|
Таблица по истории педагогики. Ф. И. О., годы жизни, основные педагогические труды Мировоззрение ученого
Учителя должны применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; привлечь внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой успеваемости.
Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность. К.Д.Ушинский – российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Работы: «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О необходимости сделать русские школы русскими»
| Рассматривал проблему соотношения народного и творческого в педагогике как основополагающую.
| Главная задача – духовное развитие человека, цель не достижима без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. По его мнению, основное воспитание должно быть семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания. Существует 3 основных принципа воспитания: народность, христианская духовность и наука. Считал, что педагогика неразрывно связана с религией. Задача русской школы –сближение религиозного и светского образования.
| Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания семейных и общественных взаимоотношений. Для оптимального развития ребенка в процессе обучения необходимо учитывать содержание обучения и его последовательность. Разработал методику повторения учебного материала, методику формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, дал классическое представление об уроке, определил его организационное строение и установил его отдельные виды. Ведущее место отводил воспитанию, в основе которого лежал принцип наглядности. Считал, что существует 2 фактора воздействия на ребенка – семья и личность учителя.
| Считал важным привить ребенку любовь к труду.
| Толстой Лев Николаевич
Российская Империя
1828-1910
«Педагогические сочинения»
«Яснополянская школа», “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”
| Идея непротивления злу насилием, стремление распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
| В качестве главной задачи обучения и воспитания выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.
Цель народной школы, по Л.Н. Толстому, - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Вопросы определения целей и содержания обучения он разъяснял читателям на различном предметном материале, подчеркивая необходимость полноценного научного образования.
| Технология “Солнышко”. Цель: формирование творческой личности ребенка, выделяя приоритетными психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброту, терпимость и др.Технология требует ничего не навязывать ребенку, не сковывать его; создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.
Основной метод обучения - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут вести себя совершенно свободно. Приоритетные направления этой технологии: физическое воспитание. социально-эмоциональное развитие ребенка. 2.Идея свободного воспитания. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Он
выступил против правительственных и земских школ в России и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.
| Толстой, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу,он обеднял содержание учебной программы школы для народа( обязательное-обучение грамоте и счету),принижал образовательные запросы и потребности народа. Л.Н.Толстой требовал от учителя соблюдения активной деятельности целого ряда условий, в частности:
- создание в школе естественной, обстановки,отвечающей природе детской натуры;
- постоянная и разносторонняя связь обучения с жизнью, учения с воспитанием;
- применение в образовании разнообразных методов и приемов; предоставление детям широких возможностей для самостоятельной работы;
- стремление к осуществлению меж предметных связей в усвоении отдельных предметов;
| Павел Петрович Блонский (14(26) мая 1884 – 15 февраля 1941)
Задачи и методы народной школы (1916)
Трудовая школа (1919)
Очерки детской сексуальности (1928)
Педология (1934)
Развитие мышления школьника (1935)
| Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения. Блонский был не столько материалистом, сколько противником интроспекционизма. Противопоставляет интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма. Считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Позднее в книге «Очерки детской сексуальности» (1928) выступает с критикой психоанализа.
| Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
| Процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.
| Блонский полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке.
| Сухомлинский Василий Александрович 1918-1970 Сердце отдаю детям
Сто советов учителю
Рождение гражданина
Родительская педагогика
Как воспитать настоящего человека
Методика воспитания коллектива
Письма к сыну
О воспитании
| Деятельность Василия Александровича протекала в условиях лицемерия, ханжества, власти идеологии во всех сферах жизни. Его критиковали в печати, обвиняли в «отступлении от общепринятых положений передовой советской педагогики», в «проповеди абстрактного гуманизма...».Чтобы творить в этих условиях, требовалась огромная сила воли и мужество. Несмотря на всё это Сухомлинский проповедовал идеи, которые пробуждали человеческое в человеке.
| В своей деятельности основывался на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
| Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский считал: «Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого»
| Сухомлинский писал: «По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным».
«Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями».
| |
|
|