Бетховен. Это наша работа выяснить это
Скачать 27.83 Kb.
|
Введение Мы часто видим, что нынешнее поколение не имеет никакого интереса к мировой культуре. Они не слушают классическую музыку, не читают книги, не хотят посещать выставки и музеи. Они просто находят это скучным, недостойным своего свободного времени. Эта проблема очень актуальна сегодня, потому что есть опасения, что в будущем мы будем иметь взрослое невежество. Человечество всегда ценило музыку. Ведь он наполняет каждого из нас уникальными эмоциями и чувствами. Поэтому музыкантов всегда ценили и уважали. Сегодня многие знают, сколько великих и блестящих композиторов было в прошлом. Но они понятия не имеют, что многие мелодии, которые мы все знаем, потому что они часто где-то звучат, принадлежат этим фигурам. Примеров много, но чтобы понять, что это такое, нужно услышать саму музыку. В современной жизни классическая музыка отступила на второй план, но истинные ценители искусства любят ее так же сильно, как и современность. Один из наших знакомых композиторов — Людвиг ван Бетховен. Когда его имя упоминается, многие помнят звук его произведения — Лунной сонаты. Его работа очень важна для нас. Вклад этого композитора во Всемирный музыкальный фонд несоизмерим. Хорошо известно, что Бетховен уже писал сочинения, когда был уже глухим, но, тем не менее, эти сочинения были прекрасны, как и те, которые он создавал, когда его уши были еще совершенно слышимы. Это делает композитора уникальным по сравнению с другими его коллегами. Поэтому наша цель — выяснить, какой была жизнь великого музыканта и как его современники относились к его музыке. Это наша работа — выяснить это: о начале жизни композитора, о его семье, чтобы выяснить, что повлияло на его любовь к музыке, каким был стиль жизни композитора, сколько великих работ он написал, как глухота повлияла на способность писать музыку, как другие музыканты обращались с ним в то время. Мы будем извлекать эту важную для нас информацию, анализируя различные литературные источники. Детство Людвиг ван Бетховен — уроженец Нидерландов — родился в Бонне (Рейн) и крестился 17 декабря 1770 года; дата его рождения неизвестна. Его дед, также называемый Людвиг ван Бетховен, поселился в Бонне. Этот человек привлекает особое внимание не только как важная личность в себе, но прежде всего потому, что он ясно показывает начало всех тех способностей и качеств, которые затем проявились так ярко и характерно в его знаменитом внуке. Он обладал выдающимся музыкальным талантом, силой воли и характером, часто в неукротимом упрямстве. В тринадцатилетнем возрасте дедушка Бетховена из-за семейных неурядиц бежал из родительского дома и после блужданий поселился в Бонне, где вскоре завоевал место придворного певца, а затем и придворного капеллана. Как музыкант, он пользовался большим уважением, и его деятельность сделала его выдающейся личностью; его современники также говорят о нем как о человеке с большим уважением. Физически он имел огромное сходство с внуком; прежде всего, он напоминал ему о своих блестящих, живых, острых глазах и о своей сильной коренной фигуре, которая была полна сил и энергии. Старый капельмейстер» чувствовал большую нежность к маленькому Людвигу и часто развлекался с ним долгое время. Картина деда оставила глубокое впечатление в памяти внука, и неудивительно, что он всегда вспоминал старика с особой любовью и гордостью и не расставался со своим портретом до самой смерти. В семейной жизни «старый капеллан» был очень несчастен. Его жена была пьяницей; он был вынужден расстаться с ней, и она была заперта в монастыре. Из всех своих детей он пережил только одного сына, Иоганна, который также причинил отцу много горя. Он был очень мелочным и жалким человеком. Сначала казалось, что из него выйдет хороший музыкант: в двенадцать лет он уже пел в придворном хоре, а потом ему дали должность придворного певца, пусть и с небольшим содержанием. Но из-за непомерной легкомысленности, и прежде всего из-за унаследованной матерью страсти к алкоголю, он вряд ли смог удержать это место. Нехарактерный по природе, но добродушный, под влиянием своей несчастной страсти он стал раздражительным и жестоким, а затем проявил во всей своей силе упорство, унаследованное от отца. Иоганн женился очень рано, вопреки воле отца. Его жена, Магдалина, была чрезвычайно нежным и добрым существом, но мало влияла на мужа. Пока «старый оркестр» был еще жив, молодая пара была каким-то образом прервана, но после его смерти вскоре возникла настоящая нищета. Тем временем семья Иоганна быстро росла. Через три года после свадьбы у него родился сын, названный в честь деда Людвига, а через несколько лет родились еще два сына, Каспар Карл и Иоганн. Понятно, что в таких условиях Иоганну ван Бетховену нелегко было заработать на хлеб, чтобы прокормить семью, и что со злым умыслом и легкомыслием он предпочитал проводить свободное время в гостинице; он возвращался домой мрачным и раздражительным, и часто там были бурные и трудные семейные сцены. Дела Иоанна становились всё более запутанными, что, в свою очередь, влияло на его моральное состояние и заставляло его всё больше и больше посвящать себя злосчастному пороку, так что он был уволен со службы за несколько лет до своей смерти. Но под его серой, тяжелой жизнью скрывался луч надежды — выдающиеся музыкальные способности старшего сына Людвига, которые были открыты в раннем детстве. И хотя отцу не суждено было пережить полное развитие таланта своего сына, он не обманулся в своих ожиданиях, и именно этот сын своим даром не только спас всю семью от окончательной смерти, но и окружил имя Бетховена бессмертной славой. Однако отец, с его характером и сложной обстановкой, в которой оказалась его жизнь, вряд ли мог всерьез воспринимать развитие музыкальных способностей маленького Людвига; все его отношение к сыну заставляет нас думать, что он имел в виду только материальные цели и видел в талантах ребенка только источник заработка. В то время все еще помнили о присутствии «блестящего мальчика» Моцарта в Бонне, что вызвало всеобщий энтузиазм. Было ясно, что идея превратить сына в «гения» и эксплуатировать его, естественно, пришла в голову Иоганну ван Бетховену. Он начал работать решительно и упорно. Он заметил внимание и радость, с которыми четырехлетний Людвиг слушал его пение и игру, и шутил сначала, потом стал учить его играть на фортепиано, а потом на скрипке все серьезнее. Он не только сурово, но и жестоко обращался с уроками сына, заставлял его работать весь день и «подбадривал» упрямого мальчика ударами и пинками. Ни слезы ребенка, ни просьбы и сообщения друзей, свидетелей частых тяжелых сцен, не могли поколебать упорство отца. Он стал еще более упрямым и даже не позволял сыну играть со своими сверстниками; многие из них смотрели, как отец выгонял его из их радостной компании, и как маленький Людвиг, с горькими слезами на глазах, часами стоял без дела у фортепиано (он был слишком молод, чтобы сидеть), исполняя произведение, поставленное на музыку его отцом. Поскольку отец, вероятно, был более склонен развивать талант сына, чтобы сделать из него прибыльную статью, его общее научное образование было самым поверхностным. Она ограничивалась посещением нескольких лет начальной школы, в течение которых мальчик учился читать, писать и заниматься арифметикой, а также изучал немного латыни. Это отсутствие образования, несмотря на выдающийся интеллект и способности Бетховена, является самым печальным во всех его письмах. На протяжении всей своей жизни он был очень слаб как в правописании, так и в счете. К счастью, все это не помешало развитию его внутреннего грандиозного мира, пусть и значительно позже, благодаря благоприятным условиям, в которых Бетховен впоследствии оказался, но прежде всего благодаря той необузданной воле к прогрессу, которая всегда была одной из характерных черт его характера. Еще в раннем детстве современники рисовали его диким и неразговорчивым, предпочитая одиночество. Из всех его одноклассников никто не мог вспомнить ни розыгрыша, ни приключений на Рейне, ни приключений в горах, ни шуток, ни веселых игр, в которых бы принял участие маленький Людвиг. Музыка, и только музыка, была его постоянной заботой; в свободные моменты он наблюдал больше, чем он говорил, или полностью отдал себя чувствам и впечатлениям, что музыка, а затем поэты вызвали в нем, а также его неконтролируемое воображение. Иногда он долго сидел у окна, его голова покоилась на обеих руках, и в какой-то момент он неподвижно вглядывался в свой сон. В целом, даже в детстве его поведение и черты характера вызывали у окружающих чувство благоговейного удивления, а к его выдающемуся музыкальному таланту относились с большим энтузиазмом. Это отношение, в свою очередь, повлияло на мальчика, развивая его веру в себя и в свои силы, давая ему бодрость и желание идти дальше. В любом случае, его талант развивался с удивительной скоростью, и к девятому году жизни мальчик понял, что он превзошел своего отца в своем искусстве. Когда отец сам убедился в этом, он доверил образование сына более опытному учителю — певцу Пфайферу, который занимал комнату Бетховена. Но, несмотря на смену учителя, сам метод остался прежним. Говорят, что когда отец и Пфайффер возвращались из гостиницы поздно ночью, они часто вытаскивали мальчика из постели и держали его за пианино до утра. Этот раз оставил неизгладимый след в душе Людвига. Но результаты этих уроков были таковы, что когда Людвиг играл со своим учителем (который был хорошим флейтистом) и родственником, под окнами их дома собралась целая толпа; прохожие останавливались и говорили, что такую музыку можно услышать днем и ночью. В то же время, он ссылается на небольшое путешествие, которое Людвиг совершил со своей матерью в Голландии, где он вызвал всеобщий интерес своей игрой. Но с материальной точки зрения поездка, похоже, не была особенно удачной. По крайней мере, по возвращении мальчик неоднократно повторял: «Голландцы странные; я больше никогда не поеду в Голландию». Хотя уроки с Пфайфером длились всего год, Бетховен, хотя он уже был известным композитором, не раз говорил, что тем более обязан этому учителю, и однажды, узнав о бедственном положении Пфайффера, он послал ему значительный финансовый вклад, хотя сам он всегда находился в затруднительном положении. На смену Пфайфферу пришел старик Эдем, который более 50 лет занимал должность придворного органиста, одного из лучших друзей «старого хозяина часовни». Наверное, в память о погибшем друге, он начал тренироваться с внуком бесплатно. Очевидно, что старик мало повлиял на мальчика, тем более, что он смог некоторое время учиться вместе с ним. После смерти Эдема учитель Людвига стал его преемником, тогдашним известным композитором, пианистом и органистом Нефа. Никогда еще у Людвига не было такого верного друга, как у его нового, еще молодого учителя, который постоянно заботился о своем ученике и бескорыстно помогал ему. Мальчик, которому было уже двенадцать лет, занимался исключительно игрой на фортепиано и органе, достигая в процессе этого огромного совершенства, но и по сей день серьезно не пробовал свои силы в сочинении. Хотя Людвиг, который был энергичным, впечатляющим и одаренным огненным воображением, несомненно, не раз пытался бросить свои мысли и чувства в тональности, Нефе был первым, кто развил способность мальчика, которая впоследствии сделала его великим. Газеты писали о Бетховене. Нефий очень серьезно относился к своему ученику и, прежде всего, старался развить в мальчике музыкальный вкус, заставляя его изучать лучшие произведения Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. Нефий чрезвычайно яростно раскритиковал первые эксперименты Людвига в работе, что давало часто самодовольному мальчику повод горько жаловаться на «ужасную ловкость и несправедливость» учителя. Тем не менее, он полностью оценил все, что Нефий сделал для него, и впоследствии написал слова благодарности своему бывшему учителю. Летом 1782 года Нефий был освобожден в длительном отпуске и был вынужден оставить вместо себя наместника. Этим депутатом был одиннадцатилетний Людвиг ван Бетховен, который уже успел заслужить славу прекрасного органиста. Новая позиция была нелегкой, так как органисту приходилось играть каждый день в церкви, а в праздники — два, а иногда и три раза в день. Но маленький помощник так хорошо справился со своей задачей, что Нефе оставил его в качестве помощника, когда он вернулся. В следующем году Нефе было поручено исполнение своих обязанностей в отсутствие придворного капеллана Лукези. Но вес работы, который таким образом выпал на долю органиста, побудил его передать часть своих обязанностей своему помощнику. И тогда двенадцатилетний Бетховен стал «чемпионом» (пианистом) в оркестре, ему также доверили репетиции для театра — должность почетного и ответственного… Через год он был назначен придворным органистом, а еще через год уже получал 150 гульденов на годовую зарплату, что составляло половину от общего годового содержания его отца. Это исполнило заветное желание его отца, и пятнадцатилетний сын стал опорой семьи; вскоре его назначили главой семьи. Молодежь. Переезд в Вену (1792-1802) Зная о трудном детстве Бетховена, нельзя не задаться вопросом, откуда у мальчика появились не только силы выдержать эти трудные первые годы обучения, но и энергия и желание продолжить этот путь. Домашняя обстановка и пример, поданный его отцом, мало что могли бы сделать для дальнейшего развития его намерения посвятить себя музыке. Наверное, именно образ деда, отчетливо сохранившийся в памяти ребенка и подаренный ему в ореоле славы, поразил первую искру в его душе и пробудил желание сделать что-то великое в искусстве, в столь знаменитом «старом капельмейстере». Возможно, это был его дед, с которым он был так похож во всем своем существе, что Бетховен был обязан как одушевленностью, так и настойчивостью, с которой он реализовывал свои гордые, смелые планы. Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кельна и начал заботиться о музыкальной жизни в Бонне, где находилась его резиденция. В 1787 году Бетховен впервые смог посетить Вену — тогдашнюю музыкальную столицу Европы. По рассказам, услышав пьесу молодого человека, Моцарт похвалил его импровизации и предсказал ему великое будущее. Но вскоре Бетховену пришлось вернуться домой — его мать умирала. Он остался единственным кормильцем семьи, состоящей из развращенного отца и двух младших братьев. Талант юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, его страстная и открытая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семей, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход во все музыкальные встречи. Семья Браунингов, которая заботилась о неуклюжем, но оригинальном молодом музыканте, особенно много сделала для него. Доктор Ф.Г. Веглер стал его другом на всю жизнь, а графу Ф.Е. Г. Вальдштейну, его восторженному поклоннику, удалось убедить эрцгерцога отправить Бетховена на обучение в Вену. В Вене, куда Бетховен отправился во второй раз в 1792 году и где он оставался до конца жизни, он быстро нашел друзей-меценатов с титулами. Люди, которые встречались с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к дендизму, иногда дерзкого, но добродушного и доброго в отношениях с друзьями. Когда ему стало известно о недостатке образования, он отправился к Йозефу Гайдну, известному венскому авторитету в области инструментальной музыки (год назад умер Моцарт), и некоторое время давал ему упражнения на контрапункт. Гайдн вскоре остыл до упрямого ученика, а Бетховен тайно стал брать уроки у И. Шенка, а затем и у более основательного Иоганна Альбрехцбергера. Он также несколько лет посещал известного оперного композитора Антонио Сальери, чтобы улучшить свое вокальное творчество. Вскоре он присоединился к кругу, который объединил любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Нихновский знакомит юного провинциала со своим кругом друзей. Политическая и общественная жизнь в Европе того времени вызывала тревогу: когда в 1792 году Бетховен прибыл в Вену, город был взбудоражен известием о Французской революции. Бетховен с энтузиазмом воспринимал революционные лозунги и пел свободу в своей музыке. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение и бурная атмосфера музыки Бетховена были бы немыслимы в эпоху Моцарта. От глухоты до смерти Болезнь развивалась постепенно. Уже в 1798 году он жаловался на шум в ушах, ему было трудно различить высокие тона, понимать разговор шепотом. Испуганный перспективой стать объектом жалости — глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу Карлу Аменде, а также врачам, которые посоветовали ему максимально защитить свой слух. Он продолжал обращаться к своим венским друзьям, участвовал в музыкальных вечерах и много сочинял. Он был настолько хорош в сокрытии своей глухоты, что до 1812 года даже те, кто с ним встречался, часто не знали, насколько серьезна его болезнь. То, что он часто отвечал недовольно в разговоре, объяснялось плохим настроением или отвлекающим маневром. композитор бетховенской музыки Летом 1802 года Бетховен отправился в тихий пригород Вены, в Хайлигенштадт. Появился удивительный документ — «Завет Хайлигенштадта», болезненное признание больного музыканта. Завещание обращено к братьям Бетховену (с наставлениями читать и исполнять его после смерти). Но в письме к доктору Веглеру он восклицает: «Я схвачу судьбу за горло! «и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: Этим летом будут опубликованы новые великие музыкальные произведения. Заметно улучшилось материальное положение композитора. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие произведения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823 г.). Его заботливые друзья, особенно те, кто чувствовал глубокую привязанность к Бетховену, А. Шиндлер, наблюдал за беспорядочным и обездоленным образом жизни музыканта и слышал его жалобы на то, что его «ограбили» и он не мог понять, куда идут его деньги. Они не знали, что композитор откладывает его, но он сделал это не для себя. Когда в 1815 году умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику и его стремление обеспечить свое будущее вступили в конфликт с недоверием композитора к матери Карла; следовательно, он только постоянно боролся с тем и другим, и эта ситуация пролила трагический свет на его последний период жизни. В годы, когда Бетховен стремился к полной опеке, он мало что сочинял. В последние годы глухота Бетховена стала почти полной. До 1819 г. ему пришлось полностью перейти к общению с собеседниками с помощью шифера или бумаги и карандаша (так называемые «разговорные книги» Бетховена сохранились). Полностью поглощенный работой над произведениями, он вел себя странно и встревоженно со стороны: «Он пел, завывал, топтал ногами, и вообще казалось, будто он сражался в смертельной битве с невидимым врагом» (Шиндлер). И все же венские слушатели признали благородство и величие музыки Бетховена, у них было ощущение, что они имеют дело с гением. В 1824 году Бетховен стоял рядом с дирижером, исполняя Девятую симфонию с хоровым финалом к «Оде к радости» Шиллера. В конце симфонии зал был захвачен огромным кульминационным моментом, публика была в ярости, но Бетховен не развернулся. Одному из певцов пришлось схватиться за рукав и повернуться лицом к публике, чтобы композитор мог поклониться. Судьба других поздних произведений была более сложной. Спустя много лет после смерти Бетховена, только тогда самые восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты и открывать людям самые высокие и лучшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена описывается как созерцательный, абстрактный, а в некоторых случаях — как презрительный по отношению к законам благополучия; на самом деле, эта музыка является недобросовестным источником мощной и разумной духовной энергии. Бетховен умер в Вене 26 марта 1827 года от пневмонии, осложненной желтухой и капельницей. Анализ творчества Первые произведения Людвига — вариации, сонаты, фортепианные квартеты и песни — можно сравнить с произведениями известных немецких композиторов. Когда Людвиг познакомился с творчеством Моцарта, его восхищение гением этого музыканта возросло. Это непреодолимое желание Бетховена играть свои собственные произведения для него и слышать его советы. А весной 1787 года молодой человек отправился в Вену к Моцарту. Моцарт, полностью занятый своим «Дон Жуаном», тем не менее нашел время послушать Бетховена. Молодой композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему и поражал всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав пьесу Бетховена: «Обратите на него внимание. Он заставит всех говорить о нем». Ранние сочинения Бетховена во многом следуют канону XVIII века: это относится к трио (струнные и фортепианные), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. В 1780 году вышло его первое издание (12 вариаций для фортепиано на «Марше Э. К. Дреслера»). В то время фортепиано было инструментом, наиболее близким сердцу Бетховена, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные движения некоторых сонат (например, «Ларго и место» из Сонаты № 3, соч. 10) уже пронизаны романтической неторопливостью. Пианист Бетховена дебютировал на публике в 1795 году, в том же году датируются его первые крупные публикации: три сочинения «Фортепианное трио». По реакциям современников, игра Бетховена сочетала в себе темперамент и виртуозное великолепие с богатством воображения и глубиной чувств. Опубликованные в 1801 году шесть струнных квартетов или. 18 можно считать величайшим достижением этого периода; Бетховен, очевидно, не торопился с публикацией, так как знал о высоких образцах квартетной литературы, которые оставили позади Моцарт и Гайдн. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я Героическая симфония 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823; Опера Фиделио, заключительное издание 1814; Увертюры Кориолана, 1807, Эгмонт, 1810; серия инструментальных ансамблей, сонат и концертов). Полная глухота, с которой Бетховен столкнулся на своем творческом пути, не нарушила его воли. Его поздние произведения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 фортепианных и оркестровых концертов; 16 струнных квартетов и других ансамблей; инструментальные сонаты, в том числе 32 для фортепиано (в том числе так называемый «Патетиш», 1798 г., «Мондсейн», 1801 г., «Аппассионата», 1805 г.), 10 для скрипки и фортепиано; торжественная месса (1823 г.). Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода — для фортепиано. К 1802 году Бетховен сочинил двадцать фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Луну» (№ 2 из двух «Сонат-фантазий», op. 27, 1801). В серии сонат Бетховен выходит за рамки классической трехчастной схемы, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо, делая цикл сонаты похожим на симфонический. В период с 1795 по 1802 год он также сочинил первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), шесть струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весеннюю сонату», соч. 24, 1801) и две сонаты для виолончели и фортепиано, op. 2. 5 (1796), Septet для гобоя, валторны, фагота и струнных, op. cit. 20 (1800), многие другие сочинения камерной музыки и ансамбля. Этот период включает в себя также единственный балет Бетховена «Прометей» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале Героической симфонии и в монументальном фортепианном цикле из 15-ти вариаций с фугой (1806). Между 1813 и 1818 годами Бетховен писал относительно медленно и мало. Первым в серии работ последнего творческого периода стал песенный цикл «An eine ferne Geliebte». Полностью оригинальный по концепции и музыкальной композиции, он был ранним предшественником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана. В течение нескольких лет (1816 — 1822) были опубликованы последние пять фортепианных сонат. Заключение Таким образом, мы познакомились с биографией великого композитора Людвига ван Бетховена. Мы выполнили основные задачи этой работы — узнали больше о его жизни, об испытаниях и невзгодах, которые догнали этого человека на трудном жизненном пути. Дед Людвига был известным и влиятельным человеком, и в глазах внука он навсегда остался идеалом, достойным компенсации за то, что Бетховен сделал в будущем. Именно дедушка подарил мальчику любовь к музыке, к ее мелодичному и душераздирающему строю. Но детство композитора ни в коем случае не было ослепительным. Семья практически жила в нищете. Мой отец любил пить, и пить регулярно. Он заставил маленького мальчика сидеть за музыкальным инструментом с утра до вечера с особой строгостью, как только увидел, что у его сына есть шанс стать великим музыкантом, превосходящим по своим способностям. Он нанял его, чтобы обучать своих учителей работе с молодым Людвигом. Но, несмотря на трудное детство и неприятные воспоминания, Бетховен все же связал свою жизнь с музыкой и даже был очень благодарен одному из своих учителей, хотя часто не давал молодому музыканту заснуть. Даже Моцарт восхищался Людвигом, он считал, что у перспективного молодого человека большое будущее в музыке. Бетховен полностью оправдал свои ожидания и, познакомившись со своими современниками, встал на один уровень с величайшими композиторами всех времен. Он написал много замечательных композиций, которые навсегда останутся великим мировым сокровищем для всех нас. Таким образом, анализируя литературные источники, мы не только достигли своей цели, но и духовно обогатились, узнав что-то новое о композиторе. Хочется верить, что сегодняшнее поколение начнет интересоваться действительно прекрасными достижениями людей из прошлого. Ведь произведения искусства прошлых веков должны идти рука об руку с современными. Без сомнения, в постиндустриальную эпоху есть много других интересных занятий, но они все равно уступают классической музыке или чтению книг. Ты всегда должен помнить об этом. Список литературы Сначала И.А. Давыдов, Людвиг ван Бетховен. Его жизнь и музыкальная деятельность. Очерк в его биографии. 35 с. Корханов В.Д. Бетховен: Биографический очерк. М., 1994 . — – 812 с. Алшван А. Людвиг ван Бетховен. Очерк о жизни и творчестве. М.: Музыка, 1965 г. — 634 с. Эрио «Жизнь Бетховена». М, музыка, 1963. — 356 с. Одоевский В.Ф. «Последний квартет Бетховена». 2002. -242 с. |