фв. Эволюционистская концепция происхождения культуры
Скачать 6.88 Mb.
|
Эволюционистская концепция происхождения культурыПрезентацию выполнили студентки группы Э101 Жолобова Юлия и Сахарова Мария Основные черты этого подхода:идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному, идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур, психологическое обоснование явлений культуры и выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида. Эдуард Тайлорвсесторонне развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее «теории вырождения» графа Жозефа де Местра. Различия в быте и культуре отдельных народов он объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. все явления культуры уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами» Эдуард ТайлорК числу важнейших закономерностей Э. Тайлор относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Он особо подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному. Естественно-научный метод Э. Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или элементов культуры изучалась им вне зависимости и связи их друг с другом. Однако Э. Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явления культуры тесно связаны между собой. Эдуард ТайлорВ процессе изучения культур он применял «метод пережитков». Например, пожелание здоровья при чихании – это остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. Явный акцент в изучении культуры он делал на анализе духовной стороны культуры, религии, магии и связанных с ними обрядов. Э. Тайлор являлся автором анимистической теории религии, вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры. Эдуард тайлорСерьезное развитие в XX в. получил анализ совокупности разнообразных сведений о мистических, экстатических состояниях и способах их достижения в культурах. К сожалению, Э.Тайлор, описав в систематической форме различные виды подобных культурных явлений, не попытался вникнуть в назначение таких феноменов в этнокультурных общностях. Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX в. Герберт спенсерглавный акцент делал на анализе того, как развиваются общества. Он полагал, что «истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы». его основная идея: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего «сверхорганизма», который осуществляет «надорганическое» развитие. одним из первых высказал гипотезу о том, что так называемые «отсталые» культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Герберт спенсерВсякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры. Герберт СпенсерАнализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур. В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Идеи эволюционизма в последующую эпоху вновь и вновь востребовались исследователями культур. Они составили основу концепции основателя культурологии Л.Уайта, в обновленном виде предстали в теории Дж. Стюарда и М. Салинса. Дж. Стюард Спасибо за внимание! |