|
культура 13 15 века. Факторы, способствующие развитию русской культуры
5 Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Факторы, способствующие развитию русской культуры
Освоение новых территорий; Успехи в хозяйственном развитии; Центр политической и культурной жизни переместился в Москву; Москва возглавила борьбу против Золотой Орды;
Особенности.
Русская культура стала фактором, способствующим объединению русских земель. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала ведущей в произведениях устного народного творчества, письменности, литературы, живописи и архитектуры. Наблюдается обращение к героическому эпосу прошлого (снова популярны былины о защитниках земли русской).
| Письменность. Книжное дело.
Летописное дело
| На смену пергаменту приходит бумага, завезенная из Италии, Германии, Франции. Изменился тип письма. Вместо устава появляется полуустав – буквы стали мельче, потеряли строгую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым. Книги продолжали писать вручную. Центрами книгописания были монастыри и княжеские канцелярии.
Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф» - сведения о всемирной истории
Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую.
В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский»,
а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана — Троицкая летопись,
ставшая основой последующего московского летописания.
| Устное народное творчество. Литература
| Центральная тема литературы XIII-XIV вв. - борьба против завоевателей.
В 13 в. Батыево нашествие стало основной темой в литературе. На рубеже XIV-XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.
Основная форма литературных произведений XIII-XV вв. - повесть.
Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.
Основные жанры:
Жития - церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Другое название жанра - агиография Сказания - истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны. Хождения - сочинения о дальних путешествиях.
Произведения.
«Повесть о битве на реке Калке» (13 в.) «Повесть о разорении Рязани Батыем» (конец 13-начало 14 в.) «Слово о погибели Русской земли» (13 в.) «Житие святого Александра Невского» (13 в.) «Житие Сергия Радонежского», Епифаний Мудрый (конец 14- нач. 15 в.) «Задонщина». Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 в.) «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.) «Хождение за три моря» Афанасий Никитин (15 в.)
| Живопись
| Расцвет иконописного искусства. Мастера- иконописцы:
Феофан Грек (1340-1410 гг.) -выходец из Византии. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы Благовещенского собора в Московском Кремле.
Андрей Рублёв (1360-1430 гг.) — величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.)
Дионисий (1440—1503). В 1481 г. он выполняет почётный заказ: оформление кремлёвского Успенского собора. Также ему принадлежит роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
|
Литература(13-15 вв.)
Название, автор, время сочинения
| Содержание
| «Повесть о битве на реке Калке» (13 в.)
| К воинским повестям ХIII в. относятся написанные в рязанском княжестве «Повесть о битве на реке Калке» (1224). В ней сообщается о появлении на русской земле «таурмени», неведомого народа, который первоначально разбил половцев, а затем после отказа русских князей от союза с ним, принудил сдаться дружины южных русских князей на реке Калке.
| «Повесть о разорении Рязани Батыем» (конец 13-начало 14 вв.)
| B повести о разорении Батыем Резани рассказывается Взятии Батыем древнего города Рязани и трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое- богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.
| «Слово о погибели Русской земли» (13 в)
| «Словоо погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое
древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к «Житию Александра Невского»
| «Житие святого Александра Невского»
(13 в)
| Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали, как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского»,составленного в конце XIII в. Главный герой произведения — Александр Невский, возглавивший в 40 –х гг.13 в. борьбу против западных крестоносцев.
| «Житие Сергия Радонежского», Епифаний Премудрый (конец 14 в. Начало 15 в.)
| Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского– основателя Троице-Сергиева монастыря под Москвой, впоследствии объявленный РПЦ святым. Активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Благословил Дмитрия Ивановича (Донского) перед Куликовской битвой 1380 г.
| «Задонщина», Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 вв.)
| Памятник древнерусской литературы конца XIV - начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, над монголо- татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Название "Задонщина" происходит от места Куликовской битвы, которая состоялась "за Доном", близ впадения в него реки Непрядвы. "Задонщина" была написана вскоре после битвы, время ее создания датируется 80-ми гг. XIV в. Традиционно автором произведения считается некий Софроний Рязанец."Задонщина" – это воспевание битвы и подвига русских воинов на Куликовом поле.
| «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)
| Сказание о мамаевом побоище (XV в.)
В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа на Куликовской битве, приводится множество интересных подробностей этого события. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. Автор сказания находился под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»
| «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)
| Повесть конца 15 в. рассказывает о событиях в Москве во время похода Ордынского хана Тохтамыша в 1482 г., в результате которого город был сожжен и разграблен.
| «Хождение за три моря» (конец 15 в.) Афанасий Никитин
| Афанасий Никитин – купец, путешественник.
Афанасий Никитин в 1466 г. отправился с торговыми целями на Северный Кавказ Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку - Ирану, Индии. В Индии он прожил три года, с глубоким вниманием изучая местный язык, культуру, религию и быт. Итогам наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря»
| Архитектура
Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце XIV - начале XV вв. начался новый расцвет русской архитектуры.
Прежде всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.
Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донскойвозводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) — белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается эпоху Ивана III. Специально приглашённые итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены (1495 г., архитекторы - Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).
|
|
Успенский собор в Москве (1475-1479 гг.)
Архитектор – Аристотель Фиораванти
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение– г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности.По требованию великого князя за образецбыл взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицыВладимира к новой — Москве.Построен как главный кафедральный собор государства (был таковым вплоть до 1917г.) С 1326 г. собор стал усыпальницей русских патриархов.Здесь венчался на царство Иван IV.Здесь же в 1613 году на Земском соборе избран царём первый Романов- Михаил Фёдорович.
В первоначальных росписях принимал участие Дионисий.В храме богатейшая коллекция икон.На сегодняшний день функционирует как музей. Иногда проводятся богослужения.
|
|
Архангельский собор в Москве
Годы- (1505-1508 гг.)
Архитектор – Алевиз Новый
Правитель – князь Василий 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности. Усыпальница великих князей и царей. Последним здесь был захоронен Петр 2. В советское время функционировал как музей. В настоящее время здесь иногда проводятся богослужения
|
|
Благовещенский собор в Москве
Годы - (1484-1489 гг.)
Архитектор – псковские зодчие Кривцов и Мышкин
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение– г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности.Домовая церковь великих князей (до 18 в.)
|
|
Колокольня Ивана Великого в Москве
Годы – 1505- 1600
Архитектор – Бон Фрязин
Правитель – князь Василий 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности. Была достроена при Борисе Годунове и была самым высоким зданием в Москве вплоть до 18 в. (81 м)
|
| Грановитая палата В Москве
Годы – 1487 -1491 гг.
Архитектор – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль
Особенности.Здание построено в стиле итальянского Возрождения. Грановитая палата – главный парадный зал на протяжении нескольких столетий. Место торжественного приема царем иностранных послов. В палате проходили собрания Боярской думы, Земских соборов, празднества в честь покорения Казани, победы над Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединение Украины с Россией. В настоящее время
представительский зал при Президенте РФ. Здесь же находится резиденция патриарха.
В здании проводятся экскурсии.
|
|
Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде
Строительство: 1374 - 1378 годы
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания: крестово-купольный собор
Другие названия: Церковь спаса преображения на Ильине улице
Особенности.
Храм знаменит тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
|
| Церковь Фёдора Стратилата на Ручью В Новгороде
Строительство: 1360 - 1361годы
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания: крестово-купольный собор
Особенности.
Церковь представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
| |
|
|