) или в пяток (тем) из 4-5 снопов. Для подсушки хлеб ставился в "майра пуд" - четыре снопа комлем вниз, чуть наклонно, пятый сверху, комлем вверх. Ржаные снопы затем в поле перекладывали в небольшие 'копны (демел), вмещавшие один или половину воза. Яровые собирались в зарод (сурат, тарахла демел): снопы ставили комлем вниз, прислоняя колосьями друг к другу, в 4-6 рядов, объемом в один воз.

    После перевозки на ток (йетем) снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора-два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения. Капан складывали высотой до 4-5 метров, подавая снопы снизу специальными деревянными вилами.

    Обряды и обычаи. во время жатвы. Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями - это зажин (дурла хывни), дожинки (дурла дыхни, аиа вайне деклени). Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. Этот человек должен был помыться в бане, надеть чистую одежду, помолиться и отправиться вместе с другими членами семьи в поле начинать жатву. Первые сжатые колосья затыкали за пояс, чтобы при жатве ие болела спина и работа спорилась. В первый день связывали сорок снопов. Перед отправлением в поле, началом жатвы и по ее завершении читали молитвы, например: "Загон, дай мне мочи шестьдесят лошадиных сил, дай шестьдесят батманов (1 батман равен 4 пудам) хлеба, рукам и пояснице дай легкости, покоя".

    С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. Оставшиеся колосья скручивали и завязывали узлом с петлей по ходу солнца, затем вместе с кусками хлеба, сыра и солью закапывали в землю. Последний оставшийся несжатым пучок срезал старший в семье, собрав серпы. Он связывал этим пучком все серпы до следующего года. Обычай вязания серпов символизировал преемственность и непрерывиость труда. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой год был хороший урожай.

    Огороды, хотя и велись исстари, не были большими. Часто огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На лесных полянках высевали репу. Огороды располагались позади усадьбы, вдоль оврагов. Выращивали капусту (купаста), лук (сухан), огурцы (хаяр), сеяли корнеплоды - свеклу (кашман), морковь (кишер), репу (

    арак), редьку (Йус кашман), Разводили также табак, хмель (хамла), немного мака, В южных районах хмель не разводили. В приволжских селениях сеяли тыкву (каван). С середины ХIХ в. стали возделывать картофель (g.ерулыи).

    Фруктовые деревья и ягодные кусты разводили в небольших количествах - зто яблоня-(ymayqqm), вишня (чие), смородина (хурлахан), малина (хамла сырли), крыжовник. Болъшие сады имелись только у богатых крестьян.

    Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, ыб: "Если перепелка кричит 8-9 раз подряд, хлеб уродится. Если сова кричит, хлеб будет плохой. Если журавль прилетит еще при снеге, уродится просо. Если дикий гусь высоко летит, яровые будут рослые, низко - низкие. Если во время рыбной ловли больше попадаются окуни, то будут хорошими пшеница„ячмень, рожь, полба".

    Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах: козы и овцы - в 11-VII тыс. о н. э. в Передней Азии, лошадь - в IV тыс. до н. э. на юге Восточной Европы и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, позже возникло доение скота (с IV 1 тыс. до н. э.).

    В Волжской Болгарии скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелие, обеспечивало население тягловым скотом, мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря.

    Чуваши унаследовали, от своих предков - волжских болгар - давние традиции и навыки ухода за живностью. Они разводили лошадей, коров, овец, коз, менее - свиней.

    Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.

    Крупный и мелкий скот кормился днем на общинных пастби- . щах (выгонах), на паровом поле, в зарослях ку р (кету) пасли наемные пастухи (кетусе). В больших деревнях было несколько стад. Для дневного водопоя (тапар), если не было рек или озер, на речках возводили запруды. Принадлежностями пас-; туха являлись рожок (шахлич), сделанныи из рога, и длинная плеть (пуша), к концу которой привязывался пучок конского волоса для щелкань,я.

    Зимой скот содержался в скотном загоне (карта), на ночь его, закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном, помещении (скотной избе). Из-за недостатка и плохого качества корма, а сенокосные угодья по причине малоземелья постоянно сокращались, скот у чувашей становился низкопородным и мелким. Основным кормом стала солома. Годовой удой от одной коровы составлял в среднем всего 600-900 л, а живой вес коровы200-280 кг.

    В середине XVIII в. зажиточные хозяйства имели до 15 лошадей, часть из них держали специально для выезда. Коров с быком было 10-15 голов, овец - 20-30. Крестьяне со средним достатком содержали 2-4 лошади, одну-две коровы, десяток овец; у маломощных имелся минимум живности, а то и вовсе не было лошади.

    Будучи показателем материального достатка и престижа, домашние животные играли большую роль в жизни, проявляясь в ее различных сферах. Они входили в состав приданого, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось в ритуальных трапезах, особенно в жертвоприношениях духам и божествам.

    Домашний скот получил отражение в клятвенных обещаниях. Протянув руку над домашним животным, хозяин в случае ложной клятвы рисковал потерять его. Особенно веским залогом в этих случаях выступала лошадь.

    Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек. Кур держали главным образом для получения яиц и пополнения бюджета (этн деньги шли на покупку'предметов к женскому наряду). Курятина использовалась в поминальной трапезе и в качестве угощения за труд. Курица являлась атрибутом при новогодних гаданиях. В крестьянском хозяйстве петух заменял часы, по его 'пению определяли время суток. Петуха или курицу приносили в жертву при рождении или смерти человека. Петуху приписывалась способность отгонять злых духов.

    Гуси и утки, хотя и занимали в животноводстве более скромное место, тем не менее в хозяйстве 'были нужны как источник для получения пуха и пера, мяса и жира. Гуси использовались и в ритуальных целях, а гусиный жир - как лекарственный препарат (для натирания). Цельносваренный гусь был особым украшением стола на свадьбе или в осеннем обряде моления чуклеме в честь нового урожая. В день калам кун - весеннем обряде моления духам предков - пришедшего в дом первым в этот день человека сажали на подушку, в руки давали яйцо. Считалось, если гость будет сидеть на подушке спокойно, то будет приплод цыплят и гусят.

    Пчеловодство (хурт-хамар есе). Сбором меда (пыл) люди занимались издревле. Путешественники, посещавшие Волжскую Болгарию, отмечали широкое распространение на территории края бортничества - сбора меда диких лесных пчел. Бортничество не было простым собирательством. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обустраивал дупло. Пчеловодство прошло три стадии развития: дикое (илн осртевое), коладнэе и рамочное Окладные ульи (велле) появились не позднее XVI в. Их выдалбливали из обрубка дерева высотой 1,2 м диаметром около м Внутри крест-накрест устанавливали
    планки для закрепления сотов. Колоды устанавливали в вертикальном положении на подпорках или подвешивали на деревьях.
    37. Национальная одежда чувашей.

    Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.

    В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.

    Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.

    Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.

    Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).

    Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии - Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

    В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.

    В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта