Этнопедагогическая пансофия народа. СРС Гулзина. Этнопедагогическая пансофия народов
Скачать 92.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ж. БАЛАСАГЫНА СРС Тема: «Этнопедагогическая пансофия народов» Выполнила: Эркинбек кызы Гулзина Группа: Пед(р)1-18 Проверила: Кулуева С.С. Бишкек 2022 Содержание Введение Что такое пансофия? Этнопедагогическая пансофия народов. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. Общечеловеческие основы этнопедагогики. Заключение Список литературы Введение Что такое пансофия. Пансофизм или Пансофия (греч. παν… - всë, σοφία — мастерство, мудрость, всезнание) — философско-религиозное движение, направленное на достижение универсальных знаний, обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщëнного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Одна из концепций всеведения. У истоков пансофизма стоял чех Ян Амос Коменский (1592—1670), основоположник научной педагогики. Принцип пансофизма является одним из важнейших в деятельности Коменского, гласившего, что все должны быть обучены всему. Коменский отстаивал что-то вроде всеобщего образования (Characteristica Universalis). Трактат Коменского о пансофии — Pansophiae prodromus (1639) — опубликован был в Лондоне в соавторстве с Сэмюэлем Хартлибом. За ним последовала вторая книга — Pansophiae diatyposis. Пансофия определялась Коменским как «полное понимание божественного порядка вещей». В 1659 г. шведский последователь Коменского, барон Бенгт Шютте, обсуждал в Лондоне с Робертом Бойлем и другими членами Невидимой коллегии создание города мудрости — Софополиса[1]. Взамен того, что предлагал Шютте, в 1660 г. было организовано Лондонское Королевское общество. В 1666 г. Шютте предложил курфюрсту Бранденбурга вместо запланированного университета создать в окрестностях Берлина целый город учёных — «Соломонов дом». Англо-русский словарь по психоаналитике (2013) понимает пансофизм как претензию на обладание универсальным знанием. Этнопедагогическая пансофия народов. В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу. В истории воспитания не просто много, а невероятно много белых страниц, нераскрытых тайн. Представим себе всемирную общечеловеческую историю воспитания в виде одного тома из тысячи страниц - каждому тысячелетию отдадим одну страницу этой единой, общей «Книги судьбы» племен, народов и человечества. Из этой книги прочитаны, к сожалению, только последние страницы: история педагогических учений, история школьного образования...Попробуем перелистать ее страницу за страницей в глубь веков, и мы обнаружим много интересного и поучительного. Многие ли, например, знают об удивительном историческом документе, своего рода этнопедагогической конституции, написанной великим полководцем и государственным деятелем Чингисханом (1155-1227) - «Великий Джасак». Поговорим о нем подробнее. Документ состоит из двух частей, в одной из которых были собраны народные изречения, в другой помещены законы, посредством которых Чингисхан управлял своим народом. Все тексты «Джасака» - народные по стилю, тону и манере повествования, ибо они изустны: Чингисхан был неграмотен и текст документа записан с его слов.У Чингисхана на первом месте было воспитание детей и молодежи. Первая статья свода его основных законов - своего рода декрет, представленный в виде яркой, выразительной картины последствий плохого воспитания: «Дети не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших, муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагослоклонно на невесток, а невестки не уважали свекровей, большие не воспитывали малых, малые не соблюдали наставления старших... Таково было это племя без порядка, без смысла». Воспитание, только воспитание упорядочивает все в человеке, народе, стране, во всем мире. «Великий Джасак» - документ-символ, вызывающий в мыслях ассоциации, свидетельствующий о всемирной, всеобщей мудрости - этнопедагогической пансофии народов. Совершенно в духе традиционной, народной педагогики одно за другим следуют изречения, которым Чингисхан придал законную силу: От добротности, строгости - прочность государства. Всякий, кто может очистится внутри себя, может очистить владение от воров.Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных), можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него. Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном случае никак нельзя говорить. Всякая лошадь, бегущая хорошо в жирном теле, если она побежит так же в полтеле, такую лошадь можно назвать хорошей. Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений. Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов, они располагают к дурным делам, убийствам и распрям, лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые он знает, и становятся постыдными путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Но где найдут человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей. Даже законы гостеприимства у Чингисхана приобрели статус конституционный: он запретил монголам есть что бы то ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде. Чингисхан постановил уважать все вероисповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Чингисханов свод основных законов запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять вред, щадить страны и города, покорявшиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его. Любопытен и последовательный ряд мер воздействия, узаконенных Чингисханом. Кто поступит вопреки закону один раз, пусть его усовещивают словом, если два раза - пусть действуют красноречием, в третий раз - пусть сошлют его в отдаленное место. Когда он сходит туда и возвратится, будет внимателен. Если же не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся - очень хорошо: в противном случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и решают, что с ним делать. Как мы видим из приведенного текста, высшая мера воздействия и высшая мера ответственности - на родственниках. Разве плохо было бы оживить сегодня традиции взаимной ответственности родственников за воспитание каждого своего члена? Когда требования народной педагогики обретают силу закона, то всеобщий успех воспитанию обеспечен. Процитированное имеет отношение к разным сторонам государственной, общественной и частной жизни монголов, но тем не менее все привязано к первой статье Конституции Чингисхана, к первому его декрету: дети должны внимать нравоучительным мыслям отцов и неукоснительно выполнять их, младшие братья - не пропускать мимо ушей слова старших братьев; большие - воспитывать младших. Такое отношение к воспитанию характерно не только для монголов. Мудрые люди давным-давно заметили, что у человечества путь в будущее один, судьба едина. Главное и вечное для всех - дети и их воспитание; высшая, великая мудрость жизни народов - именно в этом. Для тюркских народов Чингисхан, проклятый многими, завоеванными им народами стал личностью-символом. Да, этика того сурового времени очень отличается от современной. Жестокости войны оправдывались обеими воюющими сторонами. В бою побеждает не наиболее жестокий, а наиболее организованный. Огрганизовать свою армию Чингисхан сумел именно благодаря своим личностным качествам и блестящим педагогическими способностями. Он воспитатель миллионов. «Ты - мгновенной искрой мысли своей легко разбирающийся в правде и лжи, мой высокий мудрец!» - сказал о нем Мукали, монгольский полководец. Только высокий уровень духовности возносит исторического деятеля в глазах народа. Первоисточники свидетельствуют, что Чингисхан был благороден, справедлив, скромен в быту, был верен исконным традициям родного народа. Обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств. Он продолжал носить одежду кочевника и держаться степных обычаев, завещав своим наследникам и всему монгольскому народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы культур китайской и мусульманской. Общеизвестны строки песни-клятвы: «Своих обычаев не оставим, новых обычаев не придумаем». А вот слова молитвы, по преданию произносимой им: «Действительно вручая разум, душу, совесть свою твоей священной воле, молю тебя осенить своею мудростью скромные силы мои, дабы на протяжении всего жизненного пути мне держать бы с достоинством великое знамя державы». Перед самой смертью Чингисхан позвал к себе сыновей Угедея и Тулая, а также внука Исунке-Ака и изъявил им свою последнюю волю: «Теперь мое завещание таково: вы для поражения врагов и возвеличения друзей будьте одного мнения и одного лица, дабы жить приятно и легко и наслаждаться царством». «Будем едины!» - разве не в том же самом клянутся русские, белорусы, татары, чеченцы, якуты? Пословица «В единстве - сила» имеет параллели у всех народов мира. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Действенность личностей-символов и их функционирование. Межнациональные конфликты захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношениям между народами – крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей. Как и в любой семье, в полиэтническом, поликонфессиональном обществе нельзя отрываться от корней, уходящих в далекое прошлое. Как и в любой семье в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считали святым. Гостя угощали лучшими национальными блюдами из продуктов, сберегаемых специально. Хозяин самоотверженно охранял гостя, если ему угрожала смерть. Как социальный институт гостеприимство способствовало установлению контактов между народами. Это явление глобальное, интернациональное. В условиях племенной раздробленности институт покровительства гостей и куначества являлся не только сдерживающим началом, но и средством упрочнения мира между нациями, важным воспитательным фактором. Кунаками на Кавказе могли быть люди разных национальностей, гарантировавшие безопасность своих гостей во время передвижения по владениям соседних племен. Со словом «кунак» (друг) связано представление о кунацком воспитании суть которого в следующем. Сын каждого горца во время встречи с гостями в специальном помещении учился народным обычаям: прислуживал за столом, устраивал музыкальные и танцевальные увеселения, демонстрируя свою благовоспитанность. Формой искусственного родства у многих народов считался институт усыновления и побратимства. По обычаям такой союз налагал на участников родственные обязанности и требовал всячески поддерживать друг друга в любых ситуациях. Ритуал кавказских народов требовал от побратимов клятв верности братству, после чего, наполнив бокалы пивом и бросив туда золотую монету, каждый пил из него трижды, произнося текст клятвы. Усыновление вызывалось необходимостью покровительства и помощи лицам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях. Оно считалось священным делом и имело место не только в детстве, но и в более большом возрасте. Иногда обычаями усыновления пользовались люди преследуемые кровниками, к которым они сами являлись, с целью прекращения вражды между их родами с просьбой принять их к себе и усыновить. В таких ситуациях глава семьи, почитая обычай народа, в присутствии всех обнажал жене грудь, и приемыш дотрагивался до ее сосков. Это означало, что он был вскормлен грудью матери и отныне считался сыном семейства. Говоря о народной дипломатии, нельзя не вспомнить о патриотизме. Родина для любого нормального человека – святыня. Народная дипломатия – это не только мудрость векового опыта, это реалии современной жизни. Здоровая, большая часть нашего общества сердцем понимает, что «национальная принадлежность» нечего не определяет. Каждый народ уникален. Каждый народ умен по-своему. Каждый народ прекрасен. О трудолюбии корейцев ходят легенды Они способны от зари до зари, стоя по колено в воде, в любую погоду выращивать рис. У них вырастают лучший чеснок, лук, бахчевые. У армян тяга к строительству искусству, кажется в крови. Грузины кормят нас сациви и либио, узбеки – пловом и пахлавой, греки – печеньем на меду (баклавой), корейцы – экзотическими салатами. Каждому народу присущи свои особенности, что отражаться на способе существования, навыках, которыми обладают его представители. На крутом изломе истории нам дан уникальный шанс взаимного культурного обогащения, дан дополнительный импульс в экономике. Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания в сегодняшних православных христиан стали складываться в VI-IX вв. По мере разделение на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи – простых селян и князей. Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще»; «За общим столом еда вкуснее»; «Каков батька, таковы и детки»; «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – вот сын»; «Родительское слово на ветер не молвиться». Авторитет родителей был очень велик. Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении. Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип «Старший сказал, - делай». И неважно, кто был страшим, отец или деде, старший брат или сосед. При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни. Тысячелетняя история мусульманских народов создала свою мораль, основные принципы которой соответствуют общечеловеческим ценностям. Это патриотизм, смелость, героизм, чувство достоинства, уважения к старшим, трудолюбие, ответственность в создании семьи и воспитании детей, гуманность, доброта, стремление к взаимопониманию, взаимопомощи, сотрудничеству и дружбе с людьми другой веры и другой национальности, мудрость и познавательный интерес. Жизнь мусульманина регулируется шариатом, являющимся сводом религиозно-этических и правовых предписаний. Это составляет единую нравственную категорию мусульманских народов, обозначаемую понятием намус. Слово это в народной педагогике горцев обозначает мораль. В мусульманской семье, которая включала в себя представителей сразу нескольких поколений, и в рамках отдельных родов и фамилий (и сельских общин, весьма заметную социальную роль играли и играют представители старшего поколения. Уважение к старшим – важнейший педагогический постулат мусульманства. Общечеловечские основы этнопедагогики. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания. Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа. Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна. Иван Яковлев в чувашской культуре столь же знаковая фигура, как Михаиле Ломоносов в культуре русской. Помимо университета и академии, он создал политехнические мастерские, консерваторию, хоры, ансамбли, оркестры; построил музей, церковь, основал библиотеку, театр, монастырь, сельскохозяйственную ферму, типографию, издательство, сиротский приют и еще многое другое. Все это Яковлев скромно назвал Чувашской учительской школой, потому что в понятие «учитель» он вкладывал очень емкий смысл. Всю свою просветительскую работу Иван Яковлев построил на народных педагогических традициях, используя богатый опыт, наработанный в мировой педагогической культуре. В университете он зачитывался трудами Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Лютера, Коменского. Он прекрасно знал всю мировую педагогику, лучшие, высшие ее достижения. В то же время именно в университете он впервые в мировой науке теоретически обобщил все сведения о памятниках народной педагогики. Изложение теории он сопроводил хрестоматийным приложением. Первый труд Ивана Яковлева - о национальном празднике, известном, самое малое, полтора тысячелетия, второй труд - о народном календаре, третий - о величии родного слова, его могучей духовной силе. Далее следует новый этап деятельности, хотя просветителю только 25 лет: он создает «Букварь для чувашей», книгу «Начала истинной веры» - о Христе и христианстве. В учебных книгах используются устные памятники народной словесности и сказки и рассказы Льва Толстого, которые потоком переливаются затем в чувашский фольклор, трансформированные, приспособленные к чувашской этнической среде, и становятся неотъемлемым компонентом культуры чувашского народа. Иван Яковлев творчески осмыслил великое открытие народной педагогики о значении в самовоспитании человека рефлексии. При этом педагог с печалью обнаруживает своеобразие национального характера родного народа, проявляющееся в мнительности, робости, застенчивости, неуверенности, щепетильности, болезненной деликатности. С рефлексией Иван Яковлев связывает формирование духовного облика человека. В его книгах для чтения воспоминания, размышления, раздумья, тревоги и сомнения самих детей составляют почти половину материала, об этом свидетельствуют уже сами названия и темы статей и рассказов в «Букваре для чувашей»: «Раскаяние», «Увещевание», «Исповедь», «Признание», «Сожаление», «Обида», «Жалость», «Как я училась вязать», «Как у нас умирал цыпленок», «Как я ходил смотреть свадьбу», «Как горел дом» и т.п. Мечты, сновидения, воспоминания человека интенсифицируют его духовную жизнь. Это убедительно доказывается одной из лучших книг воспоминаний XX века - книгой И.Я.Яковлева «Моя жизнь». Мировое значение имеет опыт И.Яковлева в создании школы по образцу семьи (1868). Эта школа представляла собой общину и функционировала вплоть до 1918 г. Школьный коллектив представлял собой большую, трудолюбивую, здоровую семью со своими устойчивыми, демократическими, гуманистическими, высоконравственными традициями, вынесенными из крестьянской педагогики. Учащиеся содержали себя собственным трудом, одевались и питались, как в чувашских крестьянских семьях. Сохранившиеся в архиве документы свидетельствуют, что питание учащихся было более качественным и многообразным, нежели в современной чувашской деревне. Была и праздничная еда. В школе отмечались национальные праздники, проводились хороводы, культивировались народные ремесла, соблюдались старинные трудовые традиции. В содержании учебно-воспитательной работы, особенно нравственного воспитания, господствующими были три культа: культ ребенка, культ матери, культ предков. Иван Яковлев вел дело как заботливый отец большой семьи. Он выдвигал идею о том, что педагогика - не только наука и искусство, но и религия, где народ - бог, мать - богиня, патриарх (отец) - духовный наставник, духовник, дети - ангелы, родительский дом - Храм божий, семейный очаг - алтарь, заветы предков - священные заветы, заповеди, молитвы...Моральная атмосфера в школе отличалась чисто семейными отношениями. Взаимная забота была нормой. За полвека существования школы в ней не было не только ни одного правонарушения, но и ни одного серьезного отступления от нравственности. Постоянный труд, физический, умственный, здоровое питание, благоприятная эмоционально-моральная обстановка содействовали укреплению здоровья учащихся. Продолжительность жизни среди выпускников школы была высокой и не шла ни в какое сравнение с продолжительностью жизни остального чувашского населения. В школе все было согрето, освещено чувашской национальной идеей, тем не менее не возникало никаких оснований для межнациональных недоразумений. При том, что в школе обучались в разное время представители десяти национальностей. Учащиеся относились к школе с чувством благодарности, охотно овладевали чувашским языком. «Духовное завещание» Ивана Яковлева выдержано в духе «Семи благословений», «Семи заповедей», известных в народной этике: «Крепче всего берегите величайшую святыню - веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче»; «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью»; «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного»; «Берегите семью: в семье - опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охраняйте же это сокровище. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, сбережете детей, - создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда»; «Верьте в силу мирного труда и любите его»; «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей»; «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигнутые нечистыми средствами, - успехи непрочные и временные...». «Духовное завещание» И. Яковлева - обращение к родному народу, а через него ко всему человечеству, поскольку нравственный идеал един у всех народов, едины и цели воспитания. В трудах Я. Корчака, Р.Штейнера, В. Сухомлинского рассказывается о воспитании детей своей земли в соответствии с традициями родного народа, но они близки и понятны педагогам всего мира, поскольку в них реализуются народные идеалы, заложен неисчерпаемый педагогический оптимизм. На Кубе Сухомлинский познакомился с уругвайским педагогом Тезуалдо. И как же он был рад, когда в нем открыл родственную душу. На истинно человеческие явления - совесть, нравственность, духовность - они смотрели одинаково с разных уголков Земли: Украины и Уругвая. Бразильский педагог Вауло Фрейре не был известен Василию Сухомлинскому. Но дочь педагога, доктор педагогики, академик Украинской академии педагогических наук Ольга Сухомлинская, открыв для себя наследие Фрейре, вспомнила заветы отца. Итак, при всем различии этнических культур этнопедагогика как их часть не поддается обособлению. Если она подлинно народна, она - общечеловечна. Вспоминаю бабушкины уроки арифметики: ласково кормим цыплят, сторожим их с любовью и учимся считать, складывать, вычитать. Бегают, снуют туда-сюда нежные комочки, одни лезут под крылышки матери, другие гоняются друг за другом. Попробуй посчитать, где кого сколько. Но для нас в этом занятии была и учеба, и работа, и игра. Бабушка обладала удивительной педагогической интуицией, богатым опытом народного воспитания. А ведь она была неграмотна. Именно этот веками накопленный опыт является основным мерилом народности любого педагога, условием результативности его теории и практики. Каждый из нас - связь, по меньшей мере, трех веков: в прошлом - жили дедушка с бабушкой и их родители, в этом – живем мы со своими родителями, в том - будут жить наши дети со своими детьми и внуками. И моя неграмотная бабушка-чувашка говорила о трех сотнях лет: она искала корни, истоки, возрождая в памяти события жизни моего прапрадеда и своего знаменитого, древнего дяди Алякки. В каждом ребенке - первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддерживание огня в родовом очаге - это и есть питательная почва народной педагогики. Неслучайно великие и просто талантливые педагоги, не только в своих идеалах, но и по стилю деятельности, сходны друг с другом, они просты, ясны, понятны. Об этих педагогах можно сказать: ими руководит здравый смысл, один живой ребенок важнее тысячи проектов. И сегодня немало таких педагогов. Виктор Шаталов, Борис Никитин, другие педагоги-новаторы. Они понятны и близки миллионам и потому - народны. Первый добился необычайной естественности процесса обучения, возродил естественные, народные способы закаливания детей, а второй - разработал методику развития интеллекта учащихся, основанную на вере в возможности творческих игр. Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда питала школьное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколение в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива - жив и народ, ее создавший. Заключение Список литературы https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC https://infopedia.su/18xf9ae.html https://studopedia.org/13-6994.html https://studizba.com/lectures/psihologiya/etnopsihopedagogika/18526-obschechelovecheskie-osnovy-etnopedagogiki.html |