Главная страница

Таблица по истории педагогики. Ф. И. О., годы жизни, основные педагогические труды Мировоззрение ученого


Скачать 60.36 Kb.
НазваниеФ. И. О., годы жизни, основные педагогические труды Мировоззрение ученого
АнкорТаблица по истории педагогики.docx
Дата09.03.2017
Размер60.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТаблица по истории педагогики.docx
ТипДокументы
#3560
страница3 из 4
1   2   3   4
1   2   3   4

«психология и педагогика мышления» ,

«Реконструкция в философии. Проблемы человека» и др.





Дьюи развил новый вариант  прагматизма-инструментализма идеологию в области логики и теории познания. Боролся за внедрение прогрессивного образования. Дьюи придал прагматизму типично амер. черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом. Считал, что познание достигается только естественнонаучными методами. Человек начинает мыслить только тогда, когда ему приходится преодолевать трудности материального порядка.


Цель воспитания: воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.

Полагал, что можно положительно влиять на жизнь человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.  Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. 

Воплощение замыслов Д. Дьюи в жизни осуществлялась в 1884—1916 тт. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что основа всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями.

 Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа. 

Ян Амос Коменский 28 марта 1592, — 15 ноября 1670
«Открытая дверь к языкам» (1631), «Великая дидактика» (1657)

Гуманизм и демократизм — важнейшие основы педагогики Коменского. Вся деятельность и труды Коменского проникнуты глубокой верой в человека и заботой о благополучии и успешном умственном развитии его. Человек, прекраснейшее создание», он от природы одарен способностями «дойти до всего», подняться на самую высокую ступень образования. Право на образование им рассматривалось как естественное право каждого человека. Разумными существами, по его мнению, люди могут стать лишь в результате правильно поставленного образования и воспитания.
Коменский считал, что все дети независимо от пола и происхождения имеют право на образование. По своим способностям, дарованиям-дети, неодинаковы. Однако различия в способностях, , не могут служить основанием для того, чтобы заниматься образованием одних и уклоняться от занятий с другими. Это лишь обязывает воспитателей не однообразно, не по шаблону, а по-разному, в зависимости от особенностей детей, подходить к определению конкретных методов обучения и воспитания

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и активности; учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

2) принцип наглядности; предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
3)принцип постепенности и систематичности знаний-Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, Второе касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы "вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы".
 Третье касается того, чтобы "все изучалось последовательно с начала и до завершения".
Четвертое - "подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. “Мы,— говорил он,— решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей. Педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание– это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей

Школа родного языка предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности.
Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни.Учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд

Михаил Васильевич Ломоносов

8 (19) ноября 1711 - 4 (15) апреля 1765

«Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755), «Краткий Российский летописец с родословием», «Древняя Российская история», «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.


М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.

В Петербургской академии наук уже в 40-е гг. XVIII в. шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой замкнутости на идеи академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов государственного развития России. М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Идея М.В. Ломоносова нашла поддержку у графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета.

В 40—50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.

В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.


Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту западноевропейской педагогики.


М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.

В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении "в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования.

Никола́й Ива́нович Новико́в

 27 апреля (8 мая174431 июля (12 августа) 1818
«О воспитании и наставлении детей» (1783)
«О раннем начале учения детей» (1784)

Воззрения Новикова в целом соответствовали духу европейского Просвещения: ярко выраженный антропоцентризм (человек – «цель всех вещей мира»); рационалистический этицизм («просвещенный разум», позволяющий индивиду усвоить «истинное нравоучение» и, следуя по пути добродетели, достичь, в итоге, «небесного блаженства»); критика «невежества» как «причины всех заблуждений». В то же время в его мировоззрении присутствовали мотивы, связанные с его масонством: неприятие деистической философии и обоснование иерархической модели Вселенной, смысл которой определяется Богом как «высочайшим существом».

Цель: формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Настаивал на широком и разностороннем умственном образовании. Исследовал проблему человека и его нравственного формирования. Считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.
Задачи: научить ребёнка самокритично оценивать свои поступки, видеть их причины и следствия, в любой работе находить пользу и удовольствие.

Принципы:

По убеждению Новикова, любое воспитание должно основываться на гуманных принципах, предполагающих уважение к личности ребёнка, независимо от сословной принадлежности.

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума

воспитание добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В благотворит. и науч.-пед. целях организовал на средства от журналов и добровольные пожертвования читателей две нач. школы для бедных и сирот в Петербурге (1777—82). Составленная для этих школ программа помимо начальных знаний закона Божьего, грамматики, арифметики включала нем. язык, географию, геометрию, рисование. Предусматривалась возможность дальнейшего обучения ремёслам, также на обществ. средства. Школы пользовались большой популярностью, число учеников в них быстро росло, но по указанию Екатерины II они были закрыты.

 Требования к личности педагога: высокую нравственность, кругозор, знание педагогики и детской психологии, творческое отношение к делу воспитания, умение найти верный подход к ребёнку. 

Васи́лийНики́тичТати́щев (19 (29) апреля 1686 — 15 (26) июля 1750)

«Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах»,

«Записка об учащихся и расходах на просвещение»,

«Духовная»,

«Инструкция учителям школ при уральских заводах»,

«Учреждение коим порядком учителя русских школ имеют поступать»

Делил науки на нужные, полезные, вредные. Способствовал становлению в России истории как науки. Считал необходимым просвещение народных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 лет обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVI в. Яркий представитель светского представления в русской педагогической мысли 18 века.


Школа должна формировать светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя "разумного эгоиста" - осознание человеком самого себя, внутреннего мира.Качества личности, которые надо воспитывать Татищев ставил в зависимость от будущей деятельности.

Содержание общего образования (должно предшествовать профессиональному): письмо, грамматика, родной язык, красноречие, иностранные языки, математика, физика, ботаника и др. Главная задача обучения - освоить нужные науки. Они должны дополняться "щегольскими науками": музыкой, поэтикой, танцами, живописью. Нравственное воспитание дворянские дети должны получать в домашних условиях.

Любое учебное заведение обязано было иметь библиотеку.

Обучение старшими учениками младших. После школьного этапа дворяне от 18 до 30 лет должны находиться на государственной службе, а лишь потом думать о женитьбе.

Открыл горнозаводские школы.

Предусматривался строгий контроль за выполнением учительских обязанностей со стороны администраций.

Предложил специальную коллегию для организации учебных заведений, руководства и контроля за их работой.


Николай Иванович Пирогов (13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881 гг.)

«Вопросы жизни»


Пирогов считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство».


Принцип Пирогова о воспитании в человеке прежде всего человека с большой буквы, выдвижение на первый план нравственных достоинств человека, гуманизм, уважение к человеческой личности независимо от классовой и национальной принадлежности, демократизм, стремление построить систему образования на единой научной основе, имеющей непрерывную связь, начиная от низшей и кончая высшей школой, так, чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и вместе с тем представляло из себяопределенную ступень подготовки к практической жизни.

Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, от начальной до высшей школы, и обеспечивать преемственность всех систем образования.


Школьная система строилась из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (университеты).


написать администратору сайта