достоевский преступлене и наказание. Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман Преступление и наказание
Скачать 2.68 Mb.
|
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
6. Хроника преступления
7. Петербург в романе
8. Интерьеры в романе
9. Двойники Раскольникова
10. Две правды в романе
4. Характеристика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» По жанру роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»- социально-философский, психологический роман. В центре романа- образ молодого героя, который не желает смириться с безнравственностью окружающего мира и решает этот мир разрушить. Идея Родиона Раскольникова появляется в тексте не сразу. Сначала писатель показывает ту жизнь, которая привела героя к мысли об убийстве. Особенно в этом плане важна 1 глава романа. В ней описывается целая цепь событий, каждая из которых своеобразный повод для преступления. 1. Событие- встреча с Мармеладовым. Герои встречаются в кабаке и сразу выделяют из толпы друг друга. Мармеладов находится на последней стадии падения человека. Он уже не видит для себя возможности возродиться, снова стать человеком. Жуткая история его семьи, как понимает Раскольников,- это не исключение, а скорее нормав современном мире. Люди простые, бедные обречены на страдание. В целом в романе нарисован жуткий образ Петербурга. В нем человек страдает и погибает. Не случайно в тексте романа доминирует желтый цвет- это символ болезни, страдания униженных и оскорблённых. У бедных людей в Петербурге нет нормального дома, они живут в мрачных углах, угнетающих человека (комната Сони и Раскольникова). У героев ненормальная обстановка в семье. Семьи рушиться и поэтому очень странно звучит фамилия Мармеладовых. Она контрастна той безрадостной, несладкой жизни, которую ведет эта семья. У Мармеладовых по его признанию есть только один шанс воспрянуть, возродиться душой, умереть и воскреснуть после страшного суда. Раскольников понимает, что равнодушно смотреть на эту гибель человека он не может. Герой понимает, что жестокий мир нужно разрушить. Еще одно важное событие 2.- письмо матери. В письме она рассказывает сентиментальную историю Дуни в семействе Свидригайловых, рассуждает о предстоящем браке Дуни с Петром Лужиным. Важно не письмо, а то, как после прочтения его осмысливает Раскольников. Он потрясен открывшихся ему истин. Оказывается, в современном мире человек, желающий сделать добро другому, должен подчас себя продать, растоптать. Как понимает герой, Дуня намерена навсегда предать себя Лужину ради благосостояния брата и матери, Раскольников не желает принять эти жертвы. Во-первых, герой намерен благоденствовать целое человечество. И поэтому сам не желает быть облагоденствованным. Во-вторых, он не может согласиться с тем, что в современном мире купля-продажа человека стала нормой. Еще один важный разговор студента и офицера Раскольников слышит в баре. Эти герои беседуют об Алене Ивановне, Елизавете. Из этого разговора герой делает два важных вывода: 1. его идея верна, так как пришла в голову не ему одному; 2. он человек избранный, так как в отличие от других способен не просто размышлять, а пойти и убить. Также в первой главе автор описывает два сна Раскольникова. Это сон о забитой кляче и сон об Африке. Цель, с которой автор вводит в текст сны: показать, что душа Раскольникова чиста, она противостоит его бесчеловечной теории. С момента убийства в романе начинается развертывание системы доказательств неправомерности этой теории, герой вынужден совершить двойное убийство. Это показывает, что он был слишком наивен, когда стремился включить жизнь в определенную схему в своей теории. Теория Раскольникова Теория (с греч. «рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания. Критерий истинности и основа развития теории – практика. ( Энциклопедический словарь) Теория Раскольникова: все люди разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных" "необыкновенный" человек имеет право... не официальное… разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! (власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее) Цель теории: «Свобода и власть, а главное , власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!... Вот цель! Вот мое напутствие!» Раскольников говорит о ней в беседе с Порфирием Петровичем, следователем. Герой объясняет, что его теория вовсе не связана напрямую с уголовным преступлением. Он поясняет, что все великие люди (Наполеон, Ньютон, Магомед) были преступниками, то есть ради высшей цели переступали через общепринятые нормы и приносили пользу человечеству. По мнению Раскольникова, великий человек в отличие от обыкновенного способен увидеть несовершенство мира и изменить мир в лучшую сторону. При этом он имеет право и даже обязан ради высшей цели пожертвовать всеми, кто станет на его пути, то есть разрешить себе кровь по совести, при этом не испытывая муки совести. Тут же Раскольников заявляет, что все люди имеют равное право на жизнь. Причины преступления Социальные Крайняя степень нищеты. Болезненное состояние героя. Всеобщая несправедливость жизни. Знакомство с Мармеладовым и его рассказ о своей семье. Письмо матери. Встреча на бульваре с обманутой девушкой. Нравственные Желание проверить теорию. Понять, к какой категории относится сам герой. Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. Таким образом, получается, что сама теория глубоко противоречива, поэтому, совершив свое преступление, он не может спокойно к нему отнестись. Развенчивание теории Раскольникова связано с системой двойников романе, с образами Лужина и Свидригайлова. Двойники в романе «Преступление и наказание» Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной . Студент и Раскольников Студент говорил, что убить процентщицу – благое дело, поскольку через её смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна. Раскольников внимательно слушал оратора. Те мысли, которые он вынашивал и которых,возможно, боялся, были услышаны им из уст незнакомого человека. Эта встреча с “двойником” только подтолкнула Раскольникова к убийству. Раскольников до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь доверить её кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил бы внимание на хмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай как провиденье, как некий знак его правоты. Воспалённый разум, выведший то, что существуют люди, которые высшими силами назначены властвовать, легко увидел в разглагольствованиях студента тот знак свыше. В том состоянии, в котором был Раскольников, ум его цеплялся за любое, самое ничтожное подтверждение собственных мыслей, но множество опровержений его теории он просто не замечал, целиком отдаваясь размышлениям о пробе и о себе. Лужин и Раскольников Лужин- человек практический, здравомыслящий. Он во всем полагается только на логику и имеет своеобразную жизненную теорию. По мнению Лужина бессмысленно сострадать другому человеку, от этого происходят одни убытки, гораздо выгоднее и полезнее заботиться о себе, о своем благосостоянии и карьере. Он утверждает, что чем больше богатых и довольных людей будет в обществе, тем лучше для общества в целом. Логичные умозаключения Лужина с точки зрения разума оспорить нельзя, но если оценивать его теорию с нравственных позиций, то бесчеловечность этих идей становится очевидной. И Лужин и Раскольников делят людей на достойных и недостойных. Они оба относят себя к достойным, но Раскольников все же озабочен проблемами других людей, а Лужин абсолютный эгоист. Лужин – двойник Раскольникова, а его теория «целого кафтана»– аналог теории героя, чего не мог не заметить и не ужаснуться этому герой. Теория “целого кафтана” заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек без кафтана. Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второй вариант. Раскольников с ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнаёт свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же категории людей – слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых. Таким образом, теория Лужина-это опошленный вариант теории Раскольникова. Ф.М. Достоевский понимает, что большая часть общества обывателей похожа на Лужина. И редкий человек думает не только о себе, но и о других, как Раскольников. |