Главная страница
Навигация по странице:

  • «АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГУ»)

  • На тему: Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

  • Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

  • Доклад. Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации


    Скачать 26.14 Kb.
    НазваниеЭволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
    Дата28.06.2021
    Размер26.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДоклад
    #222115

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «АмГУ»)

    Факультет юридический

    Кафедра уголовного права

    Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

    Доклад

    На тему: Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации


    Исполнитель

    студент группы 021 –ом


    ____________________


    ХХХ А.А.










    Руководитель



    ____________________


    А.В. Умрихин











    Благовещенск 2021

    Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
    Несмотря на то, что в настоящее время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и на социальной сфере, а также на правах человека.

    Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.

    В условиях глобализации, когда права индивида неизбежно связываются с «правами всего человечества (планетарного сообщества)», «планетарные вызовы обусловили серьезные затруднения в действии практически всех основных прав, в связи, с чем права человека приобрели значимость самостоятельной глобальной проблемы, занимающей специфическую нишу в расширенном каталоге глобальных проблем».

    При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».

    Разумеется, необходимость и потребность «корректировки» некоторых подходов к правам человека и переосмысления ряда сложившихся положений и представлений о правах и свободах человека – это отнюдь не только и даже не столько вызов или результат воздействия глобализма на право и на всю общественно-политическую жизнь. Это лишь очередная, хотя и весьма важная стадия непрерывного исторического развития как самих прав и свобод, так и непосредственно касающегося их и отражающего данный феномен учения.

    На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.

    Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.

    Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения прав и свобод, теоретиками права и практиками традиционно рассматривались как «негативные» по отношению к государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».

    В отличие от первого поколения прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и гражданина от государства, полной свободы и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется и покоится в основном на их ценностях и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

    Основной упор во втором поколении прав и свобод делается не на индивидуальных и политических правах и свободах, а на социальных, экономических и культурных. Это такие права и свободы как право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, доступ к культурным ценностям и др.

    Второе поколение прав и свобод, в отличие от первого поколения «негативных» прав и свобод, именуется «позитивными» правами и свободами».

    При этом подразумевается, что последние, в отличие от первых, не только противопоставляются государству, но, наоборот, предполагают его активное и разностороннее участие в обеспечении этих прав и свобод.

    Такого рода радикальное переосмысление прав и свобод в связи с их отношением к государству произошло, естественно, не сразу и не без весьма весомых причин, приведших, в конечном счете, едва ли не к полной замене в этом вопросе «минуса» на «плюс» и наоборот.

    Таким образом, для радикального переосмысления первого и глубокого осмысления второго поколения прав и свобод существовали весьма важные, обусловившие процесс дальнейшего развития теории и практики реализации данных юридических феноменов, условия и причины. Причем не только внутренние, но и внешние.

    Появление во второй половине XX в. третьего поколения прав и свобод, получивших название коллективных, в общетеоретическом плане стало результатом осмысления нового этапа их развития, ассоциирующегося с процессом глобализации, соответственно, переосмысления предыдущих этапов их эволюции.

    К данному поколению относятся такие права, как право наций и народа на самоопределение, право на мир, на экономическое развитие, право на здоровую окружающую среду и др.

    Появление третьего поколения прав – это свидетельство осознания как человечеством в целом, так и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического развития, «когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государства и народов».

    Осмысление и переосмысление прав и свобод человека вплоть до современного, «глобалистского» этапа их развития важно не только в связи с их «разнесением» по отдельным поколениям и «привязкой» к тому или иному этапу развития общества и государства, но и по другим основаниям.

    Наряду с общей теорией прав человека и механизмов обеспечения и защиты этих прав определенной «корректировки» под воздействием процесса глобализации требуют и другие теоретически и практически важные положения, касающиеся прав человека. В частности это относится к традиционно сложившемуся представлению о соотношении таких явлений и категорий, как права и свободы человека, с одной стороны, и равенство носителей этих прав и свобод – с другой.

    В «эпоху глобализма», в отличие от прежних этапов развития общества, свобода как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями», а вместе с ней и равенство как «равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами», ассоциируются и предопределяются все в большей степени по мере развития процессов глобализации не только национальными государственными, социальными, экономическими и иными факторами, но и наднациональными институтами и процессами.

    Что касается равенства как явления и категории, то в отличие от свободы здесь нет, каких бы то ни было формальных ограничений, но практически во всех сферах жизни общества всегда существовали и существуют его фактические ограничители.

    Глобализация, как об этом свидетельствуют исследования, отнюдь не решает проблему социального, а тем более материального равенства людей. Скорее, наоборот. Она не только консервирует старые проблемы социально-экономического, а вместе с ними, как следствие, - политического и фактически правового неравенства, но еще больше усугубляет их, нередко доводя возникающие при этом противоречия до крайности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Отделить государство от права, а право от государства невозможно. Вопрос о том, каким должно быть современное право особенно остро стоит в период глобализации, кризиса и т.д. Необходим правовой прогресс, который неотъемлемо связан с прогрессом государственности. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность являются важнейшими критериями оценок прогресса государства.

    А.Б. Венгеров говорил что, борьба за качество жизни личности, обеспечение ее достойных условий жизнедеятельности – главная задача государства и показатель ее развитости и прогрессивности.

    Помимо правового прогресса необходима стандартизация правовой жизни. В сфере законодательства – это распространение общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования), а также сетей коллективной солидарности, охватывающих большинство стран. Эти государства ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права, наднациональные механизмы защиты прав человека. Происходит стирание граней между различными типами правовых систем.

    Именно поэтому необходим синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов с характерными чертами современной отечественной правовой мысли.




    написать администратору сайта